Итоговое занятие по математике для детей 6–7 лет "Путешествие в космос"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Обобщение знаний, умений и навыков: определение времени по часам, решение выражений на сложение и вычитание в пределах 10, решение задачи на нахождение суммы;
  • Закрепить знания о количественном и порядковом счете, обратный счет;
  • Ориентироваться на листе бумаги;
  • Закреплять понятие математические знаки “+”, “-”;
  • Формировать представление об истинных и ложных суждениях.
  • Продолжать учить детей отвечать на вопрос полным предложением;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Развивать мелкую моторику, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
  • Формировать навыки самостоятельной работы.
  • Повышать интерес детей к знаниям о космосе, планетах.

Активизация словаря: солнечная система, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Предварительная работа: беседа с детьми о празднике “День космонавтики”, рисование “Пришельцы из космоса”, аппликация “Наш космодром”.

Материалы к занятию: демонстрационный макет солнечной системы (на черной ткани цветные воздушные шарики с названием планет), картинки – смешарики, конверты с заданиями, глобус.

Раздаточный материал: карточки для д/и “Который час”, карточки “Парашютисты”, карточки “Соедини по точкам”

Приложение 1

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Наши друзья попали в беду. Смешарики захотели побывать в космосе как Белка и Стрелка, они оказались на разных планетах и не могут найти дорогу домой – на планету Земля. Поможем им?

II. Основная часть.

1. Д/и “Соедини по точкам”

Цель: повторение прямого и обратного счета.

– Сначала нам необходимо выбрать транспорт, на котором мы сможем полететь в космос. Соедини точки по порядку, начиная с цифры 1, и у вас получится модель летательного аппарата.

– Что у вас получилось?

Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

Запускаем ракету!
Соединить контакты,
Запустить двигатели.
Начинаем обратный отсчет: 10, 9,8,7,…2,1. Пуск.

2. Работа по карточкам “Который час”

Цель: уметь определять время по часам, соотносить показания на часах с цифрами.

Итак, ребята, мы с вами отправляемся на планету Меркурий. Первая, самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. На этой планете очень жарко, как вы думаете почему? Меркурий торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает оббежать вокруг Солнца 4 раза. Древние греки говорили: “Кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у Меркурия.”

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой — страшный холод и мертвый покой.

– Чтобы выполнить все научные космические задания, космонавты должны уметь определять время по часам. Мы должны выполнить задание и помочь Нюше добраться до планеты Земля.

3. Д/и “Воздушный мостик”

Цель: формировать понятие математических знаков “+” и “-”

– Вторая от Солнца планета Венера. Мы отправимся на эту планету и спасем Ёжика.

Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно!
Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака.
Жизнь невозможна!
Но, может, пока?

– Планета Венера находится рядом с планетой Земля. Давайте проложим воздушный мостик и поможем смешарику перебраться на нашу планету.

4. Задачи-шутки.

Цель: развитие логики, внимания.

– Мы отправляемся на планету Марс. Нашей помощи просит Бараш. Марс – четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли. Посмотрите на эту планету, она отличается от других планет красноватым свечением, поэтому ее часто называют красной планетой. Марс получил свое название в честь бога войны.

Марс – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны.
Из-за кроваво-красного цвета.
Назвали планету в честь бога войны.

Задачи-шутки.

  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
  • Я задумала число, если к нему прибавить 3 получится 6. Какое число я задумала?
  • На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?

5.

– Пристегните ремни, мы с вами отправляемся на планету Юпитер. На этой планете мы должны помочь Копатычу.

Юпитер — царь планет!
Уж очень он тяжел.
И медленно плывет.
А наступить ногой
Так просто невозможно,
Ведь жидкая планета,
И утонуть в ней можно!

Д/и “звезды”

Цель: формировать у детей понятие множество и подмножество.

На полу два расположены два обруча так, что образуется три области пересечения.

– Внутри красного облака захотели жить все красные звезды, внутри синего – все круглые. Какие звезды поселятся в области пересечения двух облаков? (цветом – красные, формой – круглые).

