Интегрированный урок "история + география" на тему "Великие географические открытия"

Разделы: География, История и обществознание


Цели урока Применение умений самостоятельно в комплексе применять полученные ранее знания, умения и навыки. Осуществлять их перенос в новые условия.

Образовательная: Совершенствовать умения работать с учебной литературой (учебником, хрестоматией), SMART-доской, к/к, атласом, дополнительным материалом, создание условий для усвоения нового материала на уроке:

а) нания: ключевых понятий (Великие Географические открытия, каравелла, галион, астролябия, компас, квадрант,новые системы парусов), дат (1492 г. - открытие Америки X. Колумбом, 1499 г. - экспедиция Васко да Гамы открыла путь в
Индию, 1519-1522 гг. - кругосветная экспедиция Ф. Магеллана и т.д.);

б) понимания: причин и последствий Великих Географических открытий;

в) применения: полученных знаний для осмысления дальнейшего развития
европейской цивилизации, самостоятельного решения проблемных ситуаций и вопросов.
Воспитательная: Создать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать индивидуально, в группе, выслушивать и уважать других. Воспитывать уважение к историческому прошлому человечества, формирование гуманистического мировоззрения у учащихся.

Развивающая: Создать условия для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений. Формирование способности критически анализировать прошлое на основе самостоятельного изучения учебной литературы, формулировать вывод и актуализировать свою позицию, способствовать дальнейшему росту интереса к самому процессу познания.

Оборудование: SMART-доска, учебник А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина История нового времени 1500-1800, контурные карты, атласы, презентация, диск для победителя “Семь чудес света”

Ход урока

Добрый день, уважаемые гости!

Мы рады приветствовать вас в нашем туристическом агентстве “Геродот и К”, названном так потому, что именно “отец истории” впервые попытался систематизировать разрозненные сведения древних исследователей об окружающем мире.

Здесь собрались победители 1 тура конкурса “По следам Великих географических открытий”. Кстати, а что Вас привлекло в нашем конкурсе?

(выслушать 2-3 ответа)

Сегодня мы проводим второй тур конкурса.

Так как Великие географические открытия совершались не мореплавателями- одиночками, а командами, от слаженности которой зависела жизнь каждого, то и мы просим вас разделиться на три команды (“Нинья”, “Пинта”, “Санта-Мария”) В процессе игры вы будете получать баллы, которые после третьего тура и определят победителя, который получит путевку в виртуальное путешествие “Семь чудес света”. Цель нашего 2 этапа конкурса вы можете определить сами, исходя из эпиграфа философа Гвардини:

“Великие географические открытия укрепили веру человека в свои силы, открыли перед ним новые возможности и перспективы. Европа пришла в движение.”

(выслушиваются ответы, смысл которых сводится к тому, что мы должны будем определить значение Великих географических открытий)

Итак, команды готовы к игре? Тогда начинаем.

1.Сегодня, в XXI веке вся наша планета видна из космоса, как на ладони. Тем не менее и государства отдельные кампании, тратят огромные средства на изучение Мирового океана и экспедиции в разных уголках земного шара. А какие страны были лидерами в исследовании земель в XV-XVI вв.? (Испания и Португалия)

2 Тур Хейердал, Федор Конюхов-имена этих современных исследователей знают многие. Постарайтесь назвать как можно больше имен тех, кто внес большой вклад в открытие новых земель в XV–XVIbb?

(Колумб, Магеллан, Генрих Мореплаватель, Америго Веспуччи, Васко де Гама, Джон Кабот, Педру Кабраль, Нуньес Бальбоа)

3 О ком из великих путешественников это сказано?

а) Он подписал с Фердинандом и Изабеллой договор, по которому в случае открытия новых земель назначался их Вице-королем, получал 1/10 часть всех найденных товаров и звание Адмирала. (Колумб)

б) Он и не думал совершать кругосветное путешествие, а всего лишь искал свой путь к “островам пряностей” (Магеллан)

в).Никуда не плавал в качестве капитана и вообще мало куда выбирался из Португалии, а прозвище получил потому, что являлся организатором многих португальских экспедиций, приведших к открытию новых земель. (Генрих Мореплаватель)

г) В 1513г. открыл Южное море, которое в последствие оказалось Тихим океаном. (Нуньес Бальбоа) 4Расшифровав девиз “Бог, слава и золото”, скажите, кто и с какой целью отправился в опасное путешествие вместе с великими мореплавателя? (Духовенство, чтобы распространить христианство, обедневшие рыцари, купцы) 5 Документ №1 подскажет вам, для чего нужно было много золота?

