Цели мероприятия:
- повторение основных положений теории о строении вещества; основных свойств вещества, находящегося в различных агрегатных состояниях;
- проведение итогового контроля основных знаний по теме в занимательной, игровой форме;
- формирование творческой активности и стойкой положительной мотивации учеников 7 класса к изучению физики;
- обучение учащихся коллективным и групповым формам работы, в которых командный результат зависит от личного вклада каждого участника игры
Предварительная работа:
- разделить класс на две команды;
- выбрать капитанов;
- раздать командам домашнее задание;
- пригласить учителей, родителей или учеников для работы в жюри
Домашнее задание:
- придумать название, эмблему, девиз команды, обращение к соперникам, жюри, болельщикам для первого конкурса “Приветствие команд”;
- придумать и подготовить сказку в форме инсценировки, видеофильма или презентации для конкурса “Домашнее задание”
Ход игры
Ведущий начинает КВН с представления команд, членов жюри, приглашённых гостей, представляет программу и желает командам удачи.
Программа заседания КВН по физике
- Приветствие
- Разминка
- Конкурс капитанов
- Конкурс “Кроссворд”
- Конкурс “Пантомима”
- Домашнее задание (сказка)
Подведение итогов, награждение
- Конкурс “Приветствие” (6 баллов):
- название;
- эмблема;
- девиз;
- обращение к жюри; сопернику; гостям
- Разминка “Веселый тест” (за каждый правильный ответ - 1 балл)
Вопросы команде 1:
- Физика – наука о
- а) о животном мире;
- Архимед -
б) о моде;
в) о природе;
г) о погоде
а) грек;
б) эстонец;
в) римлянин;
г) португалец
- Слово “физика впервые появилось
а) в 4 веке до нашей эры;
б) в 18 веке;
в) в средние века;
г) точно сказать нельзя
4. Кто из ученых ввел слово ''физика'' в русский язык?
а) Менделеев;
б) Циолковский;
в) Попов;
г) Ломоносов
5. Как называют происходящие в окружающем мире разнообразные изменения?
а) явлениями;
б) представлениями;
в) постановками;
г) нет названия
6. Какое агрегатное состояние вещества вы не знаете?
а) твёрдое;
б) жидкое;
в) газообразное;
г) виртуальное
7. Какой прибор служит для измерения объёма жидкости
а) штангенциркуль;
б) весы;
в) мензурка;
г) психрометр
8. Что является источником физических знаний?
а) книги;
б) опыт и наблюдения;
в) телевидение и радиовещание;
г) школа
9. Что измеряют с помощью приборов?
а) физические величины;
б) физические знания;
в) спортивные достижения;
г) настроение
10. В каком агрегатном состоянии может находиться углекислый газ?
а) твёрдом;
б) жидком;
в) газообразном;
г) любом
11. В каком состоянии вещество легко меняет свою форму, но сохраняет объем?
а) жидком;
б) твёрдом;
в) газообразном;
г) предсказать нельзя
а) спонтанно;
б) самопроизвольно;
в) случайно;
г) стихийно
13. Как движутся молекулы в твердом теле?
а) хаотично колеблются;
б) хаотично перескакивают;
в) прямолинейно;
г) невозможно представить
14. При охлаждении стального цилиндра скорость движения его молекул
а) увеличивается;
б) уменьшается;
в) не изменяется;
г) становится равной нулю
15. В газах расстояние между молекулами …
а) намного больше размеров самих молекул;
б) намного больше размеров молекул другого вещества;
в) намного меньше размеров самих молекул;
г) намного больше размеров молекул другого вещества
16. Каким раствором надо залить огурцы, чтобы они быстрее просолились?
а) холодным;
б) горячим;
в) тёплым;
г) время засолки не зависит от температуры раствора
17. Чем отличаются молекулы льда и воды?
а) количеством атомов; в) размером; б) формой;
г) молекулы одного и того же вещества в жидком и газообразном состоянии одинаковы
18. В бутылке находится литр молока, его переливают в банку объёмом 2 литра. Как изменяется объём молока?
а) уменьшается в 2 раза;
б) увеличивается в 2 раза;
в) не изменяется;
г) ответ может быть каким угодно
Вопросы команде 2:
- Каково происхождение слова физика?
а) латинское;
в) арабское;
б) греческое;
г) русское
2. Какой из учёных ввёл в науку слово “физика”?