– Какие звезды лежат вне обоих облаков? (Звезды: синие, желтые, треугольные, квадратные, но не красные и не круглые)

– Сосчитайте, сколько звезд внутри красного облака?

– Сосчитайте, сколько звезд в области пересечения?

– В каком облаке звезд больше и насколько?

6. Работа по карточкам “Парашютисты”

Цель: решение примеров в пределах десяти. Формировать умение ориентироваться на числовом отрезке.

– Уважаемые космонавты прошу всех занять свои места, мы отправляемся на планету Сатурн. Срочное сообщение: “Лосяш ждет ребят. Он надеется, что они смогут ему помочь встретиться с друзьями.

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо –
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.

– Дальше мы с вами отправляемся в холодные миры.

Уран, Нептун, Плутон –
Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь…
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
И на Плутоне колотун!

7. Физкультминутка “Космонавт”

– Уран расположен за Сатурном. Скажите, ребята, какая по счету эта планет? Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то другой. Каждое полушарие освещается Солнцем 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.

Уран лежебока и встать ему лень.
Подняться планете невмочь:
Сорокалетие длиться там день
И сорокалетие – ночь.

– И так мы продолжаем путешествие по Солнечной системе. Следующая остановка на планете Уран. Нашей помощи ждет Крош.

Раз-два, стоит ракета
Три-четыре, скоро взлет
Чтобы долететь до солнца
Космонавтам нужен год.
Но дорогой нам не страшно
Каждый ведь из нас отлет
Пролетая над землею
Ей передадим привет
(дети поднимают руки вверх)
(разводят руки в стороны)
(показывают руками круг)
(берутся руками за щеки, качают головой)
(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
(сгибают руки в локтях)
(разводят руки в стороны)
(дети поднимают руки вверх и машут)

8. Работа с геометрическим материалом.

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, знать геометрические фигуры и цвета.

– Нептун восьмая по счету от Солнца планета. Она кажется голубой, потому что ее окружает газ метан.

Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.

– Нашей помощи ждет Кар Карыч. Чтобы он вернулся на Землю, необходимо выполнить задание, которое требует от вас особого внимания.

– Расположите в правом верхнем углу листа фигуру желтого цвета , у которой нет углов.

– Возьмите не красный квадрат и поместите его в нижнем левом углу листа.

– В верхнем левом углу поместите любую фигуру, но не круг.

– В нижнем правом углу расположите фигуру синего цвета, у которой три угла.

– В середине листа выложите фигуры так: красный круг между желтым и зеленым треугольником.

9. Д/и “Истинное и ложное высказывание”

Цель:

– Мы с вами отправляемся на планету Плутон. Плутон самая удалённая от Солнца планета. Это самая холодная и очень маленькая планета.

Несётся в пространстве далёкий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Харон.

– На этой планете нас ждет Совунья. Вам необходимо определить ложное или истинное высказывание и дать объяснение.

– Наш садик называется “Солнышко”, а группа – “Василек” (ложное)

– У нас в группе есть девочки и мальчики (истинное)

– Все люди живут в городе Заинске (ложное)

– Наша Республика Татарстан входит в состав России (истинное)

– В этом году все дети детского сада идут в школу (ложное)

III. Итог занятия.

– Какие задания вам понравились?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

Самооценка.

– Ребята, попробуйте оценить свою работу. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите “солнышко”. Если при выполнении заданий вы затруднялись, вам на занятии было неуютно, поднимите “тучку”.

– Смешарики благодарят вас за помощь, которую вы им оказали. В знак благодарности аз хорошую работу дарят вам призы-раскраски.

Литература:

  • Петерсон Л.Г., Холина Н.П. “Раз-ступенька, два-ступенька” Практический курс математики для дошкольников. М.: “Ювента”; 2009 год.
  • Петерсон Л.Г., Холина Н.П. “Раз-ступенька, два-ступенька” Математика для детей 5-6 лет. М.: “Ювента”; 2009 год.

Интернет-ресурсы:

http://svetalev.livejournal.com/123263.html Стихи о планетах

http://www.solnushki.ru/content/соедини-по-точкам-цифрам-ракета