План урока теоретического обучения по предмету "Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания". Тема: "Сервировка столов"

Разделы: Технология


Модель деятельности преподавателя и учащихся

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Средства обучения

I. Организационный Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку Слушают, проверяют наличие конспектов  
II. Актуализация Сообщает тему и цель урока
Ставит перед уч-ся проблемно-поисковую задачу, предлагает зачитать историческую справку, предлагает выполнить тест
Слушают, записывают в тетрадь.
Работают с опорными конспектами, зачитывают историческую справку, выполняют тест
Лекция-презентация
Опорные конспекты, лекция-презентация
III. Усвоение новых знаний Знакомит с требованиями и правилами сервировки стола.
Объясняет сервировку обеденного, чайного столов, стола для банкета
Слушают, работают с раздаточным материалом Лекция-презентация
IV. Закрепление изученного материала Предлагает уч-ся выполнить сервировку столов, раздает дополнительное задание Сервируют столы, отвечают на вопросы Столовая посуда, приборы, столовое белье, раздаточный материал
VI. Подведение итогов Систематизирует новый материал, оценивает работу учащихся Слушают Беседа
VI. Домашнее задание Объясняет домашнее задание Записывают в конспект Лекция-презентация (Приложение 2)
VII. Рефлексия Предлагает учащимся выразить свои впечатления об уроке Оценивают свою деятельность на уроке, выражают впечатления об уроке Беседа

 

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • познакомить с понятием «Сервировка стола», с правилами сервировки, предметами   сервировки, историей их появления;
  • научить приемам сервировки столов;
  • развивать эстетический вкус, внимательность, аккуратность;
  • воспитывать самостоятельность.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Учебно-методический комплекс: презентация, раздаточный материал, столовая посуда, приборы.

План урока:

Организационная часть

Цель – подготовка учащихся к работе на занятии

Проверка готовности учащихся к уроку.

Актуализация опорных знаний

Цель – мотивация учащихся, актуализация опорных знаний
– определение терминов: сервис, сервисодатель, клиент;
– историческая справка;
– выполнение теста.

Формирование новых знаний

Цель – обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний, последовательности выполнения

– ознакомление с требованиями и последовательностью сервировки стола
– объяснение преподавателем сервировки обеденного стола, чайного стола, банкетного стола.

Закрепление изученного материала

Цель – определение правильности усвоенного материала, решение проблемной ситуации, выявление пробелов, коррекция.

Сервировка обеденного и чайного стола, ответы на дополнительное задание.

Подведение итогов

Цель – анализ и оценка достижения цели урока
Выставление оценок  за урок.

Домашнее задание

Составить кроссворд  на тему «Сервировка стола».

Рефлексия

ХОД УРОКА

Организационный момент

Здравствуйте девочки и мальчики, здравствуйте уважаемые гости. Сегодня у нас урок организация и обслуживание на ПОП. Ребята, приготовьте пожалуйста конспекты, они вам сегодня понадобятся. Так же у вас на столах лежит дополнительный материал, о его назначении я расскажу по ходу урока.

Мотивация учебной деятельности

Хотелось бы начать наш урок с небольшого предисловия.
В последнее время мы стали намного коммуникабельнее, много путешествуем, общаемся, а, значит, едим вне дома – в кафе, ресторанах. И как порой себя неудобно чувствует человек, приглашенный, к примеру, в кафе, не зная назначения многих из разложенных перед ним приборов. Особенно если на одну персону приходится не одна вилка и нож, а  две или три и все разные – вот тут утрачивается чувство комфортности, и, возможно испорчен весь вечер. Да и дома, на званом вечере нелишне умело орудовать вилкой и ножом, правильно пользоваться салфеткой.
Вы можете мне возразить, что можно обойтись и без ножа, и без салфетки. Но, знаете ли, сейчас столько много вкусной еды, которую удобно есть при помощи ножа и вилки, а некоторые морепродукты и вовсе специальными приборами. Поэтому, если кто-то не собирается подчиняться правилам пользования столовыми приборами, можно в кафе, ресторане на званом вечере попросить тарелку каши и ложку и спокойно есть. Особых правил здесь не надо. А если исходить из этого, то не грех вспомнить времена, когда и тарелка с ложкой были прихотью, их, как, впрочем, и всю остальную сервировку стола заменяли нож и ломоть хлеба. Но для того и придумали люди столовые приборы и правила поведения, чтобы свободнее и комфортнее чувствовать себя за столом и не мешать другим участникам трапезы.
Очень трудно порой сказать человеку, что он не умеет правильно и красиво есть. Такое замечание часто вызывает обиду. Поэтому лучше, если человек сам овладеет этой несложной наукой.
Чтобы комфортно чувствовать себя за столом, сервированным по всем правилам, эти правила надо знать и необходимо уметь их использовать, а также необходимо уметь накрывать стол, т. е. сервировать его правильно.
А сегодняшний урок пополнит ваши знания о том, как красиво и правильно накрыть стол. Ведь, как и в древние времена, красиво накрытый стол – гордость любой хозяйки.  Итак, тема сегодняшнего урока «Сервировка стола».
Запишите в конспекте тему урока.
Сегодня на уроке некоторые правила сервировки стола мы изучим, научимся применять их, и, я надеюсь, они пригодятся вам в жизни.

