Составление алгоритмов с ветвлением

Разделы: Информатика


Цель урока: приобретение новых знаний в области алгоритмики и навыков написания сложных алгоритмов с ветвлением.

Задачи урока:

  • Образовательная: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов.
  • Развивающая: развитие логики, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать; формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
  • Воспитательная: показать связь данной темы с практикой; формирование умения организовать  индивидуальную работу по созданию проектов.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Методы:

  • По источнику получения знаний: словесные, наглядные: демонстрация блок-схем; использование технических средств;
  • По степени активности познавательной деятельности: частичнопоисковый;
  • По логичности подхода: индуктивный.

Межпредметные связи: математика, физика, география, история.

Оборудование:

  • компьютер c обновлениями SP1 или выше (обязательно для показа тестов);
  • MS Office 2003, выберите: «Сервис» – «Макрос» – «Безопасность…» – «Уровень безопасности» – «Низкая» (обязательно для показа тестов);
  • программируемый тест
  • макеты блоков
  • листочки с алгоритмом по подсчету баллов
  • карточки с заданиями

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 1 мин
  2. Проверка домашнего задания – 9 мин
  3. Устный счет – 3 мин
  4. Постановка цели. Поиск решения и составление алгоритмов – 20 мин
  5. Домашнее задание – 3 мин
  6. Итог урока. Выставление оценок – 1 мин
  7. Рефлексия. – 3  мин

ХОД УРОКА

1 этап:

На прошлом уроке вам было задано дифференцированное домашнее задание:

На «3»: Составить алгоритм нахождения у, если

На «5»: Составить алгоритм определения и вывода на экран сообщения, поместится ли круг в квадрате.

Поднимите руки те, то выбрал задание на «5». Вы сейчас пойдете к компьютерам и пройдете программируемый тест (Презентация 1)
В это время одному ученику сейчас надо пойти к доске и показать составленный алгоритм.

2 этап: Устный счет: Определить, что будет выведено на экран? (Презентация 2)

Ответы:

  1. 9
  2. 11
  3. 8 (ловушка)
  4. 8
  5. 5
  6. 8 (ловушка)
  7. 8
  8. 4

Легко ли было в последнем задании вычислить значении?
Оказывается, очень часто в алгоритмах используют команду ветвления ни один раз, а несколько.
Вот сегодня на уроке, мы и попробуем составить различные комбинации с командой ветвления.

4 этап: Запишем в тетрадь тему урока: Составление алгоритмов с ветвлением

Давайте подумаем, как можно, используя ветвление, составить различные комбинации.
(учащиеся на доске составляют различные комбинации, как только они создали команду «выбор», остановить их предложить рассмотреть готовый алгоритм)

"Недостаточно знания, необходимо также применение; недостаточно хотеть, надо и делать". И.В.Гете (немецкий поэт, мыслитель). 

Задание 1: Составить алгоритм определения по набранным очкам, какое место займет команда. Перед вами листочки с готовым алгоритмом, определите, какое место займет команда. Если она набрала 60 баллов?

Перед вами листочки с готовым алгоритмом. Определите, какое место займет команда, если она набрала 60 очков?
А как вы думаете, где еще может применяться такая схема?

Задание 2: Составить алгоритм, согласно заданиям в карточке (работа в парах)

(Приложение)

Давайте расположим команду ветвление друг под другом. Где можно использовать такой алгоритм?

Задание 3: Составить алгоритм проверки знаний таблицы умножения.
Вспомните, на прошлом уроке, мы составляли алгоритм проверки произведения двух чисел и частный случай « 6 · 9 = ». Напомню вам. Как с помощью такого алгоритма можно составить алгоритм, являющийся решением нашего задания?

5 этап: Домашнее задание: Составить экзаменатор по любому предмету, состоящий из не менее 10 вопросов.

Какие могут быть экзаменаторы:

– Проверка знания столиц;
– Проверка знания формул и т.д.

6 этап: Подведение итогов. Выставление оценок

7 этап: Рефлексия:

Согласен ли ты с данными утверждениями:
(ответ обведи или подчеркни)

1) Применение нескольких команд ветвление делает алгоритм более полезным (ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ)
2) При составлении алгоритмов можно использовать данные из разных предметных областей (ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ)
3) Тема «Составление алгоритмов стала мне более понятна (ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ)