Круглые черви. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цели урока: выяснить особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, многообразие их видов, рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.

Задачи урока:

Образовательные:

Раскрыть особенности организации круглых червей, как более сложноорганизованных по сравнению с плоскими червями.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений узнавать на таблицах, рисунках представителей изучаемых объектов, сравнивать червей разных типов;
  2. Продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;
  3. Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником и литературой;
  4. Использовать биологические знания для развития научного мировоззрения.

Воспитательные:

  1. Познакомиться с мерами профилактики гельминтозов, осуществлять гигиеническое воспитание;
  2. Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения.

Методические приемы: рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Оборудование урока: CD-ROM “Навигатор 7 класс”.

1. Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК), проектор, экран.

Литература: учебник-навигатор: Н.И.Сонин, В.Б. Захаров “Биология. Многообразие живых организмов 7 класс. Часть 2.”

План урока:

I. Проверка знаний.

II. Изучение нового материала:

  1. Строение круглых червей – работа с учебником
  2. Строение аскариды (диск —> обучающее задание —> строение акариды).
  3. Цикл развития аскариды (диск —> аскарида человеческая —> цикл развития аскариды) 4.Интеллектуальная разминка – “Черный ящик”.
  4. Меры профилактики гельминтозов
  5. Многообразие круглых червей – мини-сообщения (диск —> текст —> Тип Круглые черви)

III. Закрепление.

1. Распределить паразитов по месту обитания (Диск —> Проверочные задания —> Круглые черви паразиты)

IV. Домашнее задание.

V. Рефлексия: составление текста – миниатюры на тему: “Как мне повезло …”, “Как мне не повезло…”

– Давайте вместе с вами попробуем сформулировать цель урока.

Что нам необходимо узнать, чтобы сформировать представление о круглых червях?

(После того, как сформулировали цель, познакомились с планом работы)

Ход урока

I. Проверка знаний

1. Работают параллельно 2 группы:

1 группа – индивидуально уч-ся на компьютере проходят лабиринт по теме “Плоские черви”.

2 группа – устно, фронтально работа по терминам.

  1. Паразиты – организмы, которые питаются за счет других организмов, ничего не давая им взамен.
  2. Эндопаразиты – организмы, обитающие в полостях тела, тканях или клетках.
  3. Экзопаразиты – наружные паразиты.
  4. Цикл развитиясовокупность всех фаз индивидуального роста и развития особи, в результате которого она достигает характерной величины и зрелости, делается способной дать начало новому организму.
  5. Основной хозяинорганизм, в теле которого паразит размножается половым путем.
  6. Промежуточный хозяинорганизм, в теле которого паразит проходит определенные стадии развития.
  7. Гельминты общее название паразитических червей.
  8. Гельминтозыпаразитарные болезни Ж, Р, Чел, вызванные гельминтами.

2.Обучающее задание 2 “Жизненный цикл печеночного сосальщика”.

3.Проверочное задание 2 “Многообразие плоских червей”.

II. Изучение нового материала

– Ребята о чем вам говорит название класса Круглые черви?

– Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Число видов приближается к 1 млн. Эта группа произошла от древних плоских червей. Основная группа круглых червей представлена классом нематод. К ним относятся многие паразиты человека и животных, а так же растений. Кроме этого, огромное число видов нематод – свободноживущие обитатели морей, пресных водоемов, почвы.

1. Строение круглых червей.

– Изучение новой темы начнем с рассмотрения особенностей строения Круглых червей. Возвращаемся к нашей таблице, работаем с учебником, по вариантам, каждый ищет и записывает ответ только на свой вопрос

1 группа стр. 52-53.

Форма тела. Кожно-мускульный мешок. Полость тела.

2 группа стр. 53-54.

Нервная система. Пищеварительная система. (Приспособления к паразитированию в пищеварительной системе – устно)

3 группа стр. 55.

Половая система. Развитие. (Половой диморфизм – устно).

4 группа стр. 54.

Выделительная система. Дыхательная система. Кровеносная система.

(Органы чувств устно).

5 группа стр 55 рисунок .

Внутреннее строение аскариды.

