Цели урока:
- Формировать навыки правописания слов с сочетаниями чу-щу. Повторить изученные орфограммы, подготовиться к словарному диктанту.
- Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, внимание, память, обогащать словарный запас.
- Совершенствовать культуру речи, закрепить нормы поведения.
Оборудование: карточки, оценочные конверты (в конвертах находятся 4 больших кружка и маленькие кружочки 4-х цветов), индивидуальное наборное полотно, ПК, интерактивная доска, тетради.
Ход урока
1. Орг. момент. (Слайд 1)
Значит, начался урок.
Сели все за парты дружно.
Нам теперь работать нужно.
Вы, ребята, не ленитесь,
С удовольствием трудитесь.
Всем успехов пожелаем
И урок наш начинаем.
– Поставьте учебную задачу к этому этапу урока. (Повторить недавно изученные слова и познакомиться с новым словарным словом)
- Вставьте в слова пропущенные буквы ( словарные слова на листочках) Пл. ток, сах. р, г. рох, м. л. ко, м. роз, с.п.ги, гор. д, т. традь, м.дведь, д.журный.
- Проверьте работу (Вставляют буквы в слова на слайде 3) Цифрой запишите количество ошибок.
- Отгадайте загадку и узнаете новое словарное слово:
Всегда он в работе,
Когда говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык)
– Кто знает, как пишется это слово? (дети записывают)
– Поставьте ударение, назовите букву, которую надо запомнить.
Поможет вам запомнить эту букву стихотворение
“Язык и капля”
Раз повстречались под кустом
Росинка с чьим-то языком.
Спросила капелька росы:
“Как вас зовут, простите?”
Язык ответил ей: “Язык.
Ещё что знать хотите?”
Сказала капля: “Ах, вы-Зык!
А я, представьте, капля!”
Язык издал звериный рык,
А сам застыл, как цапля:
“С тобой почти я не знаком,
А ты дразнишься “вызыком””.
Та – не поймет, а между тем
Язык обиделся совсем.
Рассвирепел, как сто акул,
И каплю чистую слизнул!
Теперь хочу просить вас я:
Вы, дорогие дети,
“Язык” пишите с буквой “Я” –
Нет буквы “вы” на свете.
– Что вы можете рассказать об этом слове?
- Многозначность (орган речи, наука, часть колокола, в обуви, пламени)
- Буквы – звуки, 2 слога, не переносится.
- Однокоренные слова.
– Какие знаете выражения, высказывания со словом “язык”?
– Что означают фразеологические обороты:
- Держать язык за зубами
- Язык без костей
- Можно язык проглотить
- Язык хорошо подвешен.
– Часто слово “язык” упоминается в пословицах. Прочитайте (слайд 4) и скажите, чему они учат.
- Язык – враг: прежде ума говорит.
- Языком болтай, а рукам волю не давай.
- Языком не спеши, а делом не ленись.
Мне кажется, что эти народные мудрости нам очень полезны.
– Теперь закройте тетради и запишите слово “язык” на листочке. Все эти слова повторите дома, чтобы на следующем уроке хорошо написать словарный диктант.
– Подведем итог словарной работы. (Оценивают кружочком на индивидуальном наборном полотне: нет ошибок – красный, 1 ош. – желтый, 2-3 ош. – залёный, более 3-х – синий, – слайд 5).
2-й этап – Повторение изученных орфограмм.- – Назовите предметы, изображенные на картинках. (слайд 6) Соедини картинку с сочетанием, которое есть в названии предмета.
Похлопайте в ладоши, если правильно.
- Поставьте учебную задачу на этот этап урока.
- Расскажите правила про эти сочетания.
- Сейчас вы сможете проверить себя, как вы умеете эти знания применять на практике.
- Вы должны выписать слова с этими сочетаниями из текста, который я буду читать.
К нам в гости должны прийти малыши. Мама поставила на стол кувшин с цветами, чайник, печенье. Заварила свежий чай. Будет чем угощать гостей.
– Проверим себя и оценим свои знания. (слайд 7 – слова и слайд 8 – оценивание)
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылышки сложим назад.
– В каких словах встретились орфограммы, о которых мы говорили? (покачали, сложим)
3-й этап – Знакомство с новой орфограммой.
- Прочитайте слова на доске (Слова на карточках на магнитах: кричу, тащу, чугун, дочурка, грущу, дом, чучело, ищу). Назовите лишнее слово.(дом) Докажите.
– На какие 2 группы можно разделить эти слова? (2-х и 3-х сложные, действия и предметы, с сочетаниями чу и щу)
– Распределите слова в 2 столбика: в 1-ый с сочетанием чу, во 2-ой – с щу.
– Поставьте учебную задачу на этот этап урока. (Запомнить и правильно писать слова с чу-щу)
– Что необходимо знать, чтобы правильно писать эти слова? (правило) – Слайд 9
– Сформулировать это правило вам помогут слова на доске. (Дети говорят правило, индивидуально и вслух)
– Правило запомнили, теперь будем его применять.
– Запишите слова в 2 столбика, как на доске.
- Теперь дополним эти столбики новыми словами.
- Отгадайте слово (ребус – на слайде 10) – запишите.
- Разгадайте анаграмму (слайд 11) – запишите слово.
- Отгадайте слово, глядя на картинку (слайд 12) – запишите слово.
- Соберите слова из частей (слайд 13) – запишите слова.
- Кто может дополнить столбики своими примерами? (записывают)
- Теперь потренируем свою память. Вы прочитаете вслух стихотворение и постараетесь запомнить как можно больше слов с чу и щу. Какие виды памяти будут вам помогать? Какой способ запоминания можно использовать? (слайд 14 -стихи)
(Чумазый, чучело, чурбан,
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу –
Я с У пишу и чу и щу.)
(Читаем, закрываем, записываем, открываем, проверяем)
- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли учителей и проверить работу животных в лесной школе. (слайд 15) – дети исправляют ошибки.
4-й этап – самостоятельная работа.
– Какими качествами вы должны обладать, чтобы
не допускать ошибок? (быть внимательными,
сосредоточенными, хорошо знать правило)
– Выпишите из текста слова с чу и щу. – (слайд16).
1) Щука почуяла на дне добычу.
2) Я учусь во втором классе.
3) Грачи ищут пищу в земле.
Оценивание – (слайд 17) – кружок.
(Кто раньше закончит работу – задание: составить предложение, употребив как можно больше слов с чу и щу) – задание записано на доске.
5-й этап – итог урока.Подошел к концу урок.
Каждый из вас старался, как мог.
Надеюсь, правило вспомним всегда
Ошибок не будет у нас никогда.
- Повторите правило, которое мы изучали.
- Исправьте схему на доске, зачеркнув ненужное. – слайд 18
- Кому необходимо – можно повторить дома правило по учебнику.
– Вспомним этапы урока – слайд 19. Посмотрев на кружочки на своём наборном полотне, вы видите, что вы знаете хуже и что вам необходимо повторить.
– Возьмите из конверта большой кружок того цвета, какого цвета больше у маленьких кружков. Оценка учащихся.
Спасибо за работу. (Слайд 20)
Д/З: Решить кроссворд.(на листочках), подготовиться к аукциону слов с чу-щу.