Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией учебной компьютерной презентации.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация слайдов); методы стимулирования и мотивации (актуализация знаний, обращение к жизненному опыту учащихся).
Дидактические средства обучения: учебник “Кулинария 8-11 класс”, учебная компьютерная презентация.
Изучив материал данной темы, учащиеся должны:
знать:
- классификацию холодных блюд и закусок;
- технологию приготовления холодных блюд и закусок;
- правила оформления и украшения салатов;
- правила подачи холодных блюд и закусок;
- санитарные нормы, сроки хранения, требования к качеству;
уметь:
- с соблюдением технологии приготавливать холодные блюда и закуски;
- соблюдать правила подачи холодных блюд и закусок;
- соблюдать требования к качеству.
Цели учителя.
- Актуализировать уже имеющиеся знания учащихся по теме данного урока.
- Сформировать у учащихся профессиональные знания по приготовлению холодных блюд и закусок.
- Изучить технологию приготовления холодных блюд и закусок, их разновидности, подачу, требования к качеству и хранение.
- Научить учащихся находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности.
- Формировать профессионально важные качества личности: творческого и ответственного отношения к труду, активности и самостоятельности в учебно-трудовой деятельности.
Основные понятия:
- значение в питании холодных блюд и закусок;
- способы тепловой обработки продуктов для приготовления холодных блюд.
Методические рекомендации
Технология приготовления холодных блюд и закусок.
Актуализация знаний. Вводное слово учителя: характеристика холодных блюд и закусок, их значение для человека. Холодных блюд и закусок очень много. Четкого разграничения между холодным блюдом и холодной закуской нет. Одно и то же кулинарное изделие может быть холодным блюдом или холодной закуской. Как правило, закуска по объему и весу меньше холодного блюда.
Закуски бывают холодными и горячими. К холодным закускам принято относить холодные блюда, в составе которых имеется основной продукт и отсутствует гарнир или он дается в ограниченном количестве и ассортименте. Например, икра кетовая и зернистая с зеленым луком, икра паюсная с лимоном, семга и балыки с лимоном, кильки с яйцом, шпроты и сардины с лимоном, соленые и маринованные грибы, вяленая рыба и т.п. К холодным закускам относятся блюда из соленой сельди: сельдь с гарниром, сельдь натуральная или рубленая.
Горячими закусками могут быть следующие горячие блюда: крокеты картофельные, свежие грибы в сметане, фасоль в томате, яйца печеные, раковые шейки в соусе мадера, ветчина в соусе мадера, сосиски и сардельки с гарниром и без него, ветчина жареная с горчицей и помидорами, почки жареные, тефтели из говядины, солянка на сковороде (овощная, рыбная, мясная)
Холодные блюда обычно подают в начале приема пищи. В этом случае их называют закусками, они дополняют состав основных блюд, украшают стол, утоляют голод, возбуждают аппетит и дополняют пищевую ценность рационов.
Затем учитель переходит к объяснению нового материала. При этом демонстрируются слайды учебной компьютерной презентации.
Слайд № 1. Ссылка на заголовок презентации "Холодные блюда и закуски".
Слайд № 2, 3. Ссылка на характеристику холодных блюд и закусок. Общие сведения.
Слайд № 4, 5. Ссылка на ассортимент и разделение холодных блюд и закусок.
Слайд № 6. Ссылка на бутерброды". Характеристика бутербродов.
Слайд № 7, 8. Ссылка на бутерброды. Характеристика открытых бутербродов.
Слайд № 9. Ссылка на бутерброды. Характеристика закрытых бутербродов.
Слайд № 10. Ссылка на бутерброды. Характеристика закусочных бутербродов.
Слайд № 11. Ссылка на салаты и винегреты". Характеристика салатов, винегретов.
Слайд № 12-18. Ссылка на способы обработки продуктов для холодных блюд и закусок.
Требования к качеству холодных блюд и закусок. Сроки хранения.
Слайд № 19-21. Ссылка на "требования к качеству холодных блюд и закусок. Сроки хранения".
Слайд № 22. Ссылка на приправы. Характеристика соусов, подаваемых для холодных закусок.
Закрепление изученного материала.
Вопросы (на слайде презентации):
- Назвать классификацию холодных блюд и закусок.
- Перечислите виды бутербродов и продукты, используемые для их приготовления.
- Назовите сроки реализации холодных блюд и закусок.