Мастер-класс "Технология рефлексивного обучения на уроках"

Разделы: Общепедагогические технологии


Мастер-класс в рамках городской научно-практической конференции учителей

Тема: “Самостоятельные и служебные части речи” (обобщающий урок).

Цель урока: обобщение полученных знаний о самостоятельных и служебных частях речи на основе работы с текстом Е.Осетрова “Родословное дерево”.

Задачи урока:

  • способствовать обобщению полученных знаний о частях речи;
  • создать условия для развития устной и письменной речи, для развития критического мышления, в том числе рефлексии (самоанализ, самооценка, самоконтроль, самокоррекция), для развития творческих способностей; для развития умения пользоваться дополнительными источниками получения информации;
  • создать условия для осмысления важности отдельной человеческой жизни, её предназначения.

Предварительная работа: нарисовать своё родословное дерево, творческие работы – рисунки, отражающие этимологию слов "человек", "природа", "жизнь", создание кластера “Человек”, словарная работа со словами: "фрески", "орнамент", "вальки", "прялка", "лихолетье", индивидуальные задания по видам разборов, по определению типа и стиля речи, художественных средств выразительности, по анализу явления омонимии.

Оборудование: презентация, текст Е.Осетрова “Родословное дерево” (упр. 420 учебник М.М.Разумовской), рисунки, кластеры, алгоритм “Мои шаги в постижении текста”, записи на доске.

Содержание урока

1. Вызов интереса

Приветственное слово учителя; дети приветствуют друг друга, мир вокруг, жизнь

2. Погружение в тему

– Как вы думаете, для чего я просила вас узнать лексическое значение слов "фрески", "орнамент", "вальки", "прялка", "лихолетье"? Зачитать.

Рефлексивный вопрос: какое слово можно считать пятым “лишним”? Почему? ( ЛИХОЛЕТЬЕ ).

Рефлексивный вопрос: чем слово интересно с точки зрения лексики? Морфемики и словообразования? Фонетики?

Звучат индивидуальные задания: учащиеся проговаривают виды разборов, которые записаны на доске.

– Это слово нам сегодня встретится, и мы узнаем ещё одну его тайну.

В морфологическом разборе слова “лихолетье” ученик намеренно допустит ряд ошибок.

Рефлексивная задача: проанализировать морфологический разбор; если есть ошибки – исправить, обосновать свои действия.

– Знание какой науки помогло нам исправить ошибки? Что изучает морфология?

Рефлексивная задача: рассмотреть схему “Части речи в русском языке”, восстановить пропущенные термины.

Индивидуальное задание: рассказ ученика по схеме.

– Как можно обозначить тему урока? Сформулируйте цель. Творческое осмысление темы.

– Ребята приготовили нам интересные рисунки происхождения слов "человек", "природа", рассмотрите их, выслушайте рассказы. Предложите интересные названия урока – рефлексивный приём.

3. Обсуждение домашнего задания: рисунки “Моё родословное дерево”, создание кластера “Человек” – рефлексивный приём.

Индивидуальное задание: этимология слова “человек”.

– Как связаны эти задания?

– Мы прочитали много произведений художественной литературы, посмотрели спектакли в Читинском драматическом театре (привести примеры), в центре которых человек, его жизнь в разные исторические эпохи. Скажите, почему так много внимания к человеку?

4. Работа с текстом (упр. 420). Используется алгоритм “Мои шаги постижения текста” -рефлексивный приём.

Выразительное чтение (индивидуальное задание), создание кластера (рефлексивный приём) по тексту.

– Какие ассоциации автора совпали с вашими?

Индивидуальные задания: определение типа и стиля речи, нахождение средств выразительности (словами какой части речи представлены?).

– Выпишите предложения, в которых звучит главная мысль (по типу “Двойного читательского дневника” - рефлексивный приём).

– Как называют таких людей? Кого можете привести в пример?

– Я хочу, чтобы вы выросли именно такими людьми, настоящими гражданами. Берегли своё родословное дерево, не были бы “порхающими бабочками”, мне эта мысль автора понравилась больше всего. От вас хочу услышать искренние размышления по поводу мыслей автора.

5. Задание на дом: высказать свои мысли в читательском дневнике.

6. Орфографическая и пунктуационная работа в выписанных предложениях.

– А вот и слово “лихолетий”. Какой частью речи является? Что смущает? Чем является “-ИЙ”?

7. Анализ омонимичных конструкций:

– Какой частью речи будут слова омонимы? Как определили?

Используется алгоритм "Как определить часть речи" – рефлексивный приём:

"…что ей сулит завтра?" – "Я приеду завтра" -"Он сказал, что не придёт"

"Сплетаются в единый узел былое, нынешнее, завтрашнее" –" Нахлынуло былое воспоминание; нынешнее задание; завтрашнее дело"

"К памятным страницам прошлого" – "Прошлого дня"

8. Рефлексия:

– Урок подошёл к завершению. Достигли цели? О каких частях речи недостаточно вспомнили? Какой вид работы понравился? Что вызвало затруднения? Каждый индивидуально дополняет задание на дом.

9. Слово учителя об оценках, поставленных ученикам. Благодарность за работу.