Программа курса географии (профильный уровень). 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Изучение географии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития; места и роли географии в системе наук, жизни общества, решения его проблем; для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
  • овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
  • развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой; навыков грамотного решения бытовых и профессионально-ориентированных задач;
  • воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам; социально- ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
  • использование разнообразных географических знаний и умений в быту и в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности; обеспечении безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии (профильный уровень), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
  • Примерной программы по географии (профильный уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, 2004г.;
  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.
  • Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При составлении тематического планирования учитывалась последовательность тем, предложенная Примерной программой по географии для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Рабочая программа рассчитана на 204 часа, из которых, 102 часа в 10 классе и 102 часа в 11 классе: (исходя из продолжительности учебного года - 34 учебные недели)

Для десятого класса в примерной программе сохранена последовательность изучения разделов:

1. "География как наука" - 30 часов (не менее 30 часов).

2. "Введение в общую географию" - 30 часов (не менее 30 часов).

3. "Введение в физическую географию" - 28 (не менее 30 часов).

4. "Введение в геологию" - 13 часов (не менее 10 часов).

В тематическом планировании внесены следующие изменения, с учетом Примерной программы по географии (профильный уровень):

  • при изучении раздела 3 "Введение в физическую географию" для последовательности изучения курса, тема "Рельеф земной поверхности, как результат действия эндогенных и экзогенных процессов. Современное рельефообразование" перенесена в раздел 4 "Введение в геологию";
  • в раздел 4 "Введение в геологию" добавлено 3 часа из резервного времени;

В одиннадцатом классе сохранена последовательность изучения разделов:

  • "Введение в экономическую и социальную географию" - 50+2 (не менее 50 часов); Добавлено 2 часа из резервного времени
  • "Природопользование и геоэкология" - 28 часов (не менее 30 часов ).
  • "Региональная характеристика мира" - (16 часов - из резервного времени).
  • "Глобальные проблемы человечества" - (4 часа - из резервного времени).

В тематическом планировании внесены следующие изменения, с учетом Примерной программы по географии (профильный уровень):

Раздел 5 "Введение в экономическую и социальную географию":

  • в теме "География населения" практическая работа "Составление простейших прогнозов роста и расселения населения мира, отдельных регионов и стран" разбита на две части, для конкретизации изучаемой темы;
  • в теме "Политическая география и геополитика" добавлено 2 урока: "Политическая карта мира - зеркало эпохи" и "Влияние международных отношений на политическую карту мира", т.к. темы достаточно значимые;
  • в теме "Страноведение и регионалистика" рекомендуется изучение темы "Многообразие стран мира", "Типология стран по уровню развития".

Раздел 6 "Природопользование и геоэкология":

  • при изучении темы "Человек и биосфера" выполняется социокультурный практикум с защитой гипотезы "Человек не только меняет среду обитания, но при этом меняется сам?";
  • из темы "Процессы в окружающей среде" тема урока "Глобальная проблема человечества - загрязнение окружающей среды" вынесена семинарским занятием в последний раздел 8 "Глобальные проблемы человечества" для комплексного изучения материала. Исходя из вышеизложенного, на раздел 6 отведено 28 часов;

Из резервного времени выделены:

  • раздел 7 "Региональная характеристика мира";
  • раздел 8 "Глобальные проблемы человечества", т.к. эти разделы изучаются на базовом уровне и являются значимыми;

Несколько практических работ вынесено в отдельные уроки - практикумы, т.к. являются итоговыми и требуют дополнительного времени.

Курсивом выделены обязательные (оценочные), обычным шрифтом - тренировочные работы.

УМК по данному курсу отсутствует, что создает большие трудности в работе учителя и учащихся.

Для учителя рекомендуются следующие издания:

  1. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. - М.:ВАКО, 2007-
  2. Максаковский В.П.. Географическая культура. Учебник для вузов. М. "Владос",1998.
  3. Максаковский В.П..География.Экономическая и социальная география мира:учеб. Для общеобразоват. учреждений /-М. Просвещение 2008.
  4. Розанов Л.Л., "Введение в общую географию", " Геоэкология". Элективные курсы. Учебное пособие. М. "Дрофа",2005.
  5. Физическая география. Пособие для поступающих в вузы. Под редакцией Пашканга К.В., М. "Просвещение",1999.
  6. Холина В.Н., География. Профильный уровень. М. "Дрофа",2008.
  7. Холина В.Н.. "География. Профильный уровень 10-11 классы". Книга для учителя. М. "Дрофа", 2008.
  8. Рабочая тетрадь к учебнику Холиной В.Н., "География. Профильный уровень. 10 класс". М. "Дрофа",2008.
  9. Журналы "География в школе".
  10. Газета "География".

Для учащихся используются следующие издания:

  1. Баринова И.И.. География России. Природа. Учебник для 8 класса.
  2. Коринская В.А., Душина И.В.,. Щенев В.А. География материков и океанов. Учебник для 7 класса.
  3. Короновский Н.В., Геология. 10-11 классы. Элективные курсы. Учебное пособие. М. Дрофа, 2006.
  4. Максаковский В.П..География.Экономическая и социальная география мира:учеб. Для общеобразоват. учреждений /-М. Просвещение 2008.
  5. Розанов Л.Л. Введение в общую географию; М. Дрофа 2008.
  6. Розанов Л.Л. Геоэкология. Элективные курсы. Учебное пособие. М. Дрофа, 2008.
  7. Холина В.Н. География. Профильный уровень". М. Дрофа, 2008.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

  • особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
  • смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

уметь

  • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
  • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
  • геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
  • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

Приложение.