Нумерация чисел в пределах 1000

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Тип урока: комбинированный.

Цель урока. Создать условия для прочного усвоения десятичной системы счисления в пределах 1000.

Задачи урока.

  • Способствовать грамотному усвоению нумерации чисел в пределах 1000.
  • Корригировать познавательную сферу на основе упражнений по развитию психических функций и творческой деятельности обучающихся.
  • Содействовать развитию личностных и патриотических качеств.

Оборудование урока.

Ход урока

1. Психологический настрой.

- Добрый день, ребята! В начале нашего урока я хотела бы узнать у вас любите ли вы путешествовать?

- Где бывали?

- А хотелось ли вам вернуться назад домой?

- Почему?

Дети включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем.

Заслушиваются высказывания детей.

- Да потому что вас ждали родные люди, друзья. И вас всегда будет тянуть туда, где вы родились, где вам все знакомо и близко, где человек чувствует душевный покой и находит радость. Ведь неслучайно родилась пословица: «Мила та сторона, где пупок резан».

2. Определение темы урока.

- А называем мы эту милую сторону … (Cлайд № 1) … родиной. (Слайд № 2)

- Очень точно выразил эту мысль замечательный русский писатель К.Г.Паустовский, который сказал: «Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца». (Слайд № 3).

- Итак, если вы хотите больше узнать о своей родине и вам нравятся путешествия, отправимся в путь по Алтаю. Ведь Алтай –это родина каждого из нас и это удивительное место, где много интересного и необычного, и нам есть чем гордиться.

- И путешествие наше тоже будет необычным. Каким, вы узнаете, прочитав слово. (Слайд № 4).

Дети отыскивают глазами первую букву и, пробегая глазами по указанной схеме, дают ответ: МАТЕМАТИКА.

- Значит наше путешествие будет … (Слайд № 5). МАТЕМАТИЧЕСКИМ!

- А, что же математического будет на уроке? Давайте определим вместе.

- Выполните, пожалуйста, задание «Найди лишнее слово». (Слайд № 6).

- Какое «лишнее» слово вы нашли? Почему оно «лишнее»?

Дети после размышлений аргументировано выбирают «лишним» слово ДЕЙСТВИЕ.

- Молодцы! Из оставшихся слов выделите одно слово, объединяющее все остальные слова по смыслу. Ответ обоснуйте. (Слайд № 7).

- Общее слово – нумерация, так как в результате счета образуются числа, каждое число состоит из разрядов, числовая последовательность образует нумерацию.

- Выскажите ваши предположения о теме урока.

- Нумерация чисел в пределах 1000.

- Молодцы! Все верно. (Слайд № 8)

3.Постановка цели урока.

- Вспомните, что мы изучали по нашей теме на прошлых уроках?

Дети формулируют свои представления о том, чему научились:

  • изучили новые – трехзначные числа;
  • научились их читать и писать;
  • разбирали числа по составу;
  • учились считать единицами и группами до 1000 и обратно.

- Итак, сегодня на уроке мы систематизируем все изученное о числах в пределах 1000. (Слайд № 9). Знания по математике будем дополнять сведениями об Алтайском крае.

- Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас поставил себе цель на урок. Можете пользоваться помощником. (Слайд № 10).

 Дети формулируют свои цели на урок.

- Ну и как настоящие путешественники каждый из вас сейчас соберет себе в дорогу рюкзак. Выберите то, что считаете потребуется в нашем путешествии. (Слайд № 11).

 Затем обсудите в группах правильность и необходимость выбранного вами.

 Дети фиксируют в своих тетрадях перечень выбранных предметов. Затем осуществляют взаимопроверку, работая в группах.

- Что вы считаете самым главным среди содержимого вашего рюкзака? (Слайд № 12).

- Самое главное – это знания. Знания, которые у нас уже есть и новые, которые мы получим сегодня.

- А хорошее настроение и интерес в работе нам не помешают.

4. Всесторонняя проверка знаний.

- Алтай… А задумывались ли вы о том, что обозначает это слово? Что стоит за этим привычным и необычным, знакомым и неизвестным, кратким и емким словом?

- Определив закономерность, назовите недостающие числа. Каждому правильно названному числу соответствует определенная буква. Выполнив задание, вы узнаете значение слова «Алтай». (Слайд № 13).

 Дети по цепочке называют число. На слайде открывается названное число и буква.

- Прочитайте полученное слово.

- Алтытау.

- По одной версии, «Алтай» произошел от слова «Алтытау», что означает шестигорье. Между прочим, основной рельеф алтайской горной системы действительно состоит из шести главных хребтов. (Слайд № 14).

- По другой, слово «Алтай» происходит от другого слова, которое вы прочитаете, выполнив следующее задание (Слайд № 15). Рассмотрите, пожалуйста, таблицу на слайде. Что вы там заметили?

- В ней каждому числу соответствует какая – то буква.

