Цели и задачи:
- развитие интереса к математике;
- развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания;
- воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
- совершенствование умений рационально планировать свою деятельность;
- развитие творческих способностей;
- развитие умения детей работать в группе.
При составлении конкурсов учитывалась смена видов деятельности.
Прогнозируемый результат:
- эмоциональные переживания, радость победы, огорчение при поражении, удовлетворение или неудовлетворение собой или другими, т. е. проведённое мероприятие не должно оставить учеников равнодушными;
- изменение в личности ребёнка (появился интерес к предмету, притупился страх перед математикой – это можно будет наблюдать на уроках).
В игре принимают участие команды 5-8 классов, состоящие из 5 человек. Предварительно каждая команда выбирает капитана, придумывает название и девиз.
Организационный момент: команды получают маршрутный лист (Приложение 1) , объявляются критерии оценки на каждом этапе.
На каждый этап отводится 4 минуты и 2 минуты на заполнение маршрутного листа и продвижение от одного этапа к другому. Организаторами на каждом этапе являются ученики старших классов.
Описание этапов
№1. Остров “Ребусландия”.
В этом конкурсе команды должны представить жюри свой ребус(0-5 баллов) и за отведенное время расшифровать как можно больше ребусов (математической тематики) (по 1 баллу)
№2. Пристань “Юный эрудит”.
Каждой команде предлагаются три задания
- (3 балла) Разбить циферблат часов на три части так, чтобы сумма чисел каждой части была одинаковой.
- Задача. (2 балла). Олегу подарили игрушечного робота. Наблюдая за ним в течение долгого времени, он заметил, что:
- если сейчас робот кивает, то через минуту он моргает;
- если сейчас робот топает, то через минуту он хлопает;
- если сейчас робот пищит, то через минуту он кивает;
- если сейчас робот трещит, то через минуту он пищит;
- если сейчас робот моргает, то через минуту он топает;
- если сейчас робот хлопает, то через минуту он трещит.
Сейчас робот пищит. Что он будет делать через 40 минут?
- (по 0,5 балла) По данным последовательностям установить закономерность и продолжить еще двумя числами. Приложение 2
№3. Впадина “Спичечный коробок”
Каждой команде предлагается за 4 мин решить как можно больше задач по перекладыванию спичек (по 2 балла). Приложение 3
№4. Гавань “Конструкторское бюро”
На этом этапе командам предлагается два вида заданий. (При подготовке к этому этапу можно воспользоваться книгой Никитина Б.П. “Ступеньки творчества или развивающие игры ”)
1. (по 1-2-3 балла в зависимости от сложности фигуры) Собери геометрическую фигуру по предложенным образцам из частей кубика (развивающая игра “кубики для всех”).
2. (по 1 баллу) Собери квадрат из частей.
Рисунок 1
№5. Мыс Художников-Портретистов
(1-10 баллов) Предлагается нарисовать портрет, используя математические символы и геометрические фигуры.
№6. Архипелаг Координатный
(По 5 баллов) По заданным координатам нужно вычертить рисунки.
№7. Рифы “Лабиринты”
(по 5 баллов) Пройти лабиринты разных видов. Например, Приложение 5.
№8. Кроссвордов пролив
(по 1 баллу за отгаданное слово) команде нужно разгадать математический кроссворд
№9. Полуостров “Танграм”
(по 5 баллов) пользуясь двумя комплектами фигур, полученных при разрезании квадрата (ТАНГРАМ), нужно собрать предложенные фигуры. При подготовке к этому этапу можно воспользоваться книгой Шарыгина И.Ф. и Ерганжиевой Л.Н. “Наглядная геометрия 5-6 класс”
После завершения круиза маршрутные листы сдаются в командный пункт для подведения итогов.
В качестве призов можно предложить занимательные книги по математике, наборы развивающих игр, сладкие призы.