Уроки разновозрастного сотрудничества в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Сфера общения уже давно является предметом наблюдения и исследования многих известных педагогов и психологов. Этой теме посвящено большое количество научных работ и публикаций. Сегодня особое внимание необходимо уделять ситуациям общения в детских коллективах, когда один из детей выполняет роль взрослого. Более интересными и содержательными эти ситуации делает организация разновозрастного сотрудничества. Разновозрастное сотрудничество – это совместное решение разнообразных задач учениками разного возраста, в результате чего каждый достигает определенных личностно значимых для него целей.

Разновозрастное сотрудничество является одним из педагогических условий обеспечения безболезненного перехода из начальной школы в среднюю. В отличие от младшего школьника младшему подростку для самоутверждения и решения некоторых личностных задач нужен не столько взрослый или сверстник, сколько менее умелый, нуждающийся в помощи партнер. Поэтому учащиеся 5–7-х классов с удовольствием участвуют в планировании и проведении уроков разновозрастного сотрудничества. Им импонирует возможность примерить на себя роль учителя и оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Но младшему школьнику нужно не просто подсказать решение, что-то сделать за него, предложить готовый результат или навязать свое мнение. Он должен самостоятельно прийти к этому результату, выработав свою точку зрения, и ему нужно в этом помочь.

Общение ребенка с другими детьми крайне важно для его психического развития. Взаимодействие детей между собой показало, что если партнеры имели неравные уровни общения (как при разновозрастном сотрудничестве), то обладавшие более низким уровнем подтягивались до более высокого уровня в процессе совместной деятельности. В психолого-педагогической литературе описаны многочисленные случаи, свидетельствующие о значительно большей эффективности обучения детей своими сверстниками и старшими товарищами.

Главный психологический смысл организации совместной деятельности учащихся в условиях относительной автономности от учителя заключается в том, что при непосредственном взаимодействии с учителем ребенку трудно освоить взрослые, учительские функции, позволяющие научиться учить себя самостоятельно, – для этого ему нужно общение с детьми. Таким образом, чтобы утвердиться в позиции учащегося, научиться добывать знания самостоятельно, школьнику нужно побывать в роли учителя по отношению к другому человеку. Такая возможность у учащихся 5–7-х классов есть: они на какое-то время могут стать учителями младших школьников. Следовательно, разновозрастное сотрудничество младших и старших школьников может решать важные задачи.

Во-первых, отвечая притязаниям подростков на равноправные, “серьезные” отношения с миром взрослых, работа “учителем” может служить одной из мер профилактики подросткового негативизма, который проявляется в виде нарушений дисциплины, нежелания учиться. Во-вторых, такая работа помогает формировать учебную самостоятельность школьников, основанную на способности нового “учителя” принять другую точку зрения или помочь малышу исправить неверно сделанный вывод. В-третьих, учебное сотрудничество между младшими и старшими детьми дает учителю возможность организовать изучение материала на переходном этапе таким образом, чтобы старшие ученики подходили к обобщению своих способов действий, знаний и умений как бы с позиции другого человека.

Кого же больше развивают уроки разно­возрастного сотрудничества? Что дают они старшим и младшим ученикам? Для подростков особенно эффективны не сами разновозрастные уроки, а подготовка к ним. Именно во время подготовки они пробуют прогнозировать трудности, с которыми могут столкнуться младшие школьники при решении простых задач. Попытка занять позицию другого ученика, предположить возможные ошибки, найти путь преодоления этих ошибок – все эти действия формируют собственную контрольно-оценочную деятельность.

Старшеклассники ответственно готовятся к выполнению роли “учителя”: они горды тем, что им поручили это важное дело и дали возможность продемонстрировать свои знания и умения. Подобная работа во много раз эффективнее любой контрольной, которая показывает лишь недостаток знаний и умений. При подготовке к уроку разновозрастного сотрудничества учащиеся средней и старшей школы могут легко восполнить недостающие для проведения урока знания, а главное – сделают это самостоятельно, без указаний педагога.

Кроме того, ребенок, имеющий возможность организовать какую-либо деятельность, разработать ее правила, контролировать, оценивать ее ход, лучше и прочнее освоит ее. Причем полученные им навыки и умения используются в этом случае более свободно, содержат в себе элементы творчества, так как школьник выступает полноценным субъектом осуществляемой деятельности.

