Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.
План урока:
- Церковь после Смуты.
- Патриарх Филарет.
- Реформа патриарха Никона.
- Усиление разногласий между церковной и светской властью.
- Церковный собор 1666-1667 гг.
- Протопоп Аввакум.
Основные понятия: церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.
Ход урока
- Вначале учитель организует проверку домашнего задания. Опрос по теме: «Политическое развитие страны».
- Переход к новой теме. Учитель формулирует цель урока (Слайд № 1). Затем необходимо вспомнить:
- О введении патриаршества в правление Федора Иоанновича (1589 г). Первый патриарх – Иов.
- О роли РПЦ в годы Смуты. Патриарх Гермоген.
- О правлении первого представителя династии Романовых – Михаиле Федоровиче, который с 1619 г. правил вместе с Патриархом Филаретом (своим отцом).
- Федор Никитич Романов (патриарх Филарет). Рассказ учителя или сообщение учащегося. (Слайд № 2).
- Далее учитель знакомит учащихся с патриархом Никоном и его взаимоотношениями с царем Алексеем Михайловичем (Слайд № 3). При активном участии патриарха Никона была разработана церковная реформа, проведение которой началось в 1653 г. Учащимся предлагается на основе текста учебника охарактеризовать изменения, которые вносила реформа в обряды. Сделать краткую запись в тетради. (Слайд № 4). Церковный собор одобрил церковную реформу (Слайд № 5). Царь всецело доверял патриарху, нуждался в его советах. Однако Никон выдвинул идею приоритета духовной власти над светской (Слайд № 6). Далее учитель рассказывает об усилении разногласий между царем и патриархом, охлаждении их отношений (Слайд № 7). Никон самовольно покинул патриарший престол. Был проведен церковный собор 1660г., на котором была признана вина Никона в самовольном оставлении своих обязанностей. Однако лишить патриарха его сана этот собор был не правомочен. Требовалось согласие восточных патриархов. Окончательно вопрос был разрешен на церковном соборе (1666 – 1667 гг) (Слайд № 8). Дату и основные решения учащиеся записывают в тетрадь.
- Сообщение учащегося о протопопе Аввакуме иллюстрируют слайды № 9, 10, 11.
- Беседа с классом. Вопрос: почему исправление обрядов вызвало такую бурную реакцию в обществе, привело к расколу церкви на старообрядцев и никониан? (Слайд № 12). Были ли подобные явления в жизни Европы в Новое время? Реформация, протестантизм, Контрреформация – ключевые слова.
- Затем учащиеся записывают в тетрадь определение понятий раскол и старообрядцы (Слайд № 13).
- Вывод урока (Слайд № 14).
- Домашнее задание (Слайд № 15)