Цели урока: выяснить особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, многообразие их видов, рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.
Задачи урока:
Образовательные:
Раскрыть особенности организации круглых червей, как более сложноорганизованных по сравнению с плоскими червями.
Развивающие:
- Продолжить формирование умений узнавать на таблицах, рисунках представителей изучаемых объектов, сравнивать червей разных типов;
- Продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;
- Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником и литературой;
- Использовать биологические знания для развития научного мировоззрения.
Воспитательные:
- Познакомиться с мерами профилактики гельминтозов, осуществлять гигиеническое воспитание;
- Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения.
Методические приемы: рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Оборудование урока: CD-ROM “Навигатор 7 класс”.
1. Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК), проектор, экран.
Литература: учебник-навигатор: Н.И.Сонин, В.Б. Захаров “Биология. Многообразие живых организмов 7 класс. Часть 2.”
План урока:
I. Проверка знаний.
II. Изучение нового материала:
- Строение круглых червей – работа с учебником
- Строение аскариды (диск —> обучающее задание —> строение акариды).
- Цикл развития аскариды (диск —> аскарида человеческая —> цикл развития аскариды) 4.Интеллектуальная разминка – “Черный ящик”.
- Меры профилактики гельминтозов
- Многообразие круглых червей – мини-сообщения (диск —> текст —> Тип Круглые черви)
III. Закрепление.
1. Распределить паразитов по месту обитания (Диск —> Проверочные задания —> Круглые черви паразиты)
IV. Домашнее задание.
V. Рефлексия: составление текста – миниатюры на тему: “Как мне повезло …”, “Как мне не повезло…”
– Давайте вместе с вами попробуем сформулировать цель урока.
Что нам необходимо узнать, чтобы сформировать представление о круглых червях?
(После того, как сформулировали цель, познакомились с планом работы)
Ход урока
I. Проверка знаний
1. Работают параллельно 2 группы:
1 группа – индивидуально уч-ся на компьютере проходят лабиринт по теме “Плоские черви”.
2 группа – устно, фронтально работа по терминам.
- Паразиты – организмы, которые питаются за счет других организмов, ничего не давая им взамен.
- Эндопаразиты – организмы, обитающие в полостях тела, тканях или клетках.
- Экзопаразиты – наружные паразиты.
- Цикл развития – совокупность всех фаз индивидуального роста и развития особи, в результате которого она достигает характерной величины и зрелости, делается способной дать начало новому организму.
- Основной хозяин – организм, в теле которого паразит размножается половым путем.
- Промежуточный хозяин – организм, в теле которого паразит проходит определенные стадии развития.
- Гельминты – общее название паразитических червей.
- Гельминтозы – паразитарные болезни Ж, Р, Чел, вызванные гельминтами.
2.Обучающее задание 2 “Жизненный цикл печеночного сосальщика”.
3.Проверочное задание 2 “Многообразие плоских червей”.
II. Изучение нового материала
– Ребята о чем вам говорит название класса Круглые черви?
– Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Число видов приближается к 1 млн. Эта группа произошла от древних плоских червей. Основная группа круглых червей представлена классом нематод. К ним относятся многие паразиты человека и животных, а так же растений. Кроме этого, огромное число видов нематод – свободноживущие обитатели морей, пресных водоемов, почвы.
1. Строение круглых червей.
– Изучение новой темы начнем с рассмотрения особенностей строения Круглых червей. Возвращаемся к нашей таблице, работаем с учебником, по вариантам, каждый ищет и записывает ответ только на свой вопрос
1 группа стр. 52-53.
Форма тела. Кожно-мускульный мешок. Полость тела.
2 группа стр. 53-54.
Нервная система. Пищеварительная система. (Приспособления к паразитированию в пищеварительной системе – устно)
3 группа стр. 55.
Половая система. Развитие. (Половой диморфизм – устно).
4 группа стр. 54.
Выделительная система. Дыхательная система. Кровеносная система.
(Органы чувств устно).
5 группа стр 55 рисунок .
Внутреннее строение аскариды.
