При подготовке и проведении мероприятия следует иметь в виду, что педагогическая деятельность направлена на две аудитории: школьники, занятые при подготовке и проведении композиции, и школьники-зрители. Важно, чтобы максимальный педагогический эффект был достигнут в отношении всех участников мероприятия.
Работа группы активных участников может быть смоделирована в двух вариантах:
- дети изучают, обсуждают предложенный педагогом сценарий, презентацию, участвуют в репетициях, в выступлении перед другими старшеклассниками;
- дети участвуют в подготовке презентации, подборе исторического и литературного материала, музыкального сопровождения.
При обсуждении сценария важное место занимает драматическая часть мероприятия. Школьники читают оригинальный текст рассказа В. Катаева, текст инсценировки.
Учитель ставит вопросы для побуждения творческой активности: как выглядит помещение (сцена беседы командира и комиссара форта), как выглядят эти люди, как они говорят? Можно привести учеников к мысли, что командир совсем молод – этот образ может быть более понятен и близок старшеклассникам. В оформление командирской комнаты можно включить гитару. Дети размышляют, каким должен быть взгляд (усталый, твердый). Ученики, усваивая образы героев, могут прийти к мысли, что взгляды, позы главных героев могут быть усталыми, когда рядом нет матросов, и уверенными, когда в комнату входит краснофлотец). Интересно с детьми смоделировать реакцию вражеского адмирала, увидевшего красный флаг: вальяжно сидит, затем стоя, напряженно смотрит в бинокль.
Сценарий начинается песней. Ее смысловой мотив – надежда на возвращение монархической государственной символики, на крах красного режима. В предфинальной части воспевается преданность народа красному флагу. По окончании композиции необходимо обсуждение темы государственного флага. В ходе обсуждения снимается указанное формальное противоречие. Школьники должны прийти к мысли, что патриотами были и дореволюционные слуги государевы, и участники белого движения, и советские люди. На глазах современных нам поколений произошла смена.
“Флаг великой державы. История Российского Флага” – воспитательное мероприятие для учащихся 8–11 классов.
Цель: создание педагогической ситуации эмоционального восприятия ценности государственного флага.
Задачи:
- Создать и реализовать педагогические ситуации, в которых дети приобретут опыт ценностного отношения к государственной символике.
- Создать условия для формирования и развития навыков коллективной социально значимой деятельности.
- Создать условия для развития творческих способностей школьников.
Оборудование: Государственный флаг РФ, компьютер, мультимедиапроектор, экран, осветитель, имитирующий прожектор.
Реквизит: Форма командиров, матросов ВМФ или ее элементы, черные плащи и пилотки, бинокль, стол, макеты оружия времен Великой Отечественной войны, макет корабельного штурвала.
Ход мероприятия
Звучит песня “Андреевский флаг” (Слова: В. Цыганов, музыка: Ю. Прялкин, исп. В.Цыганова) (Слайд 1). (Приложение)
Учитель: В песне поется об Андреевском флаге. Почему у флага есть имя? И как военно-морской Андреевский флаг связан с государственным? На эти вопросы сегодня мы будем искать ответы. Мы с вами, ребята, будем говорить о государственном символе, одной из святынь нашей Родины – Российском Флаге. Мы вспомним историю нашего флага, вспомним известных людей, решавших судьбу флага. Сегодня слова “стяг, знамя, флаг” не раз прозвучат сегодня.
Ведущий 1: История флага насчитывает много веков. В давние времена флага, привычного для нас прямоугольного полотнища определенного цвета, не существовало. (Слайд 2)
Ведущий 2: Вместо флага люди использовали стяги. К верхушке шеста привязывали пучки веток или хвост, окрашенный яркой краской. Само слово “стяг” обозначало собрать, объединить, “стянуть” к себе воинов для защиты своей земли.
Ведущий 1: Россия первые пятьсот лет своей истории не имела единого государственного флага. (Слайд 3) Роль флага в средние века на Руси исполняла чудотворная икона, с которой шли в бой княжеские дружины. Обычно перед походом или боем у иконы совершалась общая молитва.
