В группе родителям предлагается:
1). Изготовить дома с детьми самодельную книгу (это может быть готовый литературный материал, иллюстрированный рисунками, аппликациями, вырезками из различных газет, журналов, соответствующих тексту, или своя сочиненная история или сказка, оформленная в виде книжки)
2) Изготовить оригинальную закладку для книги.
3). По возможности посетить семьей библиотеку и рассказать об этом в группе (можно приготовить презентацию своего посещения или написать об этом рассказ или сделать фото-репортаж для родительского уголка)
Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
“В тридевятом царстве”
Цель.
Развитие интереса детей и родителей к художественной литературе и чтению.
Укрепление и развитие процесса взаимодействия взрослых и детей в детском саду.
Задачи.
Закрепление знаний детей и взрослых о содержании известных сказок. Развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах художественной литературы и чтения для детей.
Действующие лица: взрослые
- Задавалка
- Забывалка
- Баба Яга
- Василиса Премудрая
- Художник
Дети:
- Гном Дема
- Девочка-Луна
- Мальчик-Огонь.
Забывалка делит детей и родителей на две команды.
Я прочитала недавно две сказки:в первой- дед с бабкой, внучка, собака и кошка и еще кто-то что-то тащили
Задавалка: вытащили?
Забывалка: не помню, зато помню во второй сказке всех героев: старик со старухой, заяц, , волк и медведь. А главного героя лиса съела.
Дети называют сказки (Репка. Колобок).
А теперь задание для взрослых. Карточки, на которых написаны слова. В этих словах спрятаны животные. Назовите их.
Баранка, коньки, Василиса, икота, стрекоза, пестрый, камыши, черемуха.
Загадалка: вспомните сказки, героями которых эти животные являются.
Забывалка: я тоже много сказок знаю, но не могу их правильно назвать.
Задавалка: Называй сказку, дети тебя поправят, если ошибешься.
Забывалка: “Царевна-индюшка”, “ По собачьему велению”, “Сивка-будка”, “Иван-царевич и зеленый змей”, “Сестрица Аленушка и братец Никитушка”, “Петушок-золотой пастушок”. “У смеха глаза велики”, “Лапша из топора”, “Как мужик котят делил”
Игра “Сказочные песенки”Для взрослых.
Звучат аудиозаписи фрагментов музыкальных постановок. Нужно назвать сказку и героев, которые
Исполняют песни.
“Трень-брень гусельки,
Золотые струночки
Еще дома ли лиса-кума
Во своем теплом гнездышке?”
(Кот, петух и лиса)
“Я не сыта, я не пьяна
По горочкам не ходила.
Травушку не щипала. Осинушки не глотала
Под березкой не лежала
Как бежала через мосточек.
Ухватила кленовый листочек
Да бежала через гребеньку
Ухватила воды капельку”
(коза-дереза)
“люди бежали
Орехов насыпали,
Куры клюют, петухам не дают”
(Кот, петух и лиса)“Ах, братец мой Иванушка,
Тяжел камень на дно тянет
Шелкова трава ноги спутала
Желты пески на грудь легли”
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)
Задавалка (задание родителям). Послушайте, о чем говорят персонажи сказок и отгадайте, кто они?
Звучит аудиозапись отрывков из русских народных сказок. Родители называют произведения и героев, участвующих в диалогах.
Загадалка.
К нам в гости пожаловали девицы, одна другой краше (входят девочки в костюмах)
Послушайте, что они о себе расскажут, назовите их имена и сказки из которых они пришли.
1 девочка. Я Краса-девица. Кощей Бессмертный на меня осерчал и велел мне три года быть лягушкой. Муж меня расколдовал и из плена вызволил. (Царевна-лягушка)
2 девочка. Я дочь царя Долмата. Серый волк помог герою сказки меня похитить. (Елена Прекрасная)
3 девочка. Я- царевна, жених которой на печи разъезжал (Царевна-Несмеяна)
4 девочка. Я братца потеряла, Ведьма привязала мне на шею камень и бросила меня в воду. (Аленушка)
5 девочка. Я – сирота, рябая корова помогла мне выполнить тяжелую работу, узнала об этом Триглазка и погубила славную коровушку. (Крошечка-Хаврошечка)
6 девочка. Я обладательница колодца с живой водой и яблони с молодильными яблоками. (Василиса Премудрая)
Загадалка. Пришли девицы не с пустыми руками: принесли иглу, ведра, гребешок, топор.
Назовите сказки, в которых упоминаются эти предметы.
Забывалка. Очень я люблю рассматривать в книжках иллюстрации и картинки. Кто может нарисовать или раскрасить картинки к сказкам. (предлагает краски)
Появляется Баба Яга
Задавалка. Здравствуй, бабушка. Что ты такая сердитая?
Б. Я. Будешь сердитой, конкурс устроили, всех красавиц вспомнили, а про меня забыли.