- Я называю число, вы находите его в таблице, записываете в тетрадях только букву. Полученные буквы образуют слово. Итак, что вы сейчас будете делать?

- Слушать, находить, записывать.

- Триста, семьсот шесть, девятьсот сорок два, пятьсот сорок, шестьсот девятнадцать.

- Назовите полученное слово.

- Алтан.

- Необычное получилось слово. «Алтан» - тюркское слово и переводится как «золотой». (Слайд № 16).

- Со словом «Алтытау» созвучно слово «Алтай – Тау», а что оно может обозначать? Ответ на этот вопрос вы узнаете сами.

- При поиске ответа пользуйтесь тем, что вы уже знаете. И маленькая подсказка: найдите, что общего есть в двух трактовках слова «Алтай». Работайте в группах. (Слайд № 17).

- Итак, как вы переведете название «Алтай – тау»?

- Золотые горы.

- Вы верно заметили. Слово «золото» есть и в первом и во втором случае. Золото ценилось издревле за красоту, долговечность, нетленность, надежность, символизировало богатство. Возможно, за сказочную красоту и богатство дано нашей земле такое выразительное название. (Слайд № 18).

 Дети испытывают чувство удовлетворенности результатами своей творческой деятельности.

 - Любой человек, отправляясь в путешествие, обязательно посмотрит на карту, чтобы узнать – а что же необычного и привлекательного есть на той земле, куда он отправляется. (Слайд №19).

 Дети рассматривают карту Алтайского края и высказывают предположения о том, что там изображено.

 - На земле Алтайского края - нашей малой Родине – привлекателен каждый уголок: ленты сосновых лесов, задумчивые озера, быстрые реки, черноземные степи, величественные горы. Для нас не в диковинку летний зной и сорокоградусные морозы, сильные ливни и штормовые ветры. (Слайды № 20 - № 31).

- Что может быть привлекательней путешествия по земле, полной тайн и загадок! (Слайд № 32 – 43).

 Дети рассматривают картины природы родного края. Могут выразить свои эмоции увиденным.

- Алтай – не только чудесный край, но и большой по территории. Определите площадь нашего края. (Слайд № 44).

 - 168 тысяч квадратных километров.

- На алтайской земле могли бы разместиться многие государства мира. Определите, какое место по территории занимает наш край среди краев России. (Слайд № 45).

 -Алтайский край занимает 24 место среди краев России.

- Итак, среди краев он занимает 24 место. Протяженность территории края значительна. На несколько километров край простирается с запада на восток и с севера на юг. А точные измерения вы скажите, выполнив следующие задания по вариантам. Первый вариант определяет протяженность с востока на запад, второй вариант – с севера на юг. (Слайд № 46).

После ответов показывается слайд №47.

-Центром Алтайского края является г.Барнаул. Знаете ли вы, сколько ему лет? Узнаете, ответив на вопрос. (Слайд № 48).

 - Городу Барнаулу 281 год!

- Увеличив в числе 281 количество единиц на 9, узнаете сколько лет исполнилось в этом году нашей Тальменке. Назовите это число. (Слайд № 49).

 - 290. Значит нашей Тальменке 290 лет, и она старше города Барнаула!

- Какие еще города вы знаете в нашем крае?

 - Все ли перечисленные города находятся на территории Алтайского края? (Слайд № 50). Нет ли здесь ошибки?

 - Город Горно – Алтайск находится не в Алтайском крае, а на территории Горно – Алтайской республики.

На слайде № 51 дается перечень городов Алтайского края.

- На Алтае богатый растительный и животный мир. Определив числа (Слайд №52), вы узнаете количество видов птиц и млекопитающих.

 - В крае насчитывается более 320 видов птиц, млекопитающие представлены 90 видами.

- Ребята, числа больше 1000 вы еще не изучали. Но может быть кто – нибудь сможет прочитать это число? (Слайд № 53).

 - Две тысячи.

- Молодцы! Добавлю, что около 2000 видов растений произрастает у нас в крае.

- Мы еще не говорили с вами о водоемах Алтая. В крае большое количество рек и озер, но какие же самые крупные?

 Дети высказывают свои предположения о том какая же река самая большая.

- Обь – самая главная река на Алтае и самая крупная не только у нас, но и по всей России, и даже в мире. Протяженность Оби в пределах нашего края вы узнаете, выполнив задание по вариантам. (Слайд № 54)

 - Длина реки – 493 км.

- Я уверена, что вы сможете назвать и другие реки Алтая.

 Дети называют знакомые им реки, среди которых прозвучат названия рек и нашей тальменской местности.

 После ответов детей демонстрируется слайд № 55.

- Подумайте, пожалуйста, а обо всех ли водоемах мы поговорили?

 Дети задумываются, высказывают предположения.

