Урок биологии "Значение крови и ее состав". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


По программе И.Н. Пономаревой.

Учебник: Биология Человек. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.

Тип урока:

1. по основной дидактической цели-изучение нового материала;

2. по способу проведение и этапам учебного процесса-комбинированный.

Методы урока:

1. по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрированный, проблемно-поисковый.

2. по виду источника знаний: словесно-наглядный.

3. по форме совместной деятельности учителя и учащихся: рассказ, беседа

Цель: Углубить значение о внутренней среде организма и о гомеостазе; разъяснить механизм свёртывания крови; продолжить развитие навыков микроскопирования.

Дидактические задачи:

Знать:

1) Состав внутренней среды организма

2) Состав крови и её функции

3) Механизм свёртывания крови

Уметь:

1) Называть составные компоненты внутренней среды организма человека

2) Определять под микроскопом, рисункам клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

3) Указывать функции кровяных клеток

4) Характеризовать составные компоненты плазмы крови

5) Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровяных клеток

6) Разъяснять значение анализа крови, как средство диагностики заболеваний. Обосновывать своё мнение.

Развивающие задачи:

1) Умение выполнять задания, руководясь методическим инструктажем.

2) Извлекать необходимую информацию из источников знаний.

3) Умение делать выводы после просмотра слайдов по теме “Кровь”

4) Умение заполнять схемы

5) Анализировать и оценивать информацию

6) Развивать творческие способности у учащихся

Воспитательные задачи:

1) Патриотизм на жизнедеятельности И.И. Мечникова

2) Формирование здорового образа жизни: человек должен следить за составом своей крови, употреблять пищу, богатую белком и железом, избегать потерю крови и обезвоживание.

3) Создавать условия для формирования самооценки личности.

Требование к уровню подготовки обучающихся:

Узнавать:

  • клетки крови под микроскопом, рисунки

Описывать:

  • функции клеток крови;
  • механизм свёртывания крови;
  • функцию составных компонентов плазмы крови;
  • признаки малокровия, гемофилии

Сравнивать:

  • молодой и зрелый эритроцит человека;
  • эритроциты человека и лягушки;
  • количество эритроцитов у новорождённых и взрослых людей.

Понятия:

Плазма крови, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, гомеостаз, фагоциты, фибриногены, свёртывание крови, тромбопластин, нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, моноциты, лимфоциты, изотонический, гипертонический, гипотонический растворы, физиологический раствор.

Оборудование:

1) Таблица “Кровь”

2) Электронный диск “Кирилл и Мефодий”, тема “Кровь”

3) Цельная кровь человека ( отцентрифугированная и простая) .

4) Микроскопы

5) Микропрепараты: кровь человека и лягушки.

6) Сырой картофель в дистиллированной воде и солёной

7) Физиологический раствор

8) 2 мантии красного цвета, белый халат, воздушные шарики

9) Портреты И.И. Мечникова и А. Левенгука

10) Пластилин красного и белого цвета

11) Презентации обучающихся.

Этапы урока

1. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

Клод Бернар: “Я первый стал настаивать на той идее, что для животных есть собственно 2 среды: одна среда – внешняя, в которой помещён организм, а другая среда – внутренняя, в которой живут элементы тканей.

Заполните таблицу.

“Компоненты внутренней среды и их местонахождение в организме”. Смотри приложение №1.

2.Изучение нового материала

Учитель:

Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с “нечистой силой”, говорил: “Кровь, надо знать, совсем особый сок”. В этих словах отражается мистическое верование в кровь в нечто таинственное.

За кровью признавали могучую и исключительную силу: кровь скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать кровью”; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.

Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа.

Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшие условия жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линей связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносится кислород, вода, белки и другие вещества. С развитием науки человеческий разум всё глубже проникает во многие тайны крови.

Итак, общее количество крови в организме человека равно 7% его веса, по объёму это около 5-6 литров у взрослого человека и около 3 литров у подростков.

Какие функции выполняет кровь?