6 группа стр.55-57, используя таблицу на стр 58.

Цикл развития аскариды (записать на доске).

Работа с диском, социализация (каждая группа представляет свои результаты, учитель демонстрируя слайды комментирует ответы учащихся). Приложение 1 “Сравнительная характеристика плоских и круглых червей”.

  1. Форма тела – слайд “Строение круглых червей”.
  2. Кожно-мускульный мешок – слайд “Строение круглых червей”. “Поперечный срез круглого червя на уровне глотки”.
  3. Полость тела – слайд “Строение круглых червей” —> “Поперечный срез круглого червя на уровне глотки”.
  4. Нервная система – слайд “Нервная система и органы чувств”.
  5. Пищеварительная система – слайд “Пищеварительная система”.
  6. Выделительная система – слайд “Выделительная система”.
  7. Половая система – слайд “Половая система” + слайд “Аскарида человеческая” (о половом диморфизме).
  8. Развитие.
  9. Дыхательная система.
  10. Кровеносная система.

Сделаем в вывод: в чем, с вашей точки зрения, черты усложнения круглых червей, по сравнению с плоскими? ( полость тела, окологлоточное нервное кольцо, пищеварительная система сквозного типа, раздельнополые)

2. Строение аскариды (диск —> Обучающее задание)

– По таблице определить части тела аскариды (из 5 группы)

3. Цикл развития аскариды (диск —> аскарида человеческая —> цикл развития аскариды)

Приложение 2 “Цикл развития аскариды”.

4. Интеллектуальная разминка

– У меня в руках так называемый “Черный ящик” в нем находится предмет, имеющий отношение к нашему уроку. Я бы хотела, чтобы после наводящих вопросов, вы бы отгадали, что это такое.

История создания этого насчитывает сотни лет и окутана тайнами и легендами. По имеющимся данным это изготовлялось ещё в древнем Шумере и Вавилоне (около 2800 г. до н.э.).

С самого раннего детства это настолько прочно входит в нашу жизнь, что сложно представить – что бы мы делали без этого?!

Но были времена, когда это не было известно человечеству. Так, древние греки вместо него использовали мелкий песок, специально привезенный с берегов Нила, а древние египтяне использовали пасту из пчелиного воска, растворенную в воде.

Когда ремеслу изготовления этого научились в Англии, король Генрих IV даже издал закон, который запрещал людям, занимавшимся изготовлением этого ночевать под одной крышей с другими ремесленниками: способ изготовления держался в строжайшей тайне.

Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –
Мыло тебя наконец бы отмыло!

Я.Аким

5. Меры профилактики гельминтозов

Какое отношение к нашему уроку имеет предмет, находящийся в таинственной коробочке?

– А что в первую очередь нужно знать о паразите, что бы правильно определить меры профилактики (цикл развития паразита и соответственно пути заражения).

– Посмотрите на слайд, что мы с вами не указали?

  1. Сырые овощи перед едой обдавать крутым кипятком.
  2. Не пить сырой воды из рек и озер.
  3. Мыть руки (после улицы, туалета, перед едой).
  4. Борьба с мухами.
  5. Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты.

6. Многообразие круглых червей – мини-сообщения (диск —> текст —> Тип Круглые черви)

  1. Слайд “Острица”.
  2. Слайд “Трихинелла”.
  3. Слайд “Нитчатка или филярия”.
  4. Диск, текст “Свайник великан”.
  5. Диск, текст “Власоглав” – рисунка нет.

III. Закрепление

1. Распределить паразитов по месту обитания (Диск —> Проверочные задания —> Круглые черви паразиты).

IV. Домашнее задание

Стр 52– 57 (заполнить недостающие колонки в таблице).

Диск Тип Круглые черви, текст “Почвенные нематоды”, “Коловратки” – сообщения “Лабиринт” – пройти.

V. Рефлексия

Составить текст-миниатюру от имени червя-паразита на тему:

“Как мне повезло” от имени червя паразита

“Как мне не повезло” от имени червя паразита

Закончите любое из предложений

  • Я всегда буду… Я не буду… Сегодня я понял… Сегодня я задумался…