Чтобы по-настоящему овладеть знанием или умением, ученику обязательно нужно побывать в роли учителя, передать кому-то свои знания, ибо прочитанное и услышанное всегда легко ускользает из памяти, а то, чему учишь других, запоминается надолго. Кто учит, учится сам – этой мудростью руководствовались еще древние греки. Даже талантливейший Иоахима Форций, о котором упоминал в своих трудах Я.А. Коменский, советовал желающим достичь больших успехов в занятиях, искать себе учеников, которых можно ежедневно учить тому, чему учишься сам, даже если придется платить им деньги. “Учишь, то есть подвигаешься вперед”, – замечает Коменский [1, с. 363]. Среди прочих принципов обучения, обозначенных Я.А. Коменским, особенно важны следующие: “Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, – обучать...” [1, с. 362]; “Все то, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другими и для других” [1, с. 361].

Для младших школьников разновозрастные уроки также очень важны – это дает весомую эмоциональную поддержку, повышает мотивацию к учению, позволяет лучше усвоить учебный материал, обогатить арсенал средств общения с другими детьми.

Хочу отметить используемые мною в работе следующие типы разновозрастных уроков.

· Уроки конкретизации открытого учащимися способа действий. Цель таких уроков – создать проблемную ситуацию, найти пути и способы решения поставленных задач. Старшеклассники придумывают подобные ситуации, определяют, как наглядно можно будет организовать поиск решения задачи, разрабатывают систему вопросов, позволяющих узнать, на сколько понят и усвоен учебный материал.

· Уроки-демонстрации. На этих уроках младшие школьники демонстрируют результаты своей работы (например, родителям). Старшеклассники помогают учащимся начальной школы подготовить материал к уроку и разрабатывают сценарий его проведения.

· Контрольные уроки. Цель данных уроков – подвести итоги освоения какого-либо способа действий учениками начальной школы (урок-зачет, урок-диктант и т. п.). Тексты работ, критерии оценки продумывают старшеклассники. При подготовке к разновозрастному уроку нельзя допустить его превращения в экзаменационную ситуацию взаимной демонстрации более или менее блестящих знаний. В ходе подобных уроков “учителя” и “ученики” должны обмениваться мыслями, сомнениями, размышлять сообща, а для этого нужно попасть в зоны трудностей, неуверенности, незнания, которые специально организуют старшеклассники.

· Уроки–смотры знаний. На таких уроках, как правило, присутствуют родители учащихся начальных классов и родители подростков. Ценность этой работы в том, что взрослые видят, над чем им предстоит работать, что развивать в своем ребенке: волевые качества, память, внимание, коммуникативные навыки, творческое воображение, логическое мышление, а может, просто трудолюбие и усидчивость.

Разновозрастной урок – смотр знаний является ценным и для самих учащихся. Он формирует у детей волю, стремление к победе, желание добывать знания самостоятельно, чувство сотоварищества, а главное – стремление выглядеть достойно, показать свою состоятельность и конкурентоспособность перед важными для ребенка людьми – его родителями. Ощущение успеха позволяет школьнику не останавливаться на достигнутом, вызывает стремление идти вперед.

Подготовка и проведение разновозрастного урока включает несколько этапов.

1-й этап - организационный

На данном этапе выбираются предмет, тема урока, определяется дата его проведения, совершается инструктаж по содержанию урока и подбору учебного материала.

2-й этап - подготовительный

На этом этапе старшеклассники собирают и обрабатывают материал, совместно с учителем продумывают систему заданий для отработки материала, строят урок; выбирают ведущих учителей, распределяют остальные роли (консультантов, экспертов); педагог проводит консультации старшеклассников; готовятся необходимые наглядные средства и средства обратной связи.

3-й этап - практический (проведение урока)

В начале урока, сразу после короткого инструктажа педагога, разъясняющего старшим и младшим ученикам их задачи и определяющего временной регламент для каждого вида работ, “учителя” приступают к исполнению своих обязанностей. В большинстве случаев дети работают на протяжении урока, не обращаясь за помощью к взрослому учителю.

