Цель: рассмотреть причины и последствия дворцовых переворотов, охарактеризовать внутреннюю политику российских государей в 1725-1762 гг.
План Урока:
- Причины и сущность дворцовых переворотов
- Екатерина II
- Петр II
- «Верховники»
- Анна Иоанновна
- Иван Антонович
- Елизавета Петровна
- Петр III
Основные понятия: фаворит, кондиции, верховники, регент.
Ход урока.
Вступительное слово учителя. Указ о престолонаследии, изданный Петром I в 1722 г. Какой порядок наследования престола он устанавливал? (Слайд № 2)
События после смерти Петра I, который не оставил завещания. Опережающее задание. В чем причина дворцовых переворотов?
Определение дворцовых переворотов, хронологические рамки (Слайд № 3, 4). Затем учитель вместе с учащимися подробно разбирается с родословной Романовых в XVIIIв. (Слайд № 5).
Последующая часть урока может быть выстроена следующим образом: на основании рассказа учителя (или сообщений учащихся), которые иллюстрируются соответствующими слайдами, делается краткая запись в тетради. В качестве дополнительного материала может быть использован текст, помещенный к уроку «Дворцовые перевороты» в поурочных разработках по истории России 7 класс, автор Е.В. Симонова.
В конце урока закрепление изученного материала проводится по вопросам:
- Можно ли дворцовые перевороты XVII в. сравнить со Смутой XVII в.?
- Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?
Какие политические силы были основными при организации переворотов и почему?
Дайте оценку проекта «кондиций», подготовленного «верховниками».
Домашнее задание (Слайд № 19).