Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Правописание слов с сочетаниями ЧУ-ЩУ"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формировать навыки правописания слов с сочетаниями чу-щу. Повторить изученные орфограммы, подготовиться к словарному диктанту.
  • Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, внимание, память, обогащать словарный запас.
  • Совершенствовать культуру речи, закрепить нормы поведения.

Оборудование: карточки, оценочные конверты (в конвертах находятся 4 больших кружка и маленькие кружочки 4-х цветов), индивидуальное наборное полотно, ПК, интерактивная доска, тетради.

Ход урока

1. Орг. момент. (Слайд 1)

  • Прозвенел уже звонок,
    Значит, начался урок.
    Сели все за парты дружно.
    Нам теперь работать нужно.
    Вы, ребята, не ленитесь,
    С удовольствием трудитесь.
    Всем успехов пожелаем
    И урок наш начинаем.
  • Знакомство с планом урока (слайд 2)

1-ый этап – Словарная работа.

– Поставьте учебную задачу к этому этапу урока. (Повторить недавно изученные слова и познакомиться с новым словарным словом)

  • Вставьте в слова пропущенные буквы ( словарные слова на листочках) Пл. ток, сах. р, г. рох, м. л. ко, м. роз, с.п.ги, гор. д, т. традь, м.дведь, д.журный.
  • Проверьте работу (Вставляют буквы в слова на слайде 3) Цифрой запишите количество ошибок.
  • Отгадайте загадку и узнаете новое словарное слово:

Всегда он в работе,
Когда говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык)

– Кто знает, как пишется это слово? (дети записывают)

– Поставьте ударение, назовите букву, которую надо запомнить.

Поможет вам запомнить эту букву стихотворение

“Язык и капля

Раз повстречались под кустом
Росинка с чьим-то языком.
Спросила капелька росы:
“Как вас зовут, простите?”
Язык ответил ей: “Язык.
Ещё что знать хотите?”
Сказала капля: “Ах, вы-Зык!
А я, представьте, капля!”
Язык издал звериный рык,
А сам застыл, как цапля:
“С тобой почти я не знаком,
А ты дразнишься “вызыком””.
Та – не поймет, а между тем
Язык обиделся совсем.
Рассвирепел, как сто акул,
И каплю чистую слизнул!
Теперь хочу просить вас я:
Вы, дорогие дети,
“Язык” пишите с буквой “Я” –
Нет буквы “вы” на свете.

– Что вы можете рассказать об этом слове?

  • Многозначность (орган речи, наука, часть колокола, в обуви, пламени)
  • Буквы – звуки, 2 слога, не переносится.
  • Однокоренные слова.

– Какие знаете выражения, высказывания со словом “язык”?

– Что означают фразеологические обороты:

  • Держать язык за зубами
  • Язык без костей
  • Можно язык проглотить
  • Язык хорошо подвешен.

– Часто слово “язык” упоминается в пословицах. Прочитайте (слайд 4) и скажите, чему они учат.

  • Язык – враг: прежде ума говорит.
  • Языком болтай, а рукам волю не давай.
  • Языком не спеши, а делом не ленись.

Мне кажется, что эти народные мудрости нам очень полезны.

– Теперь закройте тетради и запишите слово “язык” на листочке. Все эти слова повторите дома, чтобы на следующем уроке хорошо написать словарный диктант.

– Подведем итог словарной работы. (Оценивают кружочком на индивидуальном наборном полотне: нет ошибок – красный, 1 ош. – желтый, 2-3 ош. – залёный, более 3-х – синий, – слайд 5).

2-й этап – Повторение изученных орфограмм.

  • – Назовите предметы, изображенные на картинках. (слайд 6) Соедини картинку с сочетанием, которое есть в названии предмета.

Похлопайте в ладоши, если правильно.