4-й этап - рефлексивный (анализ итогов разновозрастного урока)

На этом этапе старшеклассники и младшие школьники работают отдельно. Происходит всестороннее обсуждение урока; учитель оценивает учащихся, создает ситуацию успеха; выдвигаются идеи будущих уроков. Подведение итогов осуществляется, например, в форме сочинения, ответов на специально заготовленные педагогом вопросы, устного разговора (обмена мнениями). Главное - осмыслить и проанализировать урок.

На уроках разновозрастного сотрудничества дети объединяют свои усилия в решении задач и упражнении навыков. Благодаря этому у младших школьников быстрее формируются понятия, умения, навыки; возрастает объем усваиваемого ими материала и глубина его понимания; уменьшаются дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания); возрастает познавательная активность, творческая самостоятельность учащихся, сплоченность класса: дети лучше понимают друг друга и самих себя; повышается самокритичность: ребенок, имеющий опыт совместной работы с другими детьми, точнее оценивает свои возможности, лучше себя контролирует; дети получают большее удовольствие от учения, комфортнее чувствуют себя в школе, снижается школьная тревожность Старшеклассники, помогавшие младшим товарищам, относятся теперь к труду учителя с большим уважением.

Все дети – и старшие, и младшие школьники – приобретают качества, обходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, способность строить линию поведения с учетом позиции других людей, коллективистские мотивы ведения.

Совместная деятельность младших школьников позволяет ускорить процесс адаптации учащихся друг к другу в условиях постоянной смены партнеров, свободно общаться друг с другом. Во время такой работы происходит взаимообогащение, развитие мышления и речи, создаются условия для поискового и проблемного обучения.

Приведу в качестве примера урок - смотр знаний по математике во 2-м классе. В роли помощников учителя, консультантов и экспертов выступают учащиеся 6-го класса. Учитель: Ребята, сегодня мы проводим смотр знаний. У нас на уроке присутствуют важные гости: ваши родители и наши старые друзья – ученики 6-го класса, выступающие сегодня в роли помощников учителя, консультантов и экспертов. Помощники учителя будут вести урок, консультанты – помогать вам, а эксперты – учитывать ваши достижения и выводить результаты на экран.

Итак, мы отправляемся в путешествие по морю Знаний, и путь наш лежит на остров Математики. Путешествовать мы будем на корабле, но наш корабль не может подойти к берегу и забрать нас с вами на борт, так как у берега много подводных скал. Корабль находится в открытом море, и до него каждый будет добираться на своей лодке. Каждая лодка обозначена примером.

Прежде чем вы сядете в лодку, возьмите спасательный круг. Чтобы знать, где чей спасательный круг, решите пример, записанный на лодке, и выберите свой круг. (Спасательный круг оформлен в виде кружочка, в центре которого записана буква или знак). Дети с каждого ряда выходят к доске и решают примеры по цепочке.

На доске

А сейчас все вместе расположите полученные ответы и соответствующие им буквы и знаки в порядке возрастания и прочитайте ключевую фразу: “Молодцы! Добро пожаловать!”

Ну, вот мы и на корабле, который держит путь на остров Математики, где нас ждет много нового и увлекательного. А сейчас закройте глазки и послушайте, как шумит море, как кричат чайки (прослушивание аудиозаписи).

Мы на острове. Посмотрите: нас встречают его хозяева.

Помощник учителя (ученик 6-го класса):

– Да, мы – хозяева острова и живем здесь уже шесть лет. Чтобы сойти на берег, вам нужно ответить на наши вопросы. Вы готовы? Будьте внимательнее!

Далее помощник учителя задает учащимся ряд вопросов:

– Как называются числа при вычитании?

– Как найти уменьшаемое?

– Какие цифры могут быть в записи числа в пятеричной системе счисления?

– Какие единицы массы вы знаете?

– Что такое луч?

– Как найти периметр многоугольника?

– Какой разряд отсутствует в числе 1010?

– Как найти неизвестное слагаемое? Получив ответы на вопросы, помощник учителя переходит к следующему этапу урока.

Помощник учителя: С какой целью вы прибыли на остров?

Дети: Познакомиться с достопримечательностями.

Помощник учителя: Тогда мы будем вашими экскурсоводами. На нашем острове есть две достопримечательности: Водопад задач и Пещера уравнений. С чего начнем?

Дети: С Водопада задач.

Помощник учителя: Что такое водопад?

