Содержание рабочей программы
- Пояснительная записка.
- Содержание учебного материала.
- Учебно-тематический план (5-й класс).
- Учебно-тематический план (6-й класс).
- Перечень ключевых слов.
- Список литературы для учителя.
- Список литературы для обучающихся.
Пояснительная записка
Огромную важность в математическом образовании обучающихся имеют знания исторического и прикладного характера: кем и когда были придуманы дроби, где впервые стали решать задачи с помощью уравнений, как применяют математику в различных играх и для тайнописи и т. п. Введение курса “За страницами учебника математики”, как вариативной части учебного плана школы, обусловлено желанием приобщить к математическому образованию учащихся, которые в своём личном общении отражают исторический путь, следуя которому человечество добывало математические знания.
Основные разделы курса:
– как люди научились считать; из науки о числах;
– развитие арифметики и алгебры; рассказы о геометрии;
– математические игры; математика и шифры;
– математика у разных народов
– как измеряли в древности; старые русские меры;
– метрическая система мер;
– комбинации и расположения.
Программа “За страницами учебника математики” ориентирована на применение различных форм организации взаимодействия учителя и ученика.
Особый акцент в программе сделан на использование исторического материала в видеофильмах, мультфильмах на современных носителях, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям организации учебного процесса. Формы контроля усвоения программного материала: урок-путешествие, урок-аукцион, урок-викторина, защита рефератов. Итоговые занятия пройдут в форме математического КВН в 5 классе и математического вечера в 6 классе.
Изучение данного курса тесно связано, в первую очередь, с математикой и с такими дисциплинами, как история, география и обществознание.
Программа адресована учащимся 5-6 классов и частично может быть использована в начальных классах и во внеклассной работе
Курс рассчитан на 68 часов, из них: 34 часа в 5 классе и 34 часа в 6 классе.
Срок реализации программы – 2 года. Количество часов в неделю – 1 час.
В связи с тем, что курс “За страницами учебника математики” сопровождает учебный материал по математике в 5-6 классах, при составлении рабочей программы мы опираемся на примерную программу по дисциплине “Математика” для базового уровня в указанных классах (сборник нормативных документов. Математика / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев – 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.).
В результате прохождения программного материала, обучающийся
имеет представление:
- о том, как математика стала настоящей наукой;
- о метрической системе мер;
- о комбинаторике;
- о бесконечности ряда натуральных чисел;
знает:
- историю развития арифметики и алгебры;
- историю возникновения геометрии;
- старые русские меры;
умеет:
- решать задачи с помощью уравнений;
- решать занимательные геометрические задачи;
- самостоятельно приобретать знания и применять их;
владеет:
- некоторыми приёмами быстрого счёта;
- некоторыми методами шифрования текста.
Целью прохождения данного курса является содействие формированию математического мышления и целостного представления о математике, как науке и создание условий для успешного усвоения школьной программы.
Задачи курса:
- расширить сферу знаний обучающихся;
- способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся;
- вырабатывать умение самостоятельно приобретать и применять знания;
- воспитывать интерес и любовь к предмету.
Содержание учебного материала
1. Как люди научились считать (10 часов)
– арифметика каменного века;
– числа начинают получать имена;
– великолепная семёрка;
– живая счётная машина;
– операции над числами;
– системы счисления;
– первые цифры;
– древнегреческая, древнеримская и другие нумерации;
– как в древности выполняли арифметические действия;
– как решали задачи в древности.
2. Развитие арифметики и алгебры (9 часов)
– наука уходит на Восток;
– открытие нуля;
– что такое квадриллион?
– о бесконечности ряда натуральных чисел;
– Мухаммед из Хорезма диктует правила;
– пропорции;
– кто придумал отрицательные числа и зачем они нужны?
– зарождение алгебры.
3. Из науки о числах (7 часов)
– как математика стала настоящей наукой?
– числа правят миром;
– проблема Гольдбаха;
– решето Эратосфена;
– признаки делимости;
– НОД;
– любопытные свойства натуральных чисел;
– некоторые приёмы быстрого счёта.
– юные математики.
4. Математические игры. Математика и шифры (6 часов)
– “ Битва чисел” и “Ним”;
– игра в 15;
– каким должен быть шифр;
– шифры и арифметика остатков;
– шифрование решёткой.
