Цель занятия:
1. Закрепить знания детей о зиме и зимних забавах. Активизировать словарь по данной теме.
2. Упражнять детей в согласовании существительных с местоимениями, с числительными, в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и в употреблении их в различных падежах.
3. Развивать мелкую моторику, координацию движений и познавательно-психические функции.
4. Воспитывать чуткое отношение, желание помочь персонажу сказки.
Оснащение:
1. Игра “Собери снеговика”.
2. Игра “Найди отличия” (2 снеговика).
3. Макеты домиков (мой, моя).
4. Предметные картинки: снеговик, ёлка, снег, снежинка, снегирь, шапка, заяц, шуба.
5. Карточки для игры “Подарки”.
6. Прищепки, силуэты ёлки, снежинки, солнышка.
7. Герои сказки “Колобок”.
8. Макет домика с окошечками.
9. Призы.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Логопед предлагает детям рассмотреть макет домика с разноцветными окошечками, Дети открывают окошечки красного, синего, желтого и зеленого цвета и обнаруживают картинки с изображением деда, бабы, лисы, колобка. Отгадывают сказку “Колобок” и педагог предлагает спасти Колобка от лисы. Дети отправляются с помощью волшебного клубка в сказку.
2.Встречают Зайца. Заяц обещает сказать, где находится Колобок, если дети помогут ему справиться с различными заданиями.
Игра “Собери снеговика” (разложить последовательно 4 картинки, что сначала, а что потом).
Игра “Найди отличия у 2 снеговиков”.
Логопед предлагает детям упражнение “Расскажи про снеговика” (на употребление существительного в разных падежах).
Мы слепили …. (снеговика). Мы приделали нос-морковку нашему ….. (снеговику). Мы показали соседям нашего ….. (снеговика). Мы играли со …. (снеговиком). Мы рассказали о ….. (снеговике).
Заяц отправляет детей к Волку.
3.Волк предлагает детям расселить картинки-слова по домикам. (Слова женского и мужского рода).
снеговик | ёлка |
снегирь | снежинка |
заяц | шапка |
снег | шуба |
Игра “Назови - ласково” (с этими же предметными картинками).
снеговик - снеговичок
снегирь - снегирек
заяц - зайчонок
снег - снежок
ёлка - ёлочка
снежинка - снежиночка
шапка - шапочка
шуба - шубка
Волк отправляет детей к Медведю.
4.Медведь говорит детям, что ему очень скучно, грустно и предлагает с ним поиграть.
Упражнение на координацию речи с движением.
Снег зимой летает, (опускаем руки ладонями вниз, шевелим пальцами)
Тихо отдыхает (руки ладонями вниз разводим в стороны)
Я его жалею и в (одна ладонь накрывает другую – лепим “снежок”
ладонях грею, (дуем на руки)
Снег ложится на дома, (руки разводим в стороны, ладонями вниз)
Улицы и крыши (руки “домиком”)
Тихо! (палец к губам)
К нам пришла зима (идем указ. и сред. пальцами одной руки)
Мы ее не слышим. (рука за ухом).
Медведь благодарит детей за игру, дарит подарки и отправляет к Лисе.
круг - снежинка
треугольник – елочка
квадрат – зайчик
карточки:
1. Один треугольник, два круга.
2. один круг, два треугольника.
3. один квадрат, один треугольник, один круг.
4. два квадрата, один треугольник.
5. два квадрата, один круг.
6. два круга, один квадрат.
Каждый ребенок рассказывает, что ему подарил Медведь. Например: “Мне Медведь подарил одну снежинку, две елочки”.
5.Лиса говорит детям, что Колобок у нее, но она его отдаст тогда, когда дети научат ее играть с прищепками, которые она нашла в лесу. Дети составляют различные фигуры из прищепок, используя определенные цвета. Для “солнышка” - желтые, для “снежинки” - синие, для “елочки” - зелёные. Лиса говорит детям “спасибо” и отдает Колобка.
6.Колобок благодарит детей за спасение и дарит подарки.