Ведущий 2: (Слайд 4) Так, святой Сергий Радонежский, благословляя князя Дмитрия Донского на решающее сражение с татарами, вручил воину икону с изображением Богородицы. На хоругвях, стягах, или знаменах, также изображались иконописные лики, чаще других лик Христа.
Ведущий 1: В этой ситуации стяг не просто знак – это образ Бога, в помощь которого верили ратники.
Ведущий 2: (Слайд 5) Первый флаг России был введен лишь во второй половине XVII века московским царем Алексеем Михайловичем. (Слайд 6) В 1668 г. был спущен на воду первый русский военный корабль “Орел”. На этом корабле по указу царя Алексея Михайловича был поднят бело-сине-красный флаг с нашитым на нем двуглавым орлом.
Ведущий 1: Все же “отцом” триколора принято считать Петра I . На всех кораблях появился флаг. (Слайд 7)
Ведущий 2: В 1699 году Петр I придал трехцветному морскому флагу, под которым ходили торговые суда, статус флага России, подчеркнув, таким образом, мирный представительский характер главного символа страны.
Ведущий 1: Царь сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. Чем руководствовался Петр, подбирая цвета, осталось загадкой.
Ведущий 2: Существует версия о выборе цветов для флага. Цвета российского
флага, возможно, были подсказаны тем самым голландцем Давидом Бутлером, который
построил “Орел”, а потом рассказал, что на его родине, в Голландии, на кораблях
поднимают трехполосный красно-бело-синий флаг.
Ведущий 1: Также подлинно не известен смысл выбранных цветов флага
России, но считается, что с самого начала каждый цвет флага имел свой смысл.
Ведущий 2: По одной из версий, белый означает свободу, синий – Богородицу, покровительствующую России, красный – державность.
Ведущий 1: (Слайд 8) Другая версия гласит, что белый символизирует благородство, синий – честность, а красный – смелость и великодушие, присущие русским людям.
Ведущий 2: В эпоху Петра I появились и другие флаги. Одним из них был Андреевский – голубой косой крест на белом поле. (Слайд 9)
Ведущий 1: Так он назывался в честь апостола Андрея – первого ученика Иисуса Христа, проповедавшего христианскую веру и распятого на косом кресте.
Ведущий 2: Андреевский флаг одновременно исполнял роль опознавательного знака, потому что на Каспийском море плавали еще корабли арабов и турок. Тогда, по сути, это был сигнальный флажок.
Ведущий 2: В настоящее время Андреевский флаг наряду с триколором имеет высокий статус. Это флаг военно-морского флота России.
Ведущий 1: Флаги, введенные Петром I, долгое время сохранялись в истории
страны. Однако при преемниках Петра сочетание черного и желтого (золотого)
цветов потеснило
российский триколор.
Ведущий 2: При Александре I черно-желто-белые цвета стали восприниматься как государственные. А 1858 году Александр II официально утвердил новый государственный черно-желто-белый флаг. (Слайд 10)
Ведущий 1: Петровский триколор почти утратил государственное значение. Он продолжал мирно служить торговому флоту.
Ведущий 2: Официальный статус флагу Петра вернули только в 1896 году,
когда накануне коронации Николая
II министерство юстиции определило, что национальным должен “окончательно
считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой”. (Слайд 11)
Ведущий 1: Таким образом, трехцветный флаг в России прижился вплоть до
1918 года.
Чтец: Анна Бочарова.
Российский флаг – дыхание весны!
И отсветы далекой ратной битвы.
Три символа, три цвета сплетены
И на века в едином стяге сшиты.
В нем белый цвет – сиянье чистоты,
Знак вечности, знак силы и победы.
В полях российских так поля чисты,
И так же храмы осияны светом.
Багровым цветом полоса горит
То память о минувшем лихолетье.
Взгляни, а может, то рассвет разлит.
И ты грядущего приемник и наследник.
Цвет неба, цвет морей и васильков.
И цвет мечты неотразимо синий.
Всплывает флаг российский трех цветов-
Опора, сила, мощь моей России.
Ведущий 2: В апреле 1918 года большевики по инициативе Якова Свердлова приняли решение упразднить триколор и заменить его на революционное красное полотнище. (Слайд 12)
Ведущий 1: У красного флага тоже есть своя история. Оказывается, красное знамя – память вековой борьбы русского народа за свое свободное будущее.
