Авторская программа сцецкурса по математике для 6-го класса "Компьютер спешит на помощь. Решение текстовых задач"

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Спецкурс предназначен для подготовки учащихся 6 класса по математике. Современная жизнь требует от ученика школы наличие определенных компетентностей, в частности ИКТ - компетентности. Каждый ученик должен быть способен к активной разнообразной деятельности, выработке ее новых видов, способности к самообучению и непрерывному обучению с опорой на цифровые образовательные ресурсы. Это требует пересмотра сложившихся традиционных подходов в методике преподавания математики. Изучение математики вносит определяющий вклад в умственное развитие человека. В процессе обучения в арсенал приемов и методов человеческого мышления наряду с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией включаются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся формируются навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В ходе решения задач, представляющего основной вид учебной деятельности, в процессе изучения спецкурса развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Важным условием оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в изучении спецкурса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения. Данный спецкурс построен на основе применения в практике решения задач специализированного обучающего программного обеспечения - ИИСС "Математика на компьютерах". Преимущества применения ИИСС "Математика на компьютерах" состоит в том, что этот программный комплекс адаптирован как для работы на конкретных уроках, по конкретным темам и в оптимальном объеме, так и расширяет возможности индивидуальной работы с учащимися и способствует выявлению одарённых детей. Он прост в использовании на различных этапах занятия и при различных формах организации учебной деятельности учащихся. Не требует дополнительного раздаточного материала по темам, содержащимся в курсе.

Работа с ИИСС повышает мотивацию учащихся, их коммуникабельность, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе в духе здоровой конкуренции, развивает умения творческого типа, прививает способность осуществлять выбор, организовывать процесс получения знаний путем самостоятельного поиска, решения и конструирования задач.

Цель курса: расширение знаний, умений и навыков, учащихся в области решения текстовых задач

Основные задачи курса: изучение методов и способов решения различных задач с применением компьютерных технологий, индивидуализация и дифференциация обучения, развитие логического и алгоритмического мышления, создание условий для развития познавательной активности учащихся, формирование и совершенствование ИКТ-компетентности учащихся.

Требования к знаниям, умениям к навыкам учащихся:

Знать:

способы решения задач:

- на "движение": в одном направлении, навстречу друг другу, в противоположном направлении;

- "на переливание",

- на нахождение "средней скорости движения"

Уметь:

- решать задачи разными способами;

- находить оптимальные способы решения;

- составлять и конструировать задачи самостоятельно.

Содержание учебной программы курса "Компьютер спешит на помощь. Решение текстовых задач" (17 ч.)

1. Инструктаж по ТБ. Введение.

Как учиться решению текстовых задач с помощью компьютера? -1ч.

2. Решение задач "на движение". Основные формулы - 2ч.

3. Решение задач на движение: навстречу друг другу, в противоположном направлении, в одном направлении - 7ч.

Овладение конкретными приемами, схемами, создание иллюстраций при анализе текста задачи и применение их при решении. На конкретных примерах (задачах) показать учащимся, что задачи можно решать различными способами. Предложить самим составить задачи по данной тематике. Практикум.

4. Логические задачи на переливание - 2ч.

Формирование представлений об идеях и методах решения логических задач.

Конструирование задач по теме.

5. Решение задач на движение по реке - 3ч.

Понятия: по реке, по течению реки, против течения, скорость по озеру, собственная скорость. Умение правильно оперировать данными понятиями при решении задач.

6. Решение задач на нахождение средней скорости движения-1ч.

7. Тестовый контроль - 1ч.

Проверить уровень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть по окончании данного курса.

Планирование учебного материала

№ урока Тема Кол-во часов
1. Введение в курс 1ч.
2-3 Решение задач на движение. Основные формулы 2ч.
4-5 Задачи на движение навстречу друг другу 2ч.
6-7 Задачи на движение в противоположных направлениях 2ч.
8-10 Решение задач на движение в одном направлении 3ч.
11-12 Логические задачи на переливание 2ч.
13-15 Решение задач на движение по реке 3ч.
16 Решение задач на нахождение средней скорости движения 1ч.
17 Тестовый контроль 1ч.
  Итого 17ч.

Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся.

Предусматривается сохранение наработанного материала, его содержания и результатов в цифровом виде (на компьютере или дисках), и на бумажных носителях.

Наряду с традиционными формами и методами оценивания в итоговом контроле можно использовать тестовой контроль, который предполагает наличие компьютерной поддержки: сами тесты, и их результаты будут представлены в компьютерном варианте. Ученик сможет проходить тестирование в индивидуальном и групповом режимах.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Программное обеспечение.

1. Диск с ЭОР из комплекта "Первая помощь 2.0."

2. ИИСС "Математика на компьютерах" (из Единой коллекции ЦОР)

3. Компьютерная учебная среда "Переливашка" (WATER.EXE), "Ханойские башни" (HAN.EXE)

Список используемой литературы.

  1. Виленкин Н.Я., "Математика 6 класс", - М., Мнемозина, 2010
  2. Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. "Задания для обучения и развития учащихся. Математика 6 класс", -М, Интеллект-Центр, 2009
  3. "Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 классах", составитель В.Ю. Сафонова, МИРОС, 1993
  4. С.Н. Олехник и др. "Старинные занимательные задачи", М., УНЦ ДО - МГУ, 1998
  5. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. "Забавная арифметика", Санкт-Петербург, "Лань", 1996