“Открытие Америки, было вызвано жаждой золота, которая еще до этого гнала португальцев в Африку... потому что столь могуче развившаяся в XIV и XV вв. европейская промышленность и соответствовавшая ей торговля требовали больше средств обмена, чего Германия — великая страна серебра в 1450—1550 гг. — дать не могла”. (Письмо Энгельса — К. Шмидту, 27 октября 1890 г., К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, 1953, стр. 426.) К этому времени сильно увеличилось также стремление к роскоши и накоплению сокровищ в среде высших классов европейского общества. В таких условиях страсть к обогащению, или, по словам Маркса, “всеобщая жажда денег”, (“Архив Маркса и Энгельса”, т. IV, стр. 225.), охватила в Европе и дворян, и горожан и духовенство, и королей.

(Золото было средством обмена

-стремление к роскоши

- стремление к накоплению богатств)

6. Какие товары давал самую большую прибыль 700-800%?

(Привозимые из Индии и с Молуккских островов пряности - перец, гвоздика, корица, имбирь, мускатный орех стали любимой приправой к пище в богатых домах, и за крупицу пряностей платили большие деньги. Парфюмерные изделия из Аравии и Индии, золотые изделия восточных ювелиров, индийские и китайские шёлковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, аравийский ладан и т. д. пользовались большим спросом в Европе. Индия, Китай, Япония считались странами, богатыми золотом и драгоценными камнями).

7 Почему был нужен новый морской путь в Индию?

(Османская империя контролировала морские пути, которые шли через Средиземное море)

8. Какой тип кораблей позволял отправляться в дальние морские путешествия? Найдите этот корабль среди представленных. (в) Каравелла)

9.Какой новый прибор позволял определить местоположение корабля?

(Астролябия)

10 Какое новое оружие применялось против пиратов?

(Пушки, мушкеты).

11. Практическая работа с контурной картой. Представьте, что это вам нужно найти новый морской путь в Индию. Нанесите на современную карту мира кратчайший морской путь из Португалии в Индию

12 Почему этим путем не могли пройти португальцы в ХVвеке?

(Не было Суэцкого канала)

13“..1 марта 1498 г. К вечеру мы увидели острова и материк, но отложили обследование до другого дня ....” Назовите остров и пролив, в котором находились корабли Васко де Гама. Координаты - 22° ю.ш. 40° в.д. (о. Мадагаскар, Мозамбикский пролив)

14. Назовите “море без берегов”, открытое Колумбом (в переводе с португальского означает “море водорослей”)

(Саргассово)

15 Среди невиданных вещей, привезенных Колумбом в Испанию, были странные растения и плоды. Назовите их.

(Томаты, картофель, кукуруза, табак, .хлопок, кофе, какао)

16. Среди этих вещей был предмет из белого золота, который в то время не нашел применения. Но сегодня существует множество видов спорта, связанных с ним. Назовите eго.

(мяч)

17. Впервые отклонения Магнитной стрелки и странные огни в море в этом проклятом моряками месте заметил Христофор Колумб. Как сегодня мы называем это место?

(Бермудский треугольник)

18. Магелланом был открыт остров и пролив . Назовите их. Координаты: 54° ю.ш., 67° з.д,

53° ю.ш. 70° з.д

(о.Огненная Земля, Магелланов пролив)

19 Работа с картой. Соотнесите портрет мореплавателя и путь его экспедиции.

 

(А1 В2 СЗ Д4)

20 Какая из карт была составлена после великих Географических открытий?

21. Никто из коренного населения вновь открытых земель не собирался отдавать свои богатства европейцам. И им пришлось завоевывать новые земли. Земли, открытые европейцами, потеряли свою независимость и стали колониями. А государства, которые захватили колонии, стали называться “метрополиями”. Используя предложенные документы на стр26-27 учебника (“Сыны Солнца стали рабами”), определите характер отношений между колониями и метрополиями.

(предполагаемые ответы: метрополии установили свою власть, ввели исключительное право вести торговлю, захватили землю, превратили местное население в рабов )

Подводя итог всему сказанному, вернемся к главной цели 2 этапа нашего конкурса.

Каково же было значение Великих географических открытий? Почему их называли Великими?

(предполагаемый ответ: расширились знания людей об окружающем мире, открыты новые торговые пути, европейцы узнали новые культуры, возникла мировая торговля,приток золота- привел, с одной стороны, к развитию промышленности, а с другой—к обесцениванию денег и росту цен)

Подведем итоги второго тура нашего конкурса.

Третий тур - индивидуальный . победитель определится после выполнения домашнего задания:

Представьте, что вы работаете в журнале “Вокруг света” и отправились в кругосветное путешествие по маршруту Магеллана. Напишите статью о своем путешествии.