Ученик: Демонстрирует опорный конспект и объясняет функции крови. Смотри приложение №2

В это время учитель делает дополнения по электронному диску “Кровь”.

Учитель: Из чего состоит кровь? Демонстрирует отцентрифугированную кровь, где видны 2 чётко отличающиеся друг от друга слоя.

Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови и нижний слой – осадок тёмно-красного цвета, который образован форменными элементами – клетками крови: лейкоцитами, тромбоцитами и эритроцитами.

Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой соединительную ткань, клетки которой взвешены в жидком промежуточном веществе – плазме. Кроме того, в ней не происходит размножение клеток. Выполнение старых, отмирающих клеток крови новыми осуществляется благодаря кроветворению, происходящему в красном костном мозгу, которых заполняет пространство между костными перекладинами губчатого вещества всех костей. Например, разрушение состарившихся и повреждённых эритроцитов происходит в печени и селезёнке. Общий объём его у взрослого равен 1500 см3.

В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% её приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав! Здесь и сложнейшие белки (альбумины, глобулины и фибриноген), жиры и углеводы, металлы и галоиды – все элементы таблицы Менделеева, соли, щёлочи и кислоты, различные газы, витамины, ферменты, гормоны и пр.

Каждое из этих веществ имеет определённое важное значение.

Ученик с короной “Белки” - “Строительный материал” нашего организма. Они участвуют в процессах свёртывания крови, поддерживают постоянство реакции крови (слабощелочная), образует иммуноглобулины, антитела, участвующие в защитных реакциях организма. Высокомолекулярные белки, не проникающие через стенки кровеносных капилляров, удерживают в плазме определённое количество воды, что важно для уравновешенного распределения жидкости между кровью и тканями. Наличие белков в плазме обеспечивает вязкость крови, постоянство её давления сосудов, препятствует оседанию эритроцитов.

Ученик с короной “жиры и углеводы” - источники энергии. Соли, щёлочи и кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменения которой опасно для жизни. Ферменты, витамины и гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и взаимное влияние органов и систем.

Учитель: Суммарная концентрация минеральных солей, белков, глюкозы, мочевины и других веществ, растворённых в плазме, создаёт осмотическое давление.

Явление осмоса возникает везде, где имеются 2 раствора различной концентрации, разделённые полунепроницаемой мембраной, через которую легко проходит растворитель (вода), но не проходят молекулы растворенного вещества. В этих условиях растворитель движется в сторону раствора с большой концентрацией растворённого вещества.

Благодаря соматическому давлению происходит проникновение жидкости через клеточные оболочки, что обеспечивает обмен воды между кровью и тканями. Постоянство осмотического давления крови имеет важное значение для жизнедеятельности клеток организма. Мембраны многих клеток, в том числе и клеток крови, тоже являются полупроницаемыми. Поэтому при помещении эритроцитов в растворы с различной концентрацией солей, а, следовательно, и с разным осмотическим давлением в них происходят серьёзные изменения.

Солевой раствор, имеющий такое же осмотическое давление, как плазма крови, называют изотоническим раствором. Для человека изотоничен 0,9% раствор поваренной соли.

Солевой раствор, осмотическое давление которого выше, чем осмотическое давление плазмы крови, называются гипертоническим; если осмотическое давление ниже, чем в плазме крови, то такой раствор называется гипотоническим.

Гипертонический раствор (10% NaCl) – применяют при лечении гнойных ран. Если на рану наложить повязку с гипертоническим раствором, то жидкость из раны будет выходить наружу, на повязку, поскольку концентрация солей в ней выше, чем внутри раны. При этом жидкость будет увлекать за собой гной, микробы, отмершие частицы тканей, и в результате рана очиститься и заживёт.

Поскольку растворитель движется всегда в сторону раствора с более высоким осмотическим давлением, то при погружении эритроцитов в гипотонический раствор вода, по закону осмоса, интенсивно начинает проникать внутрь клеток. Эритроциты набухают, их оболочки разрываются, и содержимое поступает в раствор.