Задавалка. Все дети и взрослые знают сказки с твоим участием.
Называют сказки с участием Б. Яги.
Б. Яга. Хорошо-то как! Вижу, знаете вы про меня и про мои действа-злодейства, чтобы и впредь обо мне помнили, заберу- ка, я краски да спрячу их. (забирает краски и убегает).
Забывалка. Вот, беда! Что же делать? Василиса Премудрая посоветуй, как помочь ребятам.
Василиса Премудрая. Надо разыскать краски. А где их найти, знает лучше всех художник. (Приглушается свет в помещении)
Художник. (с фонариком)
Яркие краски поищем мы в сказках
В чащах лесных и в цветах полевых.
В старых избушках, в рыжых веснушках
Тех, кто на звезды глядит, не спит
Кисть и палитра помогут в пути
Краски для конкурсов наших найти.
(Входит Лиса) -. Я хитрая лисичка, я красоту люблю
Оранжевую краску я детям подарю. (Рисует оранжевый круг)
Василиса Премудрая. Смотрите-день растаял, а небо все синей и кто-то тихо бродит у запертых детей.
Появляется Гном Тема (ребенок) с фонариком.
Гном. Постараюсь вам помочь в эту сказочную ночь. (рисует голубой круг)
Художник. В темноте не просто нужный цвет найти, голубые звезды, помогите в пути.
Входит девочка-Луна.
Луна. Только лучик мой коснется вашей рукивички-он цыпленком обернется, иль желтком яичным.
(рисует желтый круг)
Василиса Премудрая. Спасибо, Луна. Ты знаешь одна, куда нам идти, где краски найти?
Луна. Вдали огонек, ваш путь недалек.
Входит мальчик-Огонь.
Огонь. Красные искорки в поле сверкают
Путника яркий костер согревает
Искру свою я вам подарю.
Цвет ее может окрасить зарю
Перышки птиц, и цветы, и наряды
Красному цвету все художники рады.
(Рисует красный круг)
Зажигается яркий свет
Василиса Премудрая.
На палитре ярко-красный
Засветился огонек.
Нет у нас зеленой краски
Где достать ее дружок?
Художник. Много зеленого цвета подарит нам жаркое лето
Зеленые рощи, дубравы
Зеленые, пышные травы. Достает зеленый листик и прикрепляет на палитру.
Задавалка. Как много красок на палитре!Можно конкурс продолжать.
Дети совместно во взрослыми рисуют или раскрашивают иллюстрации к русским народным сказкам. По окончании работы иллюстрации рассматривают, подводят итоги.
Консультация для родителей
“ВРЕМЯ ЧИТАТЬ”
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать…
…Не надо ждать, не надо звать,
а можно взять и прочитать!
Для того чтобы ребенок полюбил чтение, трудно придумать что-то более действенное, чем пример мамы и папы. Если малыш растет в “читающей” семье, он довольно рано понимает, что книга занимает важное место в повседневной жизни взрослых. Если в семье читают мало, требуется больше усилий, чтобы привить сыну или дочке интерес к печатному слову. Но имейте в виду: пробудив у ребенка желание читать, вы поможете ему сделать только первый шаг. Дальше дело пойдет гораздо быстрее, однако для этого необходимо учесть несколько условий. Например, знакомство с книгой желательно начинать в самом раннем возрасте, когда она еще напоминает игрушку я привлекает малыша не столько содержанием, сколько яркими красками. Дети раннего возраста с удовольствием рассматривают книги, попутно слушая мамино чтение. Помня о том, что читать нужно не спеша, чтобы ребенок сумел увязать твой рассказ с тем, что изображено на картинках. Кстати, знаете ли вы, что многочисленные потешки, песенки и стишки, которые так любят дети дошкольного возраста, тоже ступенька к будущему чтению?
Если же ребенок в возрасте 6-7 лет никак не хочет браться за книгу можно воспользоваться облегченным вариантом — комиксами или детским журналом. Дело в том, что вначале ребенку сложно одновременно правильно читать и вникать в смысл прочитанного. Комиксы же позволяют ребенку почувствовать уверенность в том, что он способен самостоятельно читать текст и успевать понять то, о чем он рассказывает. Однако не стоит надолго задерживаться на комиксах: постепенно переводи ребенка на чтение более содержательных книг, а комиксы используй в качестве развлекательного чтения.
Не стоит пускать процесс чтения на самотек и позволять ребенку “глотать” все подряд, однако не нужно и жестко контролировать процесс. С точки зрения обучения лучше позволять ребенку читать то, что его интересует, чем заставлять сидеть за книгой из-под палки.
Нет смысла переживать из-за того, что ребенок запоем глотает “Гарри Поттера”, отвлекаясь от школьной программы. Если вы хотите, чтобы книга стала для ребенка способом познания мира и себя самого, учите малыша обдумывать прочитанное, помогайте связать книжные истории с реальной жизнью, почувствовать вкус “трудного” чтения.