Ведущий 2: С красным флагом вышел Дмитрий Донской на Куликово поле, с красным флагом поднималось народное ополчение.
Ведущий 1: Под Красным флагом ковалась трудная победа в Великой Отечественной войне.
Инсценировка рассказа В.П. Катаева “Флаг”.
Роли и исполнители.
Комиссар – Наровчатский Владимир, ученик 8-го класса.
Командир – Ковалев Денис, ученик 8-го класса.
Фон Эвершарп – Рубцов Александр, ученик 11 класса.
Дежурный – Кравцов Илья, ученик 8-го класса.
Вахтенный начальник – Кравченко Сергей, ученик 8-го класса
Сцена 1 (Слайд 13)
Ведущий 2: Начало Великой Отечественной войны. Небольшой форт на острове защищает гарнизон из тридцати советских солдат.
Ведущий 1: У стен форта вражеский эсминец, время от времени обстреливающий остров. (Звуки выстрелов, разрывов.) (Слайд 14)
В тесной комнате, выдолбленной в скале, начальник и комиссар гарнизона. (Слайд 15)
Командир за столом. Рядом стоит комиссар.
Комиссар: Ну?
Командир: Вот тебе и ну. Все.
Комиссар: Тогда пиши.
Командир: (пишет и говорит) “20 октября. Сегодня с утра вели огонь из всех орудий. В 17 часов 45 минут произведен последний залп. Снарядов больше нет. Запас продовольствия на одни сутки”. (Закрывает журнал.) Такие-то дела, комиссар.
(В дверь постучали.)
Командир: Войдите.
(Вошел дежурный, положил на стол небольшой алюминиевый цилиндрик с вымпелом.)
Командир: Вымпел?
Дежурный: Точно.
Командир: Кем сброшен?
Дежурный: Немецким истребителем.
Командир: (отвинчивает крышку, вытаскивает бумагу и читает.)
"Господин коммандантий совецки форт и батареи. Вы есть окружени зовсех старон.
Вы не имеет больше боевых припаси и продукты. Во избегания напрасни кровопролити
предлагаю вам капитулирование. Условия: весь гарнизон форта зовместно
коммандантий и командиры оставляют батареи форта полный сохранность и порядок и
без оружия идут на площадь возле кирха там сдаваться. Ровно в 6.00 часов по
среднеевропейски время на вершина кирхе должен есть быть бели флаг. За это я
обещаю вам подарить жизнь. Противни случай смерть. Здавайтесь.
Командир немецки десант контр-адмирал ф о н Э в е р ш а р п".
(Командир протянул бумагу комиссару.)
Комиссар: (сказал дежурному). Хорошо. Идите. (Дежурный вышел.)
Командир: Они хотят видеть флаг на кирхе?
Комиссар: Да.
Командир: Они его увидят. Большой флаг на кирхе. Как ты думаешь,
комиссар, они заметят его? Надо, чтобы они его непременно приметили. Надо, чтобы
он был как можно больше. Мы успеем?
Комиссар: У нас есть время. Впереди ночь. Мы не опоздаем. Мы успеем его
сшить. Ребята поработают. Он будет громадный. За это я тебе ручаюсь. (Мужчины
обнялись.)
Сцена 2.
Ведущий 1: (Слайд 16) Раннее утро. Боевая рубка немецкого эсминца.
Выключено основное освещение в зале. Светит прожектор над головами зрителей.
(Слайд 17)
Фон Эвершарп: Флаг на кирхе?
Вахтенный начальник: Так точно. Они сдаются. (Подает бинокль адмиралу.)
Фон Эвершарп: Хорошо. Вы принесли мне превосходную весть. Я вас не
забуду. Отлично. Свистать всех наверх. (Звучит сирена.)
Вахтенный начальник: (Слайд 18)Бедняги, им, вероятно, пришлось отдать все свои простыни, чтобы сшить такой большой белый флаг. Ничего не поделаешь. Капитуляция имеет свои неудобства.(Смеется, замолкает, так как адмирал молчит.)
