Тип урока – комбинированный урок (присутствуют элементы следующих типов уроков: урок – наблюдение, урок конструирования понятий)
Цели педагога
- создать на уроке проблемную ситуацию; в форме активной деятельности способствовать формированию понятия «система счисления».
- развитие интереса и познавательных способностей учащихся на основе добывания ими знаний;
- воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
Цели учащихся:
- создание учащимися творческого продукта в виде собственной системы счисления путем наблюдения за различными системами счисления;
- отработать навыки работы с числами, представленными в различных системах счисления;
- развитие умения осуществлять рефлексию собственной деятельности.
Главная проблема урока: Существует ли способ подсчета количества, отличный от привычного десятичного? Как посчитать одно и то же количество объектов разными способами? При каких условиях данное выражения 10=2=8=16=…..верно? Продолжите равенство!
Круг реальных объектов действительности, предлагаемых учащемуся для изучения: цифра, число, способы записи чисел.
Способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов: наблюдение, сравнение, письменное представление информации, систематизация знаний, слушание и анализ выступлений своих товарищей, графическое представление числовой информации.
Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке: записывать числа с помощью цифр, иметь представление о разрядах числа, вычислять степень числа, задавать координаты точки на плоскости, проводить рефлексию.
Технологическая цепочка действий учащихся на уроке:
Изучите действующие позиционные системы счисления – выделите основные характеристики позиционных систем счисления – составьте алгоритм записи чисел в развернутой и свернутой форме – на основе развернутой форме числа составьте алгоритм перевода из любой системы счисления в 10-ю – придумайте собственную систему счисления и восстановите предложенный компьютером рисунок.
Этапы урока по минутам.
- Организационный этап – 2 мин.
- Постановка проблемы – 5 мин.
- Актуализация знаний – 3 мин.
- Формирование новых понятий и способов действия – 15 мин.
- Выполнение 1 задания и демонстрация полученной образовательной продукции – 5 мин.
- Формирование умений и навыков, путем выполнения 2 задания – 5 мин.
- Рефлексия учащихся – 5 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Задания ученикам и варианты их выполнения
Текст 1 задания: «Инопланетная система»
Представьте, что вы инопланетянин, прилетели в гости к землянам. Расскажите им про систему счисления, которую используют у вас на планете. И пусть земляне угадают название вашей системы счисления, назовут чему равно основание вашей системы счисления.
Примеры ответов учащихся:
1) Алфавит моей системы счисления
состоит из цифр (0-4), в развернутом виде
число записывается 423 = 4 * 52 + 2 * 51 + 3
* 50
Определите название моей системы счисления и
основание.
2) В моей системе используются 13 цифр (0-9, A,B,C,D), в развернутом виде число AD51 = A * 133 + D * 132 + 5 * 131 + 1 * 130
Определите название моей системы счисления.
Текст 2 задания: «С компьютером на ты» Твой друг компьютер очень любит рисовать, и он решил подарить тебе свой рисунок. Правда, он совсем забыл, что ты пользуешься своей системой счисления, воспользуйся системой счисления компьютера и восстанови его рисунок на координатной плоскости. Помни, что он рисовал по точкам на координатной плоскости.
Задание ученикам по рефлексии их деятельности
На выданных листках «Рефлексия»:
1. Запишите ответ на вопрос, поставленный в
начале урока.
2. Оцените свою деятельность на уроке, ответив на
вопросы:
А) Какие чувства и ощущения возникали во время работы на уроке?
Б) Какие трудности встретились во время выполнения задания?
В) Больше всего мне на уроке понравилось…
Задания на дом
Текст задания:
«Мастер задач» Известна задача о чудаке-математике. «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 рублей в месяц». Как такое может быть? Решите задачу и придумайте условие своей задачи.
Список использованной литературы и материалов
1. Учебник: Угринович Н. Д. Информатика
и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н. Д.
Угринович. – 5 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2009.
2. Учебное пособие: Арифметические и логические
основы построения компьютера: учебное
пособие-Томск-2005
3. С.В. Фомин «Системы счисления»