Урок литературного чтения "Е.Клюев «Сказки Простого Карандаша»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение


Цели урока:

1. Образовательные:

– познакомить учащихся с произведением Е. Клюева “Сказки Простого Карандаша”;
– совершенствовать навык правильного, осознанного чтения учащихся;
– формирование способности к полноценному восприятию литературного текста;

2. Воспитательные:

– способствовать формированию нравственных качеств учащихся;

3. Развивающие:

– развитие критического мышления учащихся;
– развивать речь учащихся, расширять словарный запас;
– развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;

4. Здоровьесберегающие:

– сохранять здоровье детей с помощью здоровьесберегающей организации учебного процесса;

Оборудование:

– для учителя: компьютер, экран, проектор, наглядный материал.
– для учащихся: учебник О.В. Кубасовой “Литературное чтение” 3 класс часть 2, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы отправимся в страну, надеюсь любимую вами, Литературы.

2. Стадия вызова.

Актуализация знаний учащихся.

А сейчас посмотрим (роняю листы)… Ах, какая я неловкая! Ребята, помогите соединить автора и название произведения.

А. С. Пушкин

Сказка про храброго зайца

Д. Мамин-Сибиряк

Сказка о потерянном времени

Е. Шварц

Сказка о рыбаке и рыбке

В. Гаршин

Лягушка – путешественница

– Спасибо за помощь. Вы сделали доброе дело.

– Что объединяет все эти произведения?

– Какие это сказки?

– А вы любите сказки?

Словарная работа.

– В сказках встречаются часто различные слова, которые нам непонятны. Где можно узнать значение непонятного слова? Да, в толковом словаре, хранителе мудрости.

Вот такие слова встретятся нам сегодня на уроке.

Слайд №1:

Корпеть
Корпишь
Щадя
Прок

Корпеть – усердно, терпеливо и долго заниматься чем-нибудь.

Щадя – жалея.

Прок – выгода, польза.

Эмоциональный настрой учащихся.

– Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и простой карандаш. Закройте глаза и представьте свое настроение. Это может быть предмет или слово. Откройте глаза и нарисуйте свое настроение.

Учащиеся рисуют.

– Отложите пока свои листы в сторонку. Вы сейчас простым карандашом нарисовали свое настроение, а у писателя Е. Клюева простой карандаш писал сказки.

– Что вы слышали о писателе Клюеве?

Сообщение сведений об авторе.

Слайд № 2: фотография писателя Е. Клюева.

img1.jpg (9274 bytes)

Евгений Клюев – один из самых загадочных писателей современности.

Родился Е. Клюев в Твери в 1954 году. За свою жизнь приобрел много профессий: журналист, писатель, переводчик, ученый.

Е. Клюев живет сейчас в Дании, где жил когда-то Г. Х. Андерсен, и пишет замечательные сказки. Про рыбок в аквариуме, про слона в зоопарке, про маленьких кузнечика, лягушонка и аистенка, про увлекательное путешествие одного чайного пакетика. Ерунда, вроде бы, сказки – и только. Но сколько в них тайн!

Сообщение темы урока.

Слайд № 3: Е. Клюев “Сказки Простого Карандаша”

Сегодня вы прочитаете сказку Клюева “Сказки Простого Карандаша”.

– Определите по названию, кто будет главным героем произведения?

(Открываю тему урока на доске).

3. Стадия осмысления содержания.

– Послушайте внимательно начало сказки. А потом я задам очень трудный вопрос.

Слайд № 4: аудиозапись начала сказки до слов “… запрут на ключ”.

– Пока остановимся. Давайте предположим, как дальше будут развиваться события. Составим “Дерево предсказаний”.

img2.jpg (15062 bytes)

Учащиеся записывают свои версии и прикрепляют на доску.

– Давайте проверим ваши предсказания. Прочитаем дальше.

– Давайте договоримся, что читать вы будете громко, выразительно, эмоционально, как было в записи.

Чтение вслух сказки до конца детьми.

– Какое настроение вызвала эта сказка? Почему?

– Проверим, оправдались ли ваши предсказания.

(Проверка версий).

Физкультминутка.

В темном лесу есть избушка.
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка-Яга живет.
Нос крючком, глаза как плошки.
Словно угольки горят.
Ох, сердитая какая, дыбом волосы стоят.

– Прием “Толстые и тонкие вопросы”

– Составьте вопросы к прочитанному тексту при помощи вопросительных слов.

Слайд № 5:

Кто?
Что?
Какие? Какой?
Почему?

– Кто по ночам читал сказки Простого Карандаша?

– Что было самым главным в жизни Простого Карандаша?

– Что значит выражение “сказки нельзя запереть на ключ”?

– Считаете ли вы Простого Карандаша неудачником?

– Какими были отношения Простого карандаша и Цветных Карандашей?

– Какой был Ночник? Оцените его слова и поступок.

– Какой поступок совершил Карандаш в последний день своей жизни?

– Почему раньше Карандаш писал о принцессах, а в последний день написал сказку о Вечной жизни?

4. Рефлексия.

Составление “Кластера”

Учащиеся вешают на доску предметные картинки с изображением героев произведения и показывают их связь стрелками.

– Выборочное чтение с использованием метода цветописи.

– Текст сказки напечатан черно-белым шрифтом, как будто простым карандашом. А если бы вы записывали эту сказку цветными карандашами, то какие цвета бы выбрали?

В этом произведении есть столько оттенков!

Настроение грусти обычно выражается темным цветом. Прочитайте отрывок, который бы вы окрасили в темный цвет.

Настроение радости выражается светлыми, яркими красками.

Прочитайте отрывок, который создает такое настроение.

– Рефлексия.

Мы сегодня хорошо поработали. Сейчас подведем итог, в этом вам помогут следующие фразы.

Слайд № 6:

Я познакомился…
Я узнал…
Я понял…

– Продолжите эти фразы. Что вы поняли, узнали сегодня на уроке?

– Почему сказки нельзя запереть на ключ?

– Что всегда побеждает в сказках?

– Какие поступки мы должны совершать?

– Да, недаром пословица, народная мудрость, учит, что “Жизнь дана на добрые дела”.

Слайд 7: Жизнь дана на добрые дела.

– Диагностика настроения.

– А сейчас возьмите свой рисунок, где вы в начале урока нарисовали свое настроение и раскрасьте его, а поможет вам в этом этюд великого русского композитора Скрябина, который первым совместил цвет и музыку.

Учащиеся выполняют задание, показывают свои рисунки.

– Ребята, спасибо за урок!

Я дарю вам по простому карандашу, чтобы в ваших руках он стал сказочным, и по блокноту, чтобы записывать ваши мысли и творческие работы.

Слайд № 8: Главные мысли приходят очень редко.