  • Поставьте учебную задачу на этот этап урока.
  • Расскажите правила про эти сочетания.
  • Сейчас вы сможете проверить себя, как вы умеете эти знания применять на практике.
  • Вы должны выписать слова с этими сочетаниями из текста, который я буду читать.

К нам в гости должны прийти малыши. Мама поставила на стол кувшин с цветами, чайник, печенье. Заварила свежий чай. Будет чем угощать гостей.

– Проверим себя и оценим свои знания. (слайд 7 – слова и слайд 8 – оценивание)

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылышки сложим назад.

– В каких словах встретились орфограммы, о которых мы говорили? (покачали, сложим)

3-й этап – Знакомство с новой орфограммой.

  • Прочитайте слова на доске (Слова на карточках на магнитах: кричу, тащу, чугун, дочурка, грущу, дом, чучело, ищу). Назовите лишнее слово.(дом) Докажите.

– На какие 2 группы можно разделить эти слова? (2-х и 3-х сложные, действия и предметы, с сочетаниями чу и щу)

– Распределите слова в 2 столбика: в 1-ый с сочетанием чу, во 2-ой – с щу.

– Поставьте учебную задачу на этот этап урока. (Запомнить и правильно писать слова с чу-щу)

– Что необходимо знать, чтобы правильно писать эти слова? (правило) – Слайд 9

– Сформулировать это правило вам помогут слова на доске. (Дети говорят правило, индивидуально и вслух)

– Правило запомнили, теперь будем его применять.

– Запишите слова в 2 столбика, как на доске.

  • Теперь дополним эти столбики новыми словами.
  • Отгадайте слово (ребус – на слайде 10) – запишите.
  • Разгадайте анаграмму (слайд 11) – запишите слово.
  • Отгадайте слово, глядя на картинку (слайд 12) – запишите слово.
  • Соберите слова из частей (слайд 13) – запишите слова.
  • Кто может дополнить столбики своими примерами? (записывают)
  • Теперь потренируем свою память. Вы прочитаете вслух стихотворение и постараетесь запомнить как можно больше слов с чу и щу. Какие виды памяти будут вам помогать? Какой способ запоминания можно использовать? (слайд 14 -стихи)

(Чумазый, чучело, чурбан,
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу –
Я с У пишу и чу и щу.)

(Читаем, закрываем, записываем, открываем, проверяем)

  • А сейчас я предлагаю вам побыть в роли учителей и проверить работу животных в лесной школе. (слайд 15) – дети исправляют ошибки.

4-й этап – самостоятельная работа.

– Какими качествами вы должны обладать, чтобы не допускать ошибок? (быть внимательными, сосредоточенными, хорошо знать правило)

  • Я предлагаю вам использовать их при выполнении самостоятельной работы.

– Выпишите из текста слова с чу и щу. – (слайд16).

1) Щука почуяла на дне добычу.

2) Я учусь во втором классе.

3) Грачи ищут пищу в земле.

Оценивание – (слайд 17) – кружок.

(Кто раньше закончит работу – задание: составить предложение, употребив как можно больше слов с чу и щу) – задание записано на доске.

5-й этап – итог урока.

Подошел к концу урок.
Каждый из вас старался, как мог.
Надеюсь, правило вспомним всегда
Ошибок не будет у нас никогда.

  • Повторите правило, которое мы изучали.
  • Исправьте схему на доске, зачеркнув ненужное. слайд 18
  • Кому необходимо – можно повторить дома правило по учебнику.

6-й этап – рефлексия.

– Вспомним этапы урока слайд 19. Посмотрев на кружочки на своём наборном полотне, вы видите, что вы знаете хуже и что вам необходимо повторить.

– Возьмите из конверта большой кружок того цвета, какого цвета больше у маленьких кружков. Оценка учащихся.

Спасибо за работу. (Слайд 20)

Д/З: Решить кроссворд.(на листочках), подготовиться к аукциону слов с чу-щу.

Приложение 1. Презентация к уроку.