Для нормальной деятельности организма важно не только количественное содержание солей в плазме крови. Чрезвычайно важен и качественный состав этих солей. Сердце, например, остановится, если из протекающей через него жидкости полностью исключить соли кальция, то же произойдёт при избытке солей калия. Растворы, которые по своему качественному составу и концентрации солей соответствуют составу плазмы, называют физиологическими растворами. Они различны для разных животных. Такие жидкости используются для поддержания жизнедеятельности изолированных от тела органов, а также как заменители крови при кровопотерях.

Учитель.

Задание: Доказать, что нарушение постоянства солевого состава плазмы крови разбавлением её дистиллированной водой приводит к гибели эритроцитов.

Опыт можно поставить демонстрационно. В 2 пробирки наливают одинаковое количество крови. К одной пробе приливают дистиллированную воду, к другой – физиологический раствор (0,9% - ный раствор NaCl) . Учащиеся должны заметить, что пробирка, в которой к крови прилит физиологический раствор, осталась непрозрачной. Следовательно, форменные элементы крови сохранились, остались в взвеси. В пробирке, где к крови была прилита дистиллированная вода, жидкость стала прозрачной. Содержимое пробирки более не является взвесью, стала раствором. Значит, форменные элементы здесь, прежде всего эритроциты, разрушились, а гемоглобин перешёл в раствор.

Запись опыта можно оформить в виде таблицы. Смотри приложение №3.

Значение постоянства солевого состава плазмы крови.

Причины разрушения эритроцитов при давлении крови воды можно объяснить так. Эритроциты имеют полупроницаемую мембрану, она пропускает молекулы воды, но плохо пропускает ионы солей и другие вещества. В эритроцитах и плазме крови процент воды приблизительно равен, поэтому за определённую единицу времени в эритроцит из плазмы попадает примерно столько же молекул воды, сколько уходит из эритроцита в плазму. При разбавлении крови водой молекулы воды вне эритроцитов становятся больше, чем внутри. Вследствие этого увеличивается и число молекул воды, проникающих в эритроцит. Он разбухает, мембрана его растягивается, клетка теряет гемоглобин. Он переходит в плазму. Разрушение эритроцитов крови в организме человека может произойти под влиянием разных веществ, например яда гадюки. Оказавшись в плазме, гемоглобин быстро теряется: он легко проходит через стенки сосудов, выводится из организма почками, разрушается тканями печени.

Нарушение состава плазмы, как и любое другое нарушение постоянства состава внутренней среды, возможно лишь в относительно небольших пределах. Благодаря нервной и гуморальной саморегуляции отклонение от норм вызывает в организме изменения, восстанавливающие норму. Значительные изменения постоянства состава внутренней среды приводят к заболеванию, а иногда даже являются причиной смерти.

Ученик в красной мантии и короной “эритроцит” с воздушными шариками в руках:

Всё, что содержится в крови, всё, что несёт она по сосудам, предназначено для клеток нашего тела. Они отбирают из неё всё необходимое и используют на собственные нужды. Только кислородосодержащее вещество должно оказаться нетронутым. Ведь если оно будет оседать в тканях, разрушаться там и использоваться на нужды организма, трудно станет транспортировать кислород.

Поначалу природа пошла на создание очень крупных молекул, молекулярный вес которых в два, о то и в десять миллионов раз больше тома водорода, самого лёгкого вещества. Такие белки не способны проходить сквозь клеточные мембраны, “застревая” даже в довольно крупных порах; вот почему они по долгу сохранялись в крови и могли многократно использоваться. Для высших животных было найдено более оригинальное решение. Природа снабдила их гемоглобином, молекулярный вес которого лишь в 16 тысяч раз больше чем у атома водорода, но, чтобы гемоглобин не достался окружающим тканям, поместила его, как в контейнеры, внутрь специальных, циркулирующих вместе с кровью клеток – эритроцитов.

