“Скажи мне и я забуду, покажи мне,
и, может быть, я запомню,
вовлеки меня и я пойму”
(Китайские философы)
Написание данной работы является попыткой привлечь внимание педагогического сообщества к вопросу о преподавании иностранного языка в больших группах и с разным уровнем подготовки учащихся. Речь идет о классах численностью до 24 учеников, которые, согласно Постановлению Совета Министров СССР № 468 от 27 мая 1961 года “Об улучшении изучения иностранных языков”, не делятся на подгруппы. (В постановлении, в частности, в п.3 говорится: “Установить, что в общеобразовательных школах, имеющих квалифицированных преподавателей иностранных языков, при наличии необходимых помещений, классы с числом учащихся более 25 человек делятся на две группы для занятий по иностранному языку…”.) Постановление, принятое более 50 лет назад, предписывает нам осуществлять преподавание иностранного языка в условиях, непривычных для большинства моих коллег. Численность учеников в классах в 60-70 годы была намного больше сегодняшней, да и школ в те годы, конечно же, было меньше. Нельзя не учитывать демографическую ситуацию, а она такова, что в округе, например, есть школы, где едва набирается один первый класс или открывают два, но не полных, а это значит, что учителя иностранного языка в таких школах работают не в подгруппах, а с целым классом. Как следствие, педагоги, успешно и продуктивно работающие в подгруппах до 12 человек и набравшие определенный опыт, испытывают колоссальные трудности при работе с целым классом до 24 человек. Иначе как экстремальными такие условия назвать нельзя.
Как, а главное, кому объяснить, что специфика изучения иностранного языка подразумевает именно то оптимальное, до 10-12, количество участников образовательного процесса, обеспечивающего наиболее успешное формирование, развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности. Хочется надеяться, что мои коллеги, в классах которых не набралось 25 и более учеников, не останутся молчаливыми читателями.
Вопрос методики преподавания иностранного языка в больших группах в литературе практически не представлен. Учителю самому приходится искать пути выхода из создавшейся ситуации.
Наиболее распространенной и привычной формой взаимодействия учителя и его учеников в условиях работы с подгруппой является фронтальная работа, но эта методика не подходит к условиям работы с целым классом, не приносит ощутимых результатов, превращается в потерю времени и сил учителя. Для ищущего и творческого педагога поиск решения этой проблемы является неисчерпаемым полем для творчества. Можно даже назвать это педагогическим вызовом.
Именно в такой ситуации в этом году оказалась я с 4 и 5 классами. Речь идет не только о банальной поддержке дисциплины, а о том, как выполнить главную задачу – сделать урок продуктивным, уделить каждому ученику максимальное количество внимания. Задача, как оказалось, непростая. Ведь в традиционной подгруппе каждый ученик имеет возможность высказаться достаточное количество раз, работая с учителем в постоянном интерактивном режиме. А здесь всегда найдется кто-то, кто будет разговаривать с соседом, не отключит мобильный телефон или просто не поймет, что надо делать, и, как следствие, возникает потеря времени на решение простых организационных вопросов. Остается нерешенной проблема получения каждым учащимся класса достаточной языковой практики в рамках одного урока. Например, вижу желание высказаться у сильных учеников и не могу уделить им именно здесь и сейчас должного внимания. Я могу потерять успешного, с горящими глазами ученика. Мотивированные учащиеся явно недополучают внимания учителя, отсюда появляются первые обиды и непонимание, как со стороны самих детей, так и со стороны их родителей. В данном случае речь идет о возможных психологических травмах. Страдают оба участника образовательного процесса. Учитель начинает искать новые стратегии взаимодействия с классом, меняет старые проверенные формы и методы работы, но иногда не успевает найти в силу различных причин. Но время течет неумолимо быстро, а результата нет. Как следствие, может появиться депрессия, нервные расстройства, симптомы педагогического выгорания.
Печальным фактом является, что все, что нарабатывалось годами - приемы и методы - не работает, не приносит ожидаемого и прогнозируемого результата. Если задаться целью, то можно даже вплоть до минут показать, насколько затратным по времени становятся все стадии урока от предъявления нового материала до его конечного усвоения. Однозначно могу сказать, что планы уроков, предварительно составленные накануне начала учебного года для традиционной группы, показали полную свою несостоятельность на практике в больших группах. Отставание по времени наблюдается на всех этапах урока. Приходится сокращать время за счет какой-либо части урока.
Надо сказать, что наши зарубежные коллеги задачу обучения иностранному языку в больших группах решают давно и успешно. Речь идет об организации учебной работы в группах. Мировая практика знает успешное использование стратегии групповой работы. В качестве примера для подражания можно привести Jim Rose, автора учебников Go! и Energy. Его результаты при работе с группами до 50 и более человек впечатляют. Но таких уникальных и суперталантливых методистов-педагогов мало. Для этого надо обладать определенными творческими способностями и, безусловно, харизмой.
Какие же конкретные советы можно дать учителям, оказавшимся в аналогичной ситуации? Предлагаю Вашему вниманию опыт автора по организации групповой работы на уроках английского языка. Сначала необходимо разделить класс на подгруппы. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. Сразу же отметим, что группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает. Помимо этого при комплектовании групп необходимо учитывать психологическую совместимость членов группы. Сам процесс деления на подгруппы можно провести в форме интересной игры, например, с поиском недостающих частей в пословице или каких-то устойчивых знакомых всем словосочетаний. Здесь фантазия поможет Вам избежать конфликтов и излишней суеты при делении на подгруппы. Каждый член новой группы является равноправным речевым партнером. При таком подходе сокращается количество учеников, не работающих на уроке, что является, на мой взгляд, самой главной “головной болью” при работе с целым классом. Далее необходимо четко и ясно объявить задание для каждой группы, критерии оценивания, время выполнения и форму представления результатов работы группы. Такая форма работы идеально подходит на этапе совершенствования речевых умений, для отработки изученных лексических и грамматических конструкций. Но группа способна трудиться успешно лишь при оптимальном распределении функций между ее членами. В этом плане интересна идея назначения так называемых наблюдателей. Они выбираются из числа успевающих учеников. Их роль слушать и делать пометы, они являются своего рода контролерами. После представления результатов работы каждой группой они делают свои дополнительные сообщения со своими замечаниями, которые они заранее записывали. Этот прием повышает не только мотивацию изучения предмета у этих учеников, но и повышает самооценку учащихся. Так, например, при закреплении употребления простого настоящего времени, наиболее распространенная ошибка - это потеря окончания s/es в третьем лице единственного числа. Чтобы успешно справиться со своей персональной задачей наблюдателя, ученик должен внимательно слушать товарищей и сам не пропустить момент ошибки. Это развивает внимательность, усидчивость учащихся.
Не секрет, что групповая организация взаимодействия учителя и учеников требует от преподавателя больших сил, внимания, терпения по сравнению с фронтальной работой. На первых порах присутствовал и беспорядок, и не успевала проконтролировать работу всех групп. Для начала, нужно научить ребят работать в группе, поскольку поначалу прослеживалась неготовность учащихся к подобной форме работы на уроке. Это требует дополнительного времени, отсюда появляется отставание от программы, ощущение, что все стоит на месте. Но усилия учителя не напрасны, и вот почему. Усиливается активная роль каждого учащегося, так как на протяжении всего занятия он решает попеременно с другими обучающимися поступающие одну за другой от преподавателя коммуникативные задачи. Конструируется такая система отношений, которая позволяет как можно полнее раскрыть, использовать и развить возможности каждого. Думается, что всех этих факторов вполне достаточно, чтобы групповая работа заняла на уроках достойное место.