Дети: Это лента воды, вьющаяся вдоль отвесного склона. Стена бурлящей пены, падающая с вершины горы.

Помощник учителя: Хотите увидеть настоящий водопад?

Дети: Да.

Помощник учителя: Для этого нужно выполнить следующее задание – решить шесть задач. Чтобы ускорить эту работу, предлагаю разделиться на шесть групп по четыре человека. Вы умеете работать в группах?

Дети: Да.

Помощник учителя: Приступайте к работе, решение фиксируйте на листе.

Образец карточки

1) Дополните условие задачи и придумайте вопрос, чтобы задача решалась в два действия.

В первый день туристы прошли 13 ..., а во второй на 5 ... меньше.

2) Постройте чертеж к задаче.

3) Решите задачу по действиям.

4) Запишите решение задачи выражением и ответ.

Работой управляют консультанты. Решенные задачи отдают экспертам, которые выводят результаты на экран.

Помощник учителя: Работа закончена. Я обещал показать вам водопад – смотрите (просмотр видеозаписи). Это самый знаменитый водопад на земле - Ниагарский, он находится в Северной Америке.

Следующая достопримечательность острова – Пещера уравнений. Что вы знаете о пещерах? Хотите узнать, где находятся самые большие пещеры? Для этого вы должны поработать в парах: один из вас решает уравнение, другой – контролирует партнера, выполняя при этом проверку.

Даются карточки с уравнениями, дети работают по ним. Эксперты проверяют решенные уравнения и исправляют ошибки.

Помощник учителя: Пещера – это углубление, полое пространство под землей или в горном массиве, имеющее выход наружу. Самая большая по протяженности пещера – Мамонтова – находится в США, в штате Кентукки. Общая длина подземных коридоров составляет 320 километров. Самая глубокая – Пьер-Сен-Мартен – находится во Франции, ее глубина 1330 метров.

Учитель: Ребята, пора возвращаться. Время нашего путешествия заканчивается.

Помощник учителя: Но ваш корабль захватили пираты!

Пират: Мы вернем корабль, если вы выполните наши задания.

1) Отгадайте загадку:

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, Как зовусь я? (Осьминог)

2) Какое число спряталось в слове “устрица”? (Три)

3) Узнайте название нашего корабля, разгадав ребус:

Цу

ми (Цунами)

– Молодцы! Счастливого вам пути!

Учитель: Вот мы и на корабле и возвращаемся домой! Кто нас там ждет?

Дети: Мамы.

Учитель: Давайте споем им “Песенку мамонтенка”.

Вам понравилось наше путешествие? Подведем итоги и дадим слово экспертам.

Учащиеся, которые добились лучших результатов, получают грамоты, остальные – поощрительные призы.

Эффективность разновозрастного сотрудничества очевидна, так как оно вызывает огромный интерес и малышей и подростков; при этом последние выступают в новой для них роли учителя, а младшие школьники демонстрируют высокую познавательную активность, неподдельный интерес к происходящему. Кроме того, повышается учебная мотивация, формируются учебная самостоятельность, навыки контроля и взаимоконтроля, развиваются коммуникативные навыки, способность понимать точку зрения другого человека.

Разновозрастное сотрудничество может сыграть важную роль в развитии процесса взаимодействия педагога и учащихся разных классов. По отзывам младших школьников, форма проведения совместного урока им очень нравится. Старшеклассники в роли учителей, консультантов и экспертов ощущают свою значимость, они компетентны и убедительны. Поэтому младшие школьники под их руководством легко открывают новые способы действия, что делает их знания прочнее, а урок – эффективнее.

Подобная организация труда позволяет строить работу каждого школьника в соответствии с его индивидуальностью, способностями, трудолюбием и той систематической помощью, которую он получает от старших товарищей и педагога-руководителя. Кроме того, при такой организации учебного процесса никто не бездействует; уроки с использованием технологии разновозрастного сотрудничества оживляют интерес детей, делают их активнее и раскованнее. Построенное таким образом обучение становится более эффективным, а руководство деятельностью детей – интересным и плодотворным.

Литература

1. Коменский, Я. А, Избранные педагогические сочинения. Т. 1. / Я. А. Коменский. – М., 1982.

2. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и со сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии. – 1982. – № 4.

3. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. Л. Цукерман. – Томск, 1993