Эритроциты большинства животных круглые, хотя иногда их форма почему-то меняется, становится овальной. Среди млекопитающих такими уродами являются верблюды и ламы. Зачем в конструкцию эритроцита этих животных понадобилось вводить столь значительные изменения, пока точно неизвестно.

Поначалу эритроциты были большие, громоздкие. У протея, реликтовой пещерной амфибии их диаметр 35-58 микрон. У большинства амфибий они значительно меньше, однако их объём достигает 1100 кубических микрон. Это оказалось неудобно. Ведь чем больше клетка, тем относительно меньше её поверхность, в обе стороны которого должен проходить кислород. На единицу поверхности приходится слишком много гемоглобина, что мешает его полноценному использованию. Убедившись в этом, природа пошла на пути уменьшения размеров эритроцитов до 150 кубических микрон для птиц и до 70 для млекопитающих. У человека их диаметр равен 8 микронам, а объём 8 кубическим микронам.

Эритроциты многих млекопитающих ещё мельче, у коз едва достигают 4, а у кабарги 2,5 микрона. Почему именно у коз такие мелкие эритроциты, понять нетрудно. Предки домашних коз были горными животными и жили в сильно разряженной атмосфере. Недаром количество эритроцитов у них огромно, 14,5 миллиона в каждом кубическом миллиметре крови, тогда как у таких животных, как амфибий, интенсивность обмена веществ которых невелика, всего 40-170 тысяч эритроцитов.

В погоне за уменьшением объёма красные кровяные клетки позвоночных животных превратились в плоские диски. Так максимально сократился путь диффундирующих в глубь эритроцита молекул кислорода. У человека, кроме того, в центре диска с обеих сторон есть вдавления, что позволило ещё больше сократить объём клетки, увеличив размер её поверхности.

Транспортировать гемоглобин в специальной таре внутри эритроцита очень удобно, но добра без худа не бывает. Эритроцит – живая клетка и сам потребляет для своего дыхания массу кислорода. Природа не терпит расточительства. Ей немало пришлось поломать голову, чтобы придумать, как сократить ненужные расходы.

Самая важная часть любой клетки – ядро. Если его тихонечко удалить, а такие ультрамикроскопические операции учёные умеют делать, то безъядерная клетка, хотя и не гибнет, всё же становится нежизнеспособной, прекращает свои основные функции, резко сокращает обмен веществ. Вот это и решила использовать природа, она лишила взрослые эритроциты млекопитающих их ядер. Основная функция эритроцитов – была контейнерами для гемоглобина – функция пассивная, и пострадать она не могла, а сокращение обмена веществ было только на руку, так как при этом сильно уменьшается расход кислорода.

Учитель: из пластилина красного цвета слепите эритроцит.

Ученик в белом халате и короной “лейкоцит”:

Кровь не только транспортное средство. Она выполняет и другие важные функции. Передвигаясь по сосудам тела, кровь в лёгких и кишечнике почти что непосредственно соприкасается с внешней средой. И лёгкие, и особенно кишечник, бесспорно, грязные места организма. Не удивительно, что здесь в кровь очень легко проникнуть микробам. Да и почему бы им не проникать? Кровь – чудесная питательная среда, притом богатая кислородом. Если не поставить тут же при входе, бдительных и неумолимых стражей, дорога жизни организма стала бы дорогой его смерти.

Стражи нашлись без труда. Ещё на заре возникновения жизни все клетки организма были способны захватывать и переваривать частички органических веществ. Почти в то же время организмы обзавелись подвижными клетками, очень напоминающих современных амёб. Они не сидели сложа руки, ожидая, когда ток жидкости принесёт им что-нибудь вкусненькое, а проводили жизнь в постоянных поисках хлеба насущного. Эти бродячие клетки-охотники, с самого начала включившиеся в борьбу с попавшими в организм микробами, получили название лейкоцитов.

Лейкоциты – самые крупные клетки человеческой крови. Их размер колеблется от 8 до 20 микрон. Эти одетые в белые халаты санитары нашего организма ещё длительное время принимали участие в пищеварительных процессах. Они выполняют эту функцию даже у современных амфибий. Не удивительно, что у низших животных их очень много. У рыб в 1 кубическом миллиметре крови их бывает до 80 тысяч, в десять раз больше, чем у здорового человека.

