Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.
Иоганн Вольфганг Гете
Гимназическое образование предполагает ориентацию не только на усвоение определенных знаний, но в большей мере на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей в соответствии с особенностями (интеллектуальными, психологическими, физическими) каждого ученика. Общепризнан высокий уровень образования и подготовки научных кадров в России. В этом немалая заслуга системы поиска и подготовки одарённых школьников, выпестованной в СССР/России многими поколениями энтузиастов. Стержень этой системы - предметные олимпиады школьников, которые являются эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся с разными типами одаренности.
Олимпиады всегда были, есть и будут. У любого человека всегда есть потребность сравнить себя с другими. Для школьников это чуть ли не единственный способ посоревноваться в интеллектуальной сфере. Безусловно, для различных возрастов олимпиады имеют разное значение и разные цели.
Согласно положению о всероссийской олимпиаде школьников, в муниципальном этапе Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету принимают участие обучающиеся 7-11 классов образовательных организаций. Учащиеся же 5-6 классов, являются участниками только школьного этапа и не имеют возможности испытать свои силы на муниципальном уровне. Получается, что учащимся необходимо учиться до 7 класса и только тогда будет возможность выступить ну муниципальном уровне. Я сделал попытку устранить данный пробел.
В декабре 2011 года в г. Шахты прошла I городская олимпиады по математике среди учащихся 5 и 6 классов, посвященная 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.
Цели и задачи Олимпиады:
- подготовка учащихся 5-6 классов к участию в различных этапах Всероссийской олимпиады школьников по математике;
- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
- создание необходимых условий для поддержки одарённых детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;
- привлечение школьников к углубленному изучению математики;
- повышение умений и навыков учащихся по решению олимпиадных задач.
- стимулирование интересов школьников к математике и занятию ею на более глубоком уровне.
Организатором Олимпиады является школа для детей с повышенным интеллектуальным уровнем “Эрудит” в лице руководителя школы Авиловой А.Н. и педагога дополнительного образования, учителя математики МБОУ гимназия №10 Удота Алексея Алексеевича.
Для участия в олимпиаде были приглашены учащиеся 5-6 классов - победители школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике всех общеобразовательных учреждений города.
Проверить свои силы в решении олимпиадных задах собрались 68 учащихся 5-6 классов из 34 общеобразовательных учреждений города. Ребятам были предложены задания, соответствующие рекомендациям центральной предметно-методической комиссией по математике. В итоге проведения олимпиады по математике были определены 2 победителя, 4 призера, 8 лауреатов из числа всех участников.
На торжественном закрытии олимпиады победители и призеры были награждены дипломами департамента образования, книгами по математике от издательства “Легион”. Присутствующий на награждении депутат Городской Думы Стенякина Е.П. вручила победителям олимпиады кубки, а призерам медали. Кроме того, были отмечены и 6 учителей математики, подготовивших победителей и призеров олимпиады, которые получили благодарственные письма и методическую литературу. Лауреаты получили дипломы и математические книги. Все участники, независимо от количества набранных баллов, были отмечены сертификатами участника олимпиады.
Выступая с ответным словом, победитель олимпиады – ученик 5 класса МОУ гимназия им. А.С. Пушкина Фетисов Максим отметил, что проведенная олимпиада дала ему возможность проверить свои силы, посоревноваться со сверстниками. По словам учителя математики МБОУ лицей №11 Ишковой О.Б., прошедшая олимпиада дает возможность “заполнить пустоту” между 5 и 8 классом, когда учащиеся начинают участвовать в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике.
Все участники были едины во мнении, что идея проведения олимпиады очень своевременная, нужная и требующая продолжения.
Считаю, что олимпиада прошла успешно и практика ее проведения станет ежегодной.
Как отмечает академик В.В. Лунин, в олимпиадах изначально заложен сильный стимул саморазвития личности, но он подавляется другой функцией олимпиады: выявлением сильнейших. Соревнования являются центральной, системообразующей, но далеко не единственной и даже не первостепенной частью олимпиады. Поэтому сейчас важнее смещение акцентов с соревновательной на личностно-развивающую функцию олимпиадного движения.
В то же время значение олимпиад и в том, что они создают общую среду для выявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования достижений наиболее одарённых ребят. Необходимость развития системы поддержки талантливых детей, в том числе через олимпиады и конкурсы, систему дополнительного образования, подчёркнута и в Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, утверждённой Президентом РФ Д.А. Медведевым.
См. приложение.