Пояснительная записка.
Спецкурс предназначен для подготовки учащихся 6 класса по математике. Современная жизнь требует от ученика школы наличие определенных компетентностей, в частности ИКТ - компетентности. Каждый ученик должен быть способен к активной разнообразной деятельности, выработке ее новых видов, способности к самообучению и непрерывному обучению с опорой на цифровые образовательные ресурсы. Это требует пересмотра сложившихся традиционных подходов в методике преподавания математики. Изучение математики вносит определяющий вклад в умственное развитие человека. В процессе обучения в арсенал приемов и методов человеческого мышления наряду с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией включаются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся формируются навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В ходе решения задач, представляющего основной вид учебной деятельности, в процессе изучения спецкурса развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Важным условием оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в изучении спецкурса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения. Данный спецкурс построен на основе применения в практике решения задач специализированного обучающего программного обеспечения - ИИСС "Математика на компьютерах". Преимущества применения ИИСС "Математика на компьютерах" состоит в том, что этот программный комплекс адаптирован как для работы на конкретных уроках, по конкретным темам и в оптимальном объеме, так и расширяет возможности индивидуальной работы с учащимися и способствует выявлению одарённых детей. Он прост в использовании на различных этапах занятия и при различных формах организации учебной деятельности учащихся. Не требует дополнительного раздаточного материала по темам, содержащимся в курсе.
Работа с ИИСС повышает мотивацию учащихся, их коммуникабельность, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе в духе здоровой конкуренции, развивает умения творческого типа, прививает способность осуществлять выбор, организовывать процесс получения знаний путем самостоятельного поиска, решения и конструирования задач.
Цель курса: расширение знаний, умений и навыков, учащихся в области решения текстовых задач
Основные задачи курса: изучение методов и способов решения различных задач с применением компьютерных технологий, индивидуализация и дифференциация обучения, развитие логического и алгоритмического мышления, создание условий для развития познавательной активности учащихся, формирование и совершенствование ИКТ-компетентности учащихся.
Требования к знаниям, умениям к навыкам учащихся:
Знать:
способы решения задач:
- на "движение": в одном направлении, навстречу друг другу, в противоположном направлении;
- "на переливание",
- на нахождение "средней скорости движения"
Уметь:
- решать задачи разными способами;
- находить оптимальные способы решения;
- составлять и конструировать задачи самостоятельно.
Содержание учебной программы курса "Компьютер спешит на помощь. Решение текстовых задач" (17 ч.)
1. Инструктаж по ТБ. Введение.
Как учиться решению текстовых задач с помощью компьютера? -1ч.
2. Решение задач "на движение". Основные формулы - 2ч.
3. Решение задач на движение: навстречу друг другу, в противоположном направлении, в одном направлении - 7ч.
Овладение конкретными приемами, схемами, создание иллюстраций при анализе текста задачи и применение их при решении. На конкретных примерах (задачах) показать учащимся, что задачи можно решать различными способами. Предложить самим составить задачи по данной тематике. Практикум.
4. Логические задачи на переливание - 2ч.
Формирование представлений об идеях и методах решения логических задач.
Конструирование задач по теме.
5. Решение задач на движение по реке - 3ч.
Понятия: по реке, по течению реки, против течения, скорость по озеру, собственная скорость. Умение правильно оперировать данными понятиями при решении задач.
6. Решение задач на нахождение средней скорости движения-1ч.
7. Тестовый контроль - 1ч.
Проверить уровень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть по окончании данного курса.
Планирование учебного материала
№ урока | Тема | Кол-во часов |
1. | Введение в курс | 1ч. |
2-3 | Решение задач на движение. Основные формулы | 2ч. |
4-5 | Задачи на движение навстречу друг другу | 2ч. |
6-7 | Задачи на движение в противоположных направлениях | 2ч. |
8-10 | Решение задач на движение в одном направлении | 3ч. |
11-12 | Логические задачи на переливание | 2ч. |
13-15 | Решение задач на движение по реке | 3ч. |
16 | Решение задач на нахождение средней скорости движения | 1ч. |
17 | Тестовый контроль | 1ч. |
Итого | 17ч. |
Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся.
Предусматривается сохранение наработанного материала, его содержания и результатов в цифровом виде (на компьютере или дисках), и на бумажных носителях.
Наряду с традиционными формами и методами оценивания в итоговом контроле можно использовать тестовой контроль, который предполагает наличие компьютерной поддержки: сами тесты, и их результаты будут представлены в компьютерном варианте. Ученик сможет проходить тестирование в индивидуальном и групповом режимах.
Программное обеспечение.
1. Диск с ЭОР из комплекта "Первая помощь 2.0."
2. ИИСС "Математика на компьютерах" (из Единой коллекции ЦОР)
3. Компьютерная учебная среда "Переливашка" (WATER.EXE), "Ханойские башни" (HAN.EXE)
Список используемой литературы.
- Виленкин Н.Я., "Математика 6 класс", - М., Мнемозина, 2010
- Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. "Задания для обучения и развития учащихся. Математика 6 класс", -М, Интеллект-Центр, 2009
- "Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 классах", составитель В.Ю. Сафонова, МИРОС, 1993
- С.Н. Олехник и др. "Старинные занимательные задачи", М., УНЦ ДО - МГУ, 1998
- Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. "Забавная арифметика", Санкт-Петербург, "Лань", 1996