Цель урока: продолжить формирование понятий "степень окисления", "окислитель", "восстановитель", "окислительно-восстановительные реакции", "метод электронного баланса"; познакомить учащихся с заданиями ЕГЭ, рассматривающих данные вопросы; познакомить учащихся с особенностями протекания окислительно-восстановительных реакций в различных средах.
Образовательные задачи:
- повторить основные понятия об окислении и восстановлении, степени окисления, окислителях и восстановителях, рассмотреть сущность окислительно-восстановительных реакций;
- выработать умения по составлению уравнений химических реакций, протекающих в различных средах методом электронного баланса.
Развивающие задачи:
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- способствовать развитию речи учащихся;
- формирование умения анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме;
- способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
Воспитательные задачи:
- воспитание осознанной потребности в знаниях;
- совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;
- развитие любознательности.
Тип урока: комбинированный (словесно-наглядно-практический).
Место данного урока в теме: шестой урок в теме "Окислительно-восстановительные реакции" в разделе "Химия в задачах" при изучении элективного курса "Химия-11кл".
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- кабинет химии, персональный компьютер, мультимедийный проектор.
2. Дидактическое обеспечение:
- рабочая тетрадь учащихся;
- презентация в PowerPoint ;
- материалы для контроля знаний учащихся.
План урока:
- Актуализация знаний;
- Объяснение новой темы;
- Закрепление изученного материала;
- Запись домашнего задания.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
1.1 Беседа по материалам прошлых уроков.
Вопросы к беседе:
- Какие реакции называются окислительно- восстановительными?
- Что такое окисление?
- Какой процесс называется восстановлением?
- Как называются вещества, отдающие электроны?
- Как называются вещества, принимающие электроны?
- Что такое "степень окисления"?
- Что происходит со степенью окисления элемента в процессе его восстановления?
- Что происходит со степенью окисления элемента в процессе его окисления?
- Как классифицируются ОВР?
- Назовите сильные окислители и восстановители
- Какие элементы в ПС имеют постоянные степени окисления и какие конкретно?
Учитель: окислительно-восстановительные реакции и вся теория, которую мы с вами повторили и обобщили, имеют место в заданиях ЕГЭ( А27, В2, С1). Давайте решим задания ЕГЭ, и вы убедитесь, что теоретическая основа, которую мы с вами закладываем на наших уроках сейчас, помогут вам в будущем ответить на вопросы изучаемой темы при сдаче ЕГЭ.
Итак, внимание на экран: работа с заданиями слайдов 3-4
Используются задания из вариантов ЕГЭ, разработанных сотрудниками ФИПИ.
Самостоятельная работа : каждый ученик выполняет отдельно на листке и сами проверяют (слайд 5)
Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: какой элемент по окислительным свойствам стоит на втором месте после фтора? (кислород, и далее, галогены. Причем, окислительные свойства галогенов уменьшаются от хлора к иоду).
Важно так же знать, что помимо кислорода сильными окислительными свойствами обладают соединения, в которых есть кислород. Мы с вами сегодня знакомимся с сильнейшим окислителем - перманганатом калия, формула которого: KMnO4
Объяснение нового материала.
Перманганат калия является сильным окислителем за счет иона MnO42-, в котором марганец находится в высшей степени окисления +7. Именно поэтому марганец может только восстанавливаться в результате ОВР. И восстанавливаться до конкретных продуктов. (слайд 10)
Наша с вами задача сегодня научиться предугадывать продукты ОВР, в которых принимает участие KMnO4.
Рассмотрим сначала восстановление перманганата калия в кислой среде.
(слайд 11)
KMnO4 + KI + H2SO4 ->
Существует алгоритм по составлению таких реакций. Давайте им воспользуемся:
Сначала проставляют степени окисления элементов. Затем рассуждают, какие элементы и как будут изменять степень окисления. Воспользуемся схемой. Так как реакция протекает в кислой среде, ион MnO42- будет переходить в ион Mn2+, понижая степень окисления. Значит, нужно найти элемент, который способен повысить степень окисления. Таким ионом является ион I-. Составляем электронный баланс. И далее записываем продукты данной реакции и расставляем коэффициенты. Напоминаю вам о том, что стехиометрические коэффициенты, которые вы получили в электронном балансе, должны иметь место в реакции!
Далее рассмотрим восстановление перманганата калия в нейтральной и щелочной средах (по этапам, используя алгоритм). (слайды 12, 13)
KMnO4 + K2SO3 + H2O ->
KMnO4 + K2SO3 + KOH ->
Дихромат калия является сильным окислителем за счет иона Cr2O72-, в котором хром находится в высшей степени окисления +6. Именно поэтому хром может только восстанавливаться в результате ОВР. И восстанавливаться до конкретных продуктов. (слайд 14)
Рассмотрим восстановление дихромата калия в кислой среде (слайд 15)
K2Cr2O7 + FeSO4 +H2SO4 ->
Восстановление хромата калия в нейтральной среде (слайд 17)
K2CrO4 +H2S + H2O ->
Кислородные кислоты галогенов и их соли восстанавливаются до галогеноводородов или галогенидов металлов (слайд 18 )
KCIO3 + KOH + MnO2 -> K2M nO4 + KCI +H2O
Галогенид - ионы (CI- , Br -, I- ) всегда являются только восстановителями и окисляются до галогенов (слайд 19)
HBr + H2SO4 -> Br2 +SO2 +H2O
H2O2 ( перекись водорода ) является сильным окислителем (слайд 20)
PbS +H2O2 -> PbSO4 + H2O
H2O2 ( перекись водорода ) является восстановителем (слайд 21 )
KMnO4 + H2O2 + H2SO4 -> MnSO4 + K2SO4 + O2 + H2O
Рассмотрим пример окисление органических веществ (слайд 22)
(C8) H10 + KMnO4 + H2SO4 -> (C7) H6O2 + CO2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
Решаем самостоятельно предложенное уравнение реакции. (слайд 23)
C2H5OH + K2Cr2O7 + H2SO4 ->
Учащиеся на доске и в тетрадях пишут уравнение реакции и самостоятельно расставляют коэффициенты методом электронного баланса.
А теперь, ребята, когда теоретический материал позади, давайте включим в работу визуальную память. Для этого я вам предлагаю посмотреть реакции восстановления перманганата калия в различных средах.
Учитель демонстрирует реакции взаимодействия растворов KMnO4 и K2SO3 в нейтральной, кислой и щелочной средах.
Итоги и выводы.
Мы познакомились с особенностями протекания окислительно-восстановительных реакций в различных средах.
Вспомнили, как расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
Научились записывать продукты окислительно-восстановительных реакций с участием перманганата калия, дихромата калия, кислородными кислотами галогенов, галогенид ионами, перекисью водорода, окисление органических веществ
Задание на дом.
Допишите уравнение реакции и расставьте коэффициенты с помощью метода электронного баланса:
Cr2O3+KNO3+KOH ->