Чтобы успешно бороться с патогенными микробами, необходимо очень много лейкоцитов. Организм производит их в огромных количествах. Учёным не удалось пока выяснить продолжительность их жизни. Да вряд ли она может быть точно установлена. Ведь лейкоциты – солдаты и, видимо, никогда не доживают до старости, а гибнут на войне, в схватках за наше здоровье. Вероятно, поэтому у различных животных и в различных условиях опыта получались очень пёстрые цифры – от 23 минут до 15 дней. Более точно было удалось установить лишь срок жизни для лимфоцитов – одной из разновидностей крохотных санитаров. Он равняется 10-12 часам, то есть за сутки организм не меньше двух раз полностью обновляет состав лимфоцитов.

Лейкоциты способны не только странствовать внутри кровяного русла, но при надобности его легко покидают, углубляясь в ткани, навстречу попавшим туда микроорганизмам. Пожирая опасных для организма микробов, лейкоциты отравляются их сильнодействующими токсинами и гибнут, но не сдаются. Волна за волной сплошной стеной они на болезнетворный очаг, пока сопротивление врага не будет сломлено. Каждый лейкоцит может проглотить до 20 микроорганизмов.

Массами выползают лейкоциты на поверхность слизистых оболочек, где всегда много микроорганизмов. Только в ротовую полость человека – 250 тысяч ежеминутно. За сутки здесь гибнет 1/80 часть всех наших лейкоцитов.

Лейкоциты борются не только с микробами. Им поручена ещё одна важная функция: уничтожать все поврежденные, износившиеся клетки. В тканях организма они постоянно ведут демонтаж, расчищая места для строительства новых клеток тела, а молодые лейкоциты принимают участие и в самом строительстве, во всяком случае, в строительстве костей, соединительной ткани и мышц.

Безусловно, одним лейкоцитам не удалось бы отстоять организм от проникающих в него микробов. В крови любого животного много различных веществ, которые способны склеивать, убивать и растворять попавших в кровеносную систему микробов, превращать в нерастворимые вещества и обезвреживать выделяемый ими токсин. Некоторые из этих защитных веществ мы получаем по наследству от родителей, другие учимся вырабатывать сами в борьбе с окружающими нас бесчисленными врагами.

Учитель: Задание: из пластилина белого цвета слепите лейкоцит.

Ученик в розовой мантии и короной “тромбоцит”:

Как ни внимательно контрольные приборы – барорецепторы следят за состоянием кровяного давления, всегда возможна авария. Ещё чаще беда приходит со стороны. Любая, даже самая незначительная, рана разрушит сотни, тысячи сосудов, и через эти пробоины сейчас же хлынут наружу воды внутреннего океана.

Создавая для каждого животного индивидуальный океан, природе пришлось озаботиться организацией аварийно спасательной службы на случай разрушения его берегов. Поначалу эта служба была не очень надёжной. Поэтому для низших существ природа предусмотрела возможность значительного обмеления внутренних водоёмов. Потеря 30 процентов крови для человека смертельна, японский жук легко переносит потерю 50 процентов гемолимфы.

Если судно в море получает пробоину, команда старается заткнуть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 микрона. Заткнуть такой крохотной затычкой сколько-нибудь значительною дыру было бы невозможно, если бы тромбоциты не обладали способностью слипаться под воздействием тромбокиназы. Этим ферментом природа богато снабдила ткани, окружающие сосуды, и другие места, больше всего подверженные травмам. При малейшем повреждении тканей тромбокиназа выделяется наружу, входит в соприкосновение с кровью, и тромбоциты немедленно начинают слипаться, образуя комочек, а кровь несёт ему всё новый и новый строительный материал, ведь в каждом кубическом миллиметре крови их содержится 150-400 тысяч штук.

