Цели урока:
1. Образовательные:
– познакомить учащихся с произведением Е. Клюева “Сказки Простого Карандаша”;
– совершенствовать навык правильного, осознанного чтения учащихся;
– формирование способности к полноценному восприятию литературного текста;
2. Воспитательные:
– способствовать формированию нравственных качеств учащихся;
3. Развивающие:
– развитие критического мышления учащихся;
– развивать речь учащихся, расширять словарный запас;
– развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;
4. Здоровьесберегающие:
– сохранять здоровье детей с помощью здоровьесберегающей организации учебного процесса;
Оборудование:
– для учителя: компьютер, экран, проектор, наглядный материал.
– для учащихся: учебник О.В. Кубасовой “Литературное чтение” 3 класс часть 2, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы отправимся в страну, надеюсь любимую вами, Литературы.
2. Стадия вызова.
Актуализация знаний учащихся.
А сейчас посмотрим (роняю листы)… Ах, какая я неловкая! Ребята, помогите соединить автора и название произведения.
А. С. Пушкин |
Сказка про храброго зайца |
Д. Мамин-Сибиряк |
Сказка о потерянном времени |
Е. Шварц |
Сказка о рыбаке и рыбке |
В. Гаршин |
Лягушка – путешественница |
– Спасибо за помощь. Вы сделали доброе дело.
– Что объединяет все эти произведения?
– Какие это сказки?
– А вы любите сказки?
Словарная работа.
– В сказках встречаются часто различные слова, которые нам непонятны. Где можно узнать значение непонятного слова? Да, в толковом словаре, хранителе мудрости.
Вот такие слова встретятся нам сегодня на уроке.
Слайд №1:
Корпеть
Корпишь
Щадя
Прок
Корпеть – усердно, терпеливо и долго заниматься чем-нибудь.
Щадя – жалея.
Прок – выгода, польза.
Эмоциональный настрой учащихся.
– Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и простой карандаш. Закройте глаза и представьте свое настроение. Это может быть предмет или слово. Откройте глаза и нарисуйте свое настроение.
Учащиеся рисуют.
– Отложите пока свои листы в сторонку. Вы сейчас простым карандашом нарисовали свое настроение, а у писателя Е. Клюева простой карандаш писал сказки.
– Что вы слышали о писателе Клюеве?
Сообщение сведений об авторе.
Слайд № 2: фотография писателя Е. Клюева.
Евгений Клюев – один из самых загадочных писателей современности.
Родился Е. Клюев в Твери в 1954 году. За свою жизнь приобрел много профессий: журналист, писатель, переводчик, ученый.
Е. Клюев живет сейчас в Дании, где жил когда-то Г. Х. Андерсен, и пишет замечательные сказки. Про рыбок в аквариуме, про слона в зоопарке, про маленьких кузнечика, лягушонка и аистенка, про увлекательное путешествие одного чайного пакетика. Ерунда, вроде бы, сказки – и только. Но сколько в них тайн!
Сообщение темы урока.
Слайд № 3: Е. Клюев “Сказки Простого Карандаша”
Сегодня вы прочитаете сказку Клюева “Сказки Простого Карандаша”.
– Определите по названию, кто будет главным героем произведения?
(Открываю тему урока на доске).
3. Стадия осмысления содержания.
– Послушайте внимательно начало сказки. А потом я задам очень трудный вопрос.
Слайд № 4: аудиозапись начала сказки до слов “… запрут на ключ”.
– Пока остановимся. Давайте предположим, как дальше будут развиваться события. Составим “Дерево предсказаний”.
Учащиеся записывают свои версии и прикрепляют на доску.
– Давайте проверим ваши предсказания. Прочитаем дальше.
– Давайте договоримся, что читать вы будете громко, выразительно, эмоционально, как было в записи.
Чтение вслух сказки до конца детьми.
– Какое настроение вызвала эта сказка? Почему?
– Проверим, оправдались ли ваши предсказания.
(Проверка версий).
Физкультминутка.
В темном лесу есть избушка.
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка-Яга живет.
Нос крючком, глаза как плошки.
Словно угольки горят.
Ох, сердитая какая, дыбом волосы стоят.
– Прием “Толстые и тонкие вопросы”
– Составьте вопросы к прочитанному тексту при помощи вопросительных слов.
Слайд № 5:
Кто?
Что?
Какие? Какой?
Почему?
– Кто по ночам читал сказки Простого Карандаша?
– Что было самым главным в жизни Простого Карандаша?
– Что значит выражение “сказки нельзя запереть на ключ”?
– Считаете ли вы Простого Карандаша неудачником?
– Какими были отношения Простого карандаша и Цветных Карандашей?
– Какой был Ночник? Оцените его слова и поступок.
– Какой поступок совершил Карандаш в последний день своей жизни?
– Почему раньше Карандаш писал о принцессах, а в последний день написал сказку о Вечной жизни?
4. Рефлексия.
Составление “Кластера”
Учащиеся вешают на доску предметные картинки с изображением героев произведения и показывают их связь стрелками.
– Выборочное чтение с использованием метода цветописи.
– Текст сказки напечатан черно-белым шрифтом, как будто простым карандашом. А если бы вы записывали эту сказку цветными карандашами, то какие цвета бы выбрали?
В этом произведении есть столько оттенков!
Настроение грусти обычно выражается темным цветом. Прочитайте отрывок, который бы вы окрасили в темный цвет.
Настроение радости выражается светлыми, яркими красками.
Прочитайте отрывок, который создает такое настроение.
– Рефлексия.
Мы сегодня хорошо поработали. Сейчас подведем итог, в этом вам помогут следующие фразы.
Слайд № 6:
Я познакомился…
Я узнал…
Я понял…
– Продолжите эти фразы. Что вы поняли, узнали сегодня на уроке?
– Почему сказки нельзя запереть на ключ?
– Что всегда побеждает в сказках?
– Какие поступки мы должны совершать?
– Да, недаром пословица, народная мудрость, учит, что “Жизнь дана на добрые дела”.
Слайд 7: Жизнь дана на добрые дела.
– Диагностика настроения.
– А сейчас возьмите свой рисунок, где вы в начале урока нарисовали свое настроение и раскрасьте его, а поможет вам в этом этюд великого русского композитора Скрябина, который первым совместил цвет и музыку.
Учащиеся выполняют задание, показывают свои рисунки.
– Ребята, спасибо за урок!
Я дарю вам по простому карандашу, чтобы в ваших руках он стал сказочным, и по блокноту, чтобы записывать ваши мысли и творческие работы.
Слайд № 8: Главные мысли приходят очень редко.