Активизация знаний учащихся

Современная система ПОП за последние годы претерпела существенные изменения. Это привело к закрытию нерентабельных ресторанов, кафе, столовых, рассчитанных на большое количество посадочных мест. Вместо них открываются маленькие рестораны, кафе, бары, рассчитанные на определенного потребителя.
Можно рассмотреть такую ситуацию. Три небольших ресторанчика, расположенные недалеко друг от друга. В какой ресторан клиент пойдет в первую очередь? В тот, где самые низкие цены. Если цены, предположительно одинаковы – в тот, где качество блюд выше, а ассортимент блюд шире. И если эти условия одинаковы, клиент пойдет в тот ресторан, где сервис на более высоком уровне. Вы видите, что в условиях жесткой конкуренции немаловажную роль в завоевании клиента  играет сервис.

У вас на столах лежат опорные конспекты, найдите в них, пожалуйста, определение сервиса.
Что такое сервис?
Кто нашел – зачитайте! Правильно – это индивидуальное, субъективное впечатление клиента от контакта с сервисодателями.
А сейчас найдите кто такой сервисодатель?
Сервисодатель – это человек, предоставляющий кому либо услуги.
И посмотрите кто такой клиент?
 А клиент – это человек эти услуги получающий.

В борьбе за постоянного клиента особую роль играет интерьер ресторана, работа сервисодателя, и, конечно, правильно и со вкусом сервированный стол. Как в минувшие века, так и сегодня, искусно сервированный стол – вершина вашего гостеприимства.
Сервировка стола, строго говоря, – это подготовка его к завтраку, обеду, ужину или чаю, то есть правильная, в определенном порядке расстановка всех необходимых, соответствующих кушаньям предметов – посуды, приборов, бокалов, салфеток и др.
Умение правильно сервировать  стол – необходимое качество современного повара. При работе в нынешних экономических условиях в ресторанах нового типа, повар должен  не только вкусно приготовить, но и красиво подать приготовленное.
Сейчас мы заслушаем историческую справку о столовой посуде, приборах, которую нам подготовили учащиеся (Приложение 1)

Актуализация опорных знаний

Сейчас мы повторим изученный материал по теме «Столовая посуда».  Для этого вам необходимо  выполнить тест (Приложение 1)

Формирование новых знаний и умений

Прежде, чем  приступить к рассмотрению нового материала, нам необходимо ознакомиться с  требованиями и последовательностью сервировки стола. Это будет вам необходимо  для выполнения правильной сервировки стола.

Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям:

  • Соответствовать мероприятию – завтраку, обеду, ужину, чаю, банкету и т.д.
  • Строго сочетаться с меню подаваемых закусок, блюд и напитков.
  • Быть эстетичной – гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками (формой их свертывания и цветом), интерьером.
  • Отражать тематическую направленность застолья, например, торжество по поводу дня рожденья или встреча Нового года.
  • Все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.

Последовательность сервировки стола

  • Вначале накрывают стол скатертью.
  • Расставляют тарелки.
  • Раскладывают столовые приборы.
  • Ставят стеклянную (хрустальную) посуду.
  • Раскладывают салфетки.
  • Расставляют приборы со специями, вазы с цветами и т. д.

Сейчас рассмотрим, как необходимо сервировать стол для обеда (Приложение 1)

Ребята, все ли вам понятно по данной сервировке стола? Если есть какие-то вопросы – задавайте.

Перейдем к следующей сервировке. Это – чайный стол (Приложение 1)

Ребята, все ли вам понятно по данной сервировке стола? Если есть какие-то вопросы – задавайте.

И еще хотелось бы рассмотреть сервировку банкетного стола (Приложение 1)

Ребята, все ли вам понятно по данной сервировке стола? Если есть какие-то вопросы – задавайте.

Обобщение и систематизация знаний

А теперь ребята я вам предлагаю выполнить следующее задание: необходимо выполнить сервировку обеденного и чайного столов, а также ответить на дополнительные вопросы. Мне понадобятся четыре человека – два человека для сервировки обеденного стола и два человека для сервировки чайного стола. Прежде чем вы приступите к работе, рассмотрите схемы по данным сервировкам, они лежат у вас на столах, можете взять их с собой. Я вам раздам дополнительные вопросы. На выполнение всего задания вам отводится 5-7 мин. На подсобных тумбочках вы можете взять все необходимое для сервировки ваших столов. Приступайте, пожалуйста (Приложение 1).
После сервировки столов учащиеся отвечают на проблемные вопросы (Приложение 1).

Сервировка выполнена правильно и проблемная ситуация тоже решена верно.

В заключение нашего урока, хотелось бы подвести итог. Сегодня вы познакомились с некоторыми видами сервировки (с правилами, с последовательностью), самостоятельно накрывали столы, находили выход с проблемной ситуации. И я надеюсь, что знания, полученные на уроке, вам пригодятся не только в вашей дальнейшей работе, но и в быту.

Оценки за сегодняшний урок следующие: все, принимавшие активное участие на уроке получают «5», спасибо вам большое.  У остальных ребят такая возможность будет на следующем уроке, через неделю.

Сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание. Необходимо составить кроссворд по теме «Сервировка стола».

Рефлексия

Ребята, мне очень хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Понравился вам урок, взяли вы что-нибудь полезное для себя, какие общие впечатления у вас сложились?

Если вам понравилось – оставьте нашему официанту красные трубочки для коктейлей, если наоборот – зеленые.

На этом урок закончен, всем большое спасибо.