Сами по себе тромбоциты большой пробки образовать не могут. Затычка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов. Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка. Если повреждён не очень крупный сосуд и давление крови в нём не настолько велико, чтобы вытолкнуть пробку, утечка будет ликвидирована.

Вряд ли рентабельно, чтобы дежурная аварийная служба потребляла много энергии, а значит и кислорода. Перед тромбоцитами стоит единственная задача – слипнуться в минуту опасности. Функция пассивная, не требует значительных затрат энергии, значит, незачем потреблять кислород, пока всё в организме спокойно, и природа с ними так же, как с эритроцитами. Она лишила их ядер и тем самым, сократив уровень обмена веществ, сильно снизила расход кислорода.

Совершенно очевидно, что хорошо налаженная аварийная служба крови необходима, но она, к сожалению, грозит организму страшной опасностью. Что, если по тем или иным причинам аварийная служба начнёт не вовремя работать? Такие неуместные действия приведут к серьёзной аварии. Кровь в сосудах свернётся и закупорит их. Поэтому кровь имеет вторую аварийную службу – антисвёртывающую систему. Она следит, чтобы в крови не было тромбина, взаимодействие которого с фибриногеном приводит к выпадению нитей фибрина. Как только фибрин появляется, антисвёртывающая система немедленно его инактивирует.

Вторая аварийная служба работает очень активно. Если в кровь лягушки ввести значительную дозу тромбина, ничего страшного не произойдёт, он тут же будет обезврежен. Зато если теперь взять у этой лягушки кровь, окажется, что она потеряла способность свёртываться.

Первая аварийная система работает автоматически, второй командует мозг. Без его указания система работать не будет. Если у лягушки сначала разрушить командный пункт, находящийся в продолговатом мозге, а потом ввести тромбин, кровь мгновенно свернётся. Аварийная служба наготове, но не кому подать сигнал тревоги.

Кроме перечисленных выше аварийных служб, кровь имеет ещё и бригаду капитального ремонта. Когда кровеносная система повреждена, важно не только быстрое образование тромба, необходимо так же его своевременное удаление. Пока порванный сосуд заткнут пробкой, она мешает заживлению раны. Ремонтная бригада, восстанавливая целостность тканей, понемножку растворяет и рассасывает тромб.

Многочисленные сторожевые, контрольные и аварийные службы надёжно охраняют воды нашего внутреннего океана от всяких неожиданностей, обеспечивая очень высокую надёжность движения его волн и неизменность их состава.

Учитель: Объяснение механизма свёртывания крови.

Свёртывание крови

Тромбопластин + Са2+ + протромбин = тромбин

Тромбин + фибриноген = фибрин

Тромбопластин – белок-фермент, образуется при разрушении тромбоцитов.

Са2+ - ионы кальция, присутствующие в плазме крови.

Протромбин – не активный белок-фермент плазмы крови.

Тромбин - активный белок-фермент.

Фибриноген – белок, растворённый в плазме крови.

Фибрин – волокна белка, нерастворимые в плазме крови (тромб)

В течение всего урока обучающиеся заполняют таблицу “Клетки крови”, а потом сравнивают с эталонной таблицей. Проверяют друг у друга, выставляют оценку, исходя из критериев, предлагаемых учителем. Смотри приложение №4.

Практическая часть урока.

Учитель: Задание №1

Исследовать кровь под микроскопом. Описать эритроциты. Определить, может ли эта кровь принадлежать человеку.

Учащимся для анализа предлагают кровь лягушки.

В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы:

1.Какую окраску имею эритроциты?

Ответ: Цитоплазма розовая, ядро окрашено ядерными красками в синий цвет. Окрашивание даёт возможность не только лучше различить клеточные структуры, но и узнать их химические свойства.

2. Какой величины эритроциты?

Ответ: Довольно крупные, однако, в поле зрения их немного.

3.Может ли эта кровь принадлежать человеку?

Ответ: Не может. Человек относится к млекопитающим, а эритроциты млекопитающих ядра не имеют.