- Да. У нас на Алтае большое количество озер. Но те озера, которые вы назвали – не самые крупные по площади. Самым большим в Алтайском крае считается Кулундинское озеро. Его размеры вы узнаете, выполнив задание на слайде. (Слайд № 56).

 - Длина – 35 метров, ширина – 25 метров.

- А одно из самых красивых озер считается озеро Ая. Колыванское озеро отличается необычностью причудливых природных камней. (Слайд № 57).

5. Подготовка к обобщающей деятельности.

- Скажите, пожалуйста, какими математическими знаниями вы пользовались при выполнении заданий

 - Мы пользовались знаниями состава числа.

- Что вы знаете про состав числа?

 - Мы знаем, что любое число состоит из разрядов. И мы знаем три разряда: единицы, десятки, сотни. Каждый разряд имеет свой номер. Единицы – первый разряд, десятки - второй разряд, сотни – третий разряд.

- Давайте обозначим условно разряды числа кружочками разных цветов. (Слайд № 58). Запомните это цветовое обозначение. И ответьте, пожалуйста, на вопрос следующего слайда (Слайд № 59).

 Дети сопоставляют по памяти цветовые обозначения разрядов с их местом в нумерационной таблице.

- Что произойдет, если разряды поменять местами?

 - Каждый разряд стоит постоянно на своем месте. Разряды местами менять нельзя.

6. Обобщение знаний.

- Основа счета в математике – десятичная система счисления. Сейчас каждый из вас получит карточку с заданием и постарается выполнить его правильно. (Приложение № 1).

 Получив карточку, каждый ребенок выполняет свое задание.

- Проверьте, пожалуйста, свои знания. (Слайд № 60). Самопроверка.

 -Почему система счета называется десятичной?

 - 10 единиц одного разряда образуют единицу следующего разряда.

- Молодцы, ребята! Вы все правильно ответили.

7.ФЗМ. (Слайд № 61). Дети встают около своих парт и выполняют команды учителя.

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.

8.Использование знаний при выполнении различных заданий.

- Алтайский край – богатейшая природная кладовая, давшая России медь, серебро, золото, руды, производитель различных сельскохозяйственных культур.

 В классе обязательно найдутся дети, которые смогут назвать некоторые элементы из природной кладовой Алтая.

- Мировую славу Алтаю принесло камнерезное искусство. (Слайд № 62). Большая часть изделий хранится в музеях Москвы и Санкт – Петербурга. В Эрмитаже экспонируется самая большая в мире «царица ваз», изготовленная в 1843 г. На ее изготовление ушло 23 года. (Слайд № 63).

 Дети включаются в совместное обсуждение демонстрируемого на слайдах материала.

- На Алтае было и есть очень много талантливых людей, известных и в России, и во всем мире. (Слайд № 64 - 67).

 Дети узнают знакомых людей, наших современников и знакомятся с историческими личностями.

- Все эти личности своим собственным трудом прославили и себя, и Алтай. И каким будет ваш собственный труд во взрослой жизни зависит от того, чему вы научитесь в школьные годы.

- Каждый из вас уже показал свои математические таланты. Но на этом ваша работа еще не закончилась.

- Сейчас проведем с вами игру «Хлопни, топни». Если вы согласны с утверждением, то хлопаете в ладоши. Если не согласны, то топаете ногами. Внимание на экран и слушаем меня. (Слайд № 68 - 69)

- Как хорошо вы справились со всеми подвохами. Работа в парах - таким будет следующее задание. Каждый получит карточку с заданием. (Приложение №2).

 - Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы. (Слайд № 70).

- И последнее задание – это самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.

(Приложение № 3).

После его выполнения каждый проверяет свою работу самостоятельно по информации на слайде. (Слайд №71-72).

9.Домашнее задание.

Учитель дает информацию по домашнему заданию. Дети слушают комментарии учителя, уточняют, задают вопросы.

10. Рефлексия.

- Что нового ты узнал на уроке?

- Доволен ли ты результатом своей работы на уроке?

- Достиг ли ты цели, поставленной в начале урока?

- Есть ли ошибки, которых ты мог избежать? Что для этого нужно сделать?

- Кому из товарищей вы можете сказать спасибо за работу на уроке?

- Кому дадите советы, и какие?

- Готов ли ты контрольной работе по теме «Нумерация чисел в пределах 1000»?

 Дети отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке в соответствии со своей поставленной целью.

11. Выставление оценок. Комментарии.

12. Обобщающее слово учителя.

- Наше математическое путешествие по Алтайскому краю закончилось. И как вы убедились, Алтай – не только богатейшая природная кладовая, но и одно из прекраснейших мест на Земле, как будто специально созданных для путешествий и экскурсий, для познания величия и уникальности природных богатств. (Слайды № 73–74).

- Познать свой край можно не только в путешествиях, а и из книг, из которых вы можете получить дополнительную подробную информацию об услышанном на уроке.

- Всем спасибо за урок! (Слайд № 75)