а) Архимед;
б) Аристотель;
в) Демокрит;
г) Плутарх
- Как звали Ломоносова?
а) Муслим;
б) Василий;
в) Михаил;
г) Дмитрий
4. Какие явления не изучаются в физике?
а) механические;
б) электрические;
в) магнитные;
г) социальные
5. Как называют то, из чего состоят все физические тела?
а) веществом;
б) полем;
в) материей;
г) агрегатным состоянием
а) кубический сантиметр;
б) квадратный метр;
в) кубический метр;
г) миллилитр
7. В жидком агрегатном состоянии вещество сохраняет
а) форму;
б) диаметр;
в) объем;
г) размер
8. При нагревании тела
а) расширяются;
в) удлиняются;
б) взрываются;
г) растворяются
9. Каким словом называют в науке все, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания?
а) плазмой;
б) веществом;
в) материей;
г) полем
10. Чем можно измерить температуру тела?
а) спидометром;
б) термометром;
в) секундомером;
г) весами
11. Джин, то вылезает из бутылки, то влезает обратно. В каком агрегатном состоянии находится джин?
а) жидком;
б) твёрдом;
в) газообразном;
г) аморфном
12. Диффузия может происходить только
а) в жидкостях;
в) в твёрдом агрегатном состоянии;
б) в газах;
г) в любом агрегатном состоянии
13. С увеличением температуры тела скорость молекул
а) уменьшается;
б) не изменяется;
в) увеличивается;
г) изменяется по-разному
14. Между молекулами вещества существуют
а) промежутки;
б) трещины;
в) щели;
г) зазоры
15. Молекулы жидкостей
а) покоятся;
б) колеблются;
в) перескакивают;
г) движутся по прямой до столкновения
16. При увеличении температуры воды
а) молекулы воды увеличиваются в размере;
б) уменьшается скорость молекул;
в) увеличивается скорость молекул;
г) с молекулами воды ничего не происходит
17. Какие взаимодействия существуют между молекулами любого вещества?
а) синтез и аннигиляция;
б) притяжение и отталкивание;
в) приближение и удаление;
г) примагничивание
18. Чем отличаются молекулы воды и водяного пара
а) количеством атомов; б) формой; в) размером;
г) молекулы одного и того же вещества в жидком и в газообразном состоянии одинаковы
3. Конкурс капитанов (за каждый правильный ответ с объяснениями - 2 балла)
Задание для капитана команды 1
1. Почему тела разного объёма имеют одинаковую массу? Объяснить.
2. Как доказать наличие промежутков между молекулами (сосуд с водой; монеты, разная крупа)?
3. Измерить массу тела и записать.
Задание для капитана команды 2
1.Почему тела одинакового объёма имеют разную массу? Объяснить.
2. Как доказать наличие сил притяжения между молекулами (пластилин с водой; монеты, листы бумаги, вода)?
3. Измерить объём цилиндра и записать.
4. Конкурс “Кроссворд” (за каждый правильный ответ - 1 балл)
Кроссворд команды 1 (кроссворд взят из методического пособия 1):
Кроссворд команды 2 (кроссворд взят из методического пособия 1):
5. Конкурс “Пантомима” (по 3 балла за пантомиму; по 2 балла за правильный ответ)
Задание команде 1
- представить в виде пантомимы движение молекул в одном из агрегатных состояний вещества
“Движение молекул вещества в газах”
- представить в виде пантомимы физическое явление:
- представить в виде пантомимы одно из агрегатных состояний вещества:
“Броуновское движение”;
“Жидкость”;
Задание команде 2
- представить в виде пантомимы движение молекул в одном из агрегатных состояний вещества:
“Движение молекул вещества в твёрдом агрегатном состоянии”
- представить в виде пантомимы физическое явление:
- представить в виде пантомимы одно из агрегатных состояний вещества:
“Диффузия”;
“Газ”;
6. Конкурс “Домашнее задание” (10 баллов)
(оценивается содержание; форма предъявления; количество участников; оформление; впечатление зрителей)
Придумать сказку (фантастическую историю) “Из жизни молекул”
Заключение
Ведущий предлагает членам жюри подвести общие итоги и выбрать победителей. Приглашённые гости выступают со своими впечатлениями о заседании КВН.
Жюри награждает победителей.
Ведущий благодарит всех за участие в игре и закрывает КВН.
Литература
- Серия “Качество обучения”. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.А. Янушевская. – М.: “Глобус”.