Учитель: Задание №2

Сравните эритроциты человека и лягушки.

При сравнении отмечают следующее. Эритроциты человека значительно мельче эритроцитов лягушки. В поле зрения микроскопа эритроцитов человека значительно больше, чем эритроцитов лягушки. Отсутствия ядра повышает полезную ёмкость эритроцита. Из этих сопоставлений делают вывод, что кровь человека способна связывать больше кислорода, чем кровь лягушки.

Учитель:

Внесите информацию в таблицу. Смотри приложение №5.

3.Закрепление изученного материала:

1. По медицинскому бланку “Анализ крови” смотри приложение №6, дать характеристику состава крови:

а) Количество гемоглобина

б) Количество эритроцитов

в) Количество лейкоцитов

г) РОЭ и СОЭ

д) Лейкоцитарную формулу

е) Поставить диагноз состояния здоровья человека

2. Работа по вариантам:

1.Вариант: тестовая работа по 5 вопросам с выбором от одного до нескольких вопросов.

2.Вариант: выбрать предложения, в которых допущены ошибки и исправить эти ошибки.

Вариант 1

1.Где вырабатываются эритроциты?

а) печень

б) красный костный мозг

в) селезёнка

2.Где разрушаются эритроциты?

а) печень

б) красный костный мозг

в) селезёнка

3.Где образуются лейкоциты?

а) печень

б) красный костный мозг

в) селезёнка

г) лимфатические узлы

4.Какие форменные элементы крови имеют в клетках ядро?

а) эритроциты

б) лейкоциты

в) тромбоциты

5. Какие форменные элементы крови участвуют в её свёртывании?

а) эритроциты

б) тромбоциты

в) лейкоциты

Вариант 2

Найдите предложения, в которых допущены ошибки и исправьте их:

1.Внутренняя среда организма - это кровь, лимфа, тканевая жидкость.

2. Эритроциты – это красные кровяные клетки, имеющие ядро.

3. Лейкоциты участвуют в защитных реакциях организма, имеют амёбовидную форму и ядро.

4. Тромбоциты имеют ядро.

5. Эритроциты разрушаются в красном костном мозге.

Задания для логического мышления:

1.Концентрация солей физиологического раствора, заменяющего иногда в опытах кровь, разная для холоднокровных (0,65%) и теплокровных (0,95%) . Чем вы можете объяснить такое различие?

2.Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови лопаются; если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит, если человек выпьет много воды и съест много соли?

3.При сохранении тканей живыми в не организма их помещают не в воду, а в физиологический раствор, содержащий 0,9% поваренной соли. Объясните, почему необходимо так делать?

4.Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1мм3 в 13 раз больше у человека, чем у лягушки. Как вы можете объяснить этот факт?

5.Болезнетворные микробы, попавшие в какой-нибудь орган, могут проникнуть в лимфу. Если бы микробы попали из неё в кровь, то это привело бы к общему заражению организма. Однако этого не происходит. Почему?

6.В 1 мм3 крови козы находится 10 млн эритроцитов размером 0,007; в крови лягушки 1 мм3 – 400 000 эритроцитов размером 0,02. Чья кровь – человека, лягушки или козы – перенесёт в единицу времени больше кислорода? Почему?

7.При быстром восхождении на гору у здоровых туристов развивается “горная болезнь” - одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки при частых тренировках со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека?

4. Домашнее задание

п.13,14. Знать записи в тетради, работа №50,51 стр. 35 – рабочая тетрадь №1, авторы: Р.Д. Маш и А.Г. Драгомилов

Творческое задание для учащихся:

“Иммунная память”,

“Работа Э. Дженнера и Л. Пастера при изучении иммунитета”.

“Вирусные заболевания человека”.

Рефлексия: Ребята, поднимите руки те, кому было комфортно и уютно сегодня на уроке.

  1. Как вы считаете, достигли мы цели урока?
  2. Что вам понравилось больше всего на уроке?
  3. Что бы вам хотелось изменить в ходе урока?