Звучит музыка. Тема: тревога, ожидание трагедии.
Фон Эвершарп: Черт возьми, это красиво, солнце хорошо подшутило над большевиками. Оно выкрасило белый флаг в красный цвет. Но сейчас мы опять заставим его побледнеть. (Вахтенный смеется, музыка громче.)
Ведущий 2: Немецкие десантники по грудь в пенистой воде, держа над
головой автоматы, бежали к форту. Вот они уже спускаются в открытые люки
батарей. И вдруг подземный взрыв чудовищной силы потряс остров. (Музыка
обрывается.) Из люков полетели вверх окровавленные клочья одежды и
человеческие тела. (Слайд 19)
Фон Эвершарп: Они взрывают батареи! Они нарушили условия капитуляции!
Мерзавцы!
(Музыка. Тема: трагедия, покой.)
Ведущий 1: Солнце медленно вошло в тучу. Красный свет, мрачно озарявший
остров и море, померк. Все вокруг стало монотонного гранитного цвета. Все –
кроме флага на кирхе. Вопреки всему громадный флаг на кирхе продолжал оставаться
красным. Тогда фон Эвершарп понял все. Флаг никогда не был белым. Он всегда был
красным. Он не мог быть иным. Фон Эвершарп забыл, с кем он воюет. Не солнце
обмануло фон Эвершарпа. Он обманул себя сам.
Ведущий 2: (Слайд 20) Над островом развевался громадный красный
флаг, сшитый большими матросскими иголками и суровыми матросскими нитками из
кусков самой разнообразной красной материи, из всего, что нашлось подходящего в
матросских сундучках. Он был сшит из заветных шелковых платочков, из красных
косынок, шерстяных малиновых шарфов, розовых кисетов, из пунцовых одеял, маек.
Алый коленкоровый переплет первого тома “Истории гражданской войны” был также
вшит в эту огненную мозаику.
Ведущий 1: На головокружительной высоте, среди движущихся туч, он
развевался, струился, горел, как будто незримый великан-знаменосец стремительно
нес его сквозь дым сражения вперед к победе.
Ведущий 2: В XX веке было написано много стихов о красном флаге, и строчки поэта Николая Тихонова стали гимном советскому флагу.
Ведущий 1:
В нем – человечеству привет,–
И проще в мире флага нет;
В нем – нашей славы жаркий цвет,–
И жарче в мире флага нет;
В нем – нашей силы грозный свет,–
Сильнее в мире флага нет;
В нем – правда наших красных лет,–
Правдивей флага нет!
Ведущий 2: А 22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. (Слайд 21)
Ведущий 1: В этот день на Чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР было принято постановление считать официальным символом России красно-сине-белый флаг (триколор), и теперь 22 августа Россия отмечает День государственного флага.
Ведущий 1: При подготовке к этому мероприятию ученица нашей школы Дарья Васильченко написала стихотворение о флаге. (Слайд 22)
Флаг России.
В целом мире нету краше
Нашей Родины страны,
Широка Россия наша,
И гордимся ею мы.Флаг России самый лучший,
Лучше флага не найти:
Белый цвет – значенье правды,
Мира, света, чистоты;Синий – небо, верность, вера;
Красный – смелость, доброта,
Кровь, пролитая солдатом,
Пламень вечного огня.Над Россией гордо реет
Наш родной Российский Флаг,
И свободный ветер веет
И полощет славный стяг.
Ведущий 2: Наш флаг был разного цвета: и разноцветный, и красный, но как хорошо, что он не был никогда белым. Ведь белый флаг – символ капитуляции, символ слабости. Наша страна не раз бывала в трудных ситуациях, но никогда не сдавалась.
Ведущий 1: Мы гордимся своей страной. Мы гордимся государственным флагом, видим в нем олицетворение исторической памяти нашего народа, патриотизма и державности.
Литература.
- Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. М.: Русское слово.– 2002.
- Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России. М. – 2003.
- Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Я. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. М. : Триада-фарм, 2002
- Катаев В.П. Флаг. М.: Правда. – 1988.
- Тихонов Н.С. Собрание сочинений. Том I. Стихотворения. М.: Худ. Лит. – 1973.