6 группа стр.55-57, используя таблицу на стр 58.
Цикл развития аскариды (записать на доске).
Работа с диском, социализация (каждая группа представляет свои результаты, учитель демонстрируя слайды комментирует ответы учащихся). Приложение 1 “Сравнительная характеристика плоских и круглых червей”.
- Форма тела – слайд “Строение круглых червей”.
- Кожно-мускульный мешок – слайд “Строение круглых червей”. “Поперечный срез круглого червя на уровне глотки”.
- Полость тела – слайд “Строение круглых червей” —> “Поперечный срез круглого червя на уровне глотки”.
- Нервная система – слайд “Нервная система и органы чувств”.
- Пищеварительная система – слайд “Пищеварительная система”.
- Выделительная система – слайд “Выделительная система”.
- Половая система – слайд “Половая система” + слайд “Аскарида человеческая” (о половом диморфизме).
- Развитие.
- Дыхательная система.
- Кровеносная система.
– Сделаем в вывод: в чем, с вашей точки зрения, черты усложнения круглых червей, по сравнению с плоскими? ( полость тела, окологлоточное нервное кольцо, пищеварительная система сквозного типа, раздельнополые)
2. Строение аскариды (диск —> Обучающее задание)
– По таблице определить части тела аскариды (из 5 группы)
3. Цикл развития аскариды (диск —> аскарида человеческая —> цикл развития аскариды)
Приложение 2 “Цикл развития аскариды”.
4. Интеллектуальная разминка
– У меня в руках так называемый “Черный ящик” в нем находится предмет, имеющий отношение к нашему уроку. Я бы хотела, чтобы после наводящих вопросов, вы бы отгадали, что это такое.
История создания этого насчитывает сотни лет и окутана тайнами и легендами. По имеющимся данным это изготовлялось ещё в древнем Шумере и Вавилоне (около 2800 г. до н.э.).
С самого раннего детства это настолько прочно входит в нашу жизнь, что сложно представить – что бы мы делали без этого?!
Но были времена, когда это не было известно человечеству. Так, древние греки вместо него использовали мелкий песок, специально привезенный с берегов Нила, а древние египтяне использовали пасту из пчелиного воска, растворенную в воде.
Когда ремеслу изготовления этого научились в Англии, король Генрих IV даже издал закон, который запрещал людям, занимавшимся изготовлением этого ночевать под одной крышей с другими ремесленниками: способ изготовления держался в строжайшей тайне.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –
Мыло тебя наконец бы отмыло!
Я.Аким
5. Меры профилактики гельминтозов
Какое отношение к нашему уроку имеет предмет, находящийся в таинственной коробочке?
– А что в первую очередь нужно знать о паразите, что бы правильно определить меры профилактики (цикл развития паразита и соответственно пути заражения).
– Посмотрите на слайд, что мы с вами не указали?
- Сырые овощи перед едой обдавать крутым кипятком.
- Не пить сырой воды из рек и озер.
- Мыть руки (после улицы, туалета, перед едой).
- Борьба с мухами.
- Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты.
6. Многообразие круглых червей – мини-сообщения (диск —> текст —> Тип Круглые черви)
- Слайд “Острица”.
- Слайд “Трихинелла”.
- Слайд “Нитчатка или филярия”.
- Диск, текст “Свайник великан”.
- Диск, текст “Власоглав” – рисунка нет.
III. Закрепление
1. Распределить паразитов по месту обитания (Диск —> Проверочные задания —> Круглые черви паразиты).
IV. Домашнее задание
Стр 52– 57 (заполнить недостающие колонки в таблице).
Диск Тип Круглые черви, текст “Почвенные нематоды”, “Коловратки” – сообщения “Лабиринт” – пройти.
V. Рефлексия
Составить текст-миниатюру от имени червя-паразита на тему:
“Как мне повезло” от имени червя паразита
“Как мне не повезло” от имени червя паразита
Закончите любое из предложений
- Я всегда буду… Я не буду… Сегодня я понял… Сегодня я задумался…