5. Рассказы о геометрии (8 часов)
– как возникла геометрия;
– натягиватели верёвок;
– как Фалес посрамил гарпедонаптов;
– сотни фигур из семи частей;
– Эратосфен измеряет Землю;
– Архимед применяет геометрию для обороны;
– геометрические узоры; правильные фигуры;
– из Вавилона в Грецию;
– геометрия вокруг нас;
– геометрические проблемы.
6. Математика у разных народов (5 часов)
– математика у армян;
– математика у народов Средней Азии;
– математика у русского народа;
– Л.Ф.Магницкий и его “Арифметика”;
– как ценили математику наши предки?
– из содержания старинных русских руководств по математике.
7. Как измеряли в древности (3 часа)
– зачем человеку нужны измерения;
– первые единицы длины;
– измерение площадей;
– взвешивание;
– меры в Древнем мире.
8. Старые русские меры (4 часа)
– начало государственного надзора за мерами в России;
– меры длины; меры площадей; меры веса и объёма;
– денежная система русского народа;
– Д.И.Менделеев – метролог.
9. Метрическая система мер (4 часа)
– рождение метрической системы мер;
– временная метрическая система;
– архивный метр;
– международная метрическая система мер.
10. Комбинации и расположения (7 часов)
– катание на карусели;
– футбольное первенство;
– комбинаторика на шахматной доске;
– дерево выбора; Кенигсбергские мосты;
– блуждание по лабиринтам;
– магические квадраты.
Учебно-тематический план 5 класс
Разделы и темы |
Количество часов |
Раздел 1. Как люди научились считать | 5 |
Раздел 2. Развитие арифметики | 4 |
Раздел3. Из науки о числах | 7 |
Раздел 4. Математика у разных народов | 5 |
Раздел 5. Как измеряли в древности | 3 |
Раздел 6. Старые русские меры | 4 |
Раздел 7. Метрическая система мер | 4 |
Математический КВН. | 2 |
Итого | 34 |
Учебно-тематический план 6 класс
Разделы и темы |
Количество часов |
Раздел 1. Как люди научились считать | 5 |
Раздел 2. Развитие арифметики и алгебры | 5 |
Раздел 3. Математические игры. Математика и шифры | 6 |
Раздел 4. Рассказы о геометрии | 8 |
Раздел 5. Комбинации и расположения | 7 |
Защита проектов | 1 |
Математический вечер | 2 |
Итого | 34 |
Перечень ключевых слов: алгоритм Евклида; “арифметика-политика”; “арифметика-логистика”; асс; астрология; биллион; верста; дружественные числа; кадь; калькуляция; квадриллион; копейные деньги; мечевые деньги; полимино; поприще; промилле; системы счисления; скалва; треугольные числа; унция.
Литература для учителя
- Гарднер, М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки [Текст] / М. Гарднер. – 5-е изд. – М.: Наука, 1986.
- Депман, И. Я. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 классов средн. шк. [Текст] / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. – М.: Просвещение, 1989.
- Депман, И. Я. Мир чисел [Текст] / И. Я. Депман. – 4-е изд. – Л.: Детская литература, 1982.
- Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки [Текст] / Е. И. Игнатьев. – 4-е изд. – М.: Наука, 1984.
- Кордемский, Б. А. Удивительный мир чисел [Текст] / Б. А. Кордемский, А. А. Ахадов. – М.: Просвещение, 1986.
- Перельман, Я. И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки [Текст] / Я. И. Перельман. – 11-е изд. – М.: Наука, 1978.
- Рыбников, К. А. Возникновение и развитие математической науки: кн. для учителя [Текст] / К. А. Рыбников. – М.: Просвещение, 1987.
- Романовский, Б. В. С метром по векам [Текст] / Б. В. Романовский. – Л.: Детская литература, 1985.
- Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении математике: кн. для учителя [Текст] / М. Ю. Шуба. – М.: Просвещение, 1994.
Литература для обучающегося
- Гарднер, М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки [Текст] / М. Гарднер. – 5-е изд. – М.: Наука, 1986.
- Депман, И. Я. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 классов средн. шк. [Текст] / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. – М.: Просвещение, 1989.
- Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки [Текст] / Е. И. Игнатьев. – 4-е изд. – М.: Наука, 1984.
- Маркушевич, А. И. Детская энциклопедия: кн. для среднего и старшего возраста [Текст] / А. И. Маркушевич [и др.]. – М.: Просвещение, 1974.