В последние годы современной жизни среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста отмечен рост дисграфических ошибок в процессе обучения грамоте. В первых классах у детей возникают трудности в овладении русским языком. И будущему школьнику необходим багаж знаний, умений, навыков для дальнейшего обучения в школе.
Современная школа требует от детей, поступающих в 1-й класс, определённой суммы знаний и умений, а также способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению. Важное место в подготовке к школе является усвоение основ письменной речи - чтения и письма.
Актуальность этой проблемы обусловлена необходимостью разработки и реализации педагогического проекта в коррекционной работе речевой группе с помощью творческого, игрового приёма подачи учебного материала.
Цель проекта, развитие творческих и познавательных способностей детей в процессе развития фонематического восприятия, слуха, звукового анализа и синтеза, развитие интереса и способностей к чтению, закрепления зрительного узнавания графических изображений букв.
Участники проекта - учитель-логопед, воспитанники группы, родители.
Тип проекта - информационно - практико - ориентированный на обучение грамоте.
Срок реализации - средней продолжительности (2-3 недели).
Ожидаемый результат - дети запомнят написание печатных букв, научатся соотносить букву с соответствующим звуком, смогут самостоятельно из звуков и букв собирать слова и прочитывать, определять на слух заданный звук, развить фонематический слух.
Для реализации цели намечены следующие задачи:
- Создать положительную мотивацию к организованной учебной деятельности и к изучению звуков, букв, слов;
- Предложить детям нарисовать карту "Путешествие по стране Знаний";
- Провести беседу о волшебном городе Буквограде и его жителях;
- Наметить и реализовать творческие задания, дидактические игры;
- Выставки детских работ "Создание буквенного фриза", "Создание вазы с цветами и бабочками";
- Придумывание творческих рассказов "Почему мне нравиться детский сад" и "Что такое дружба?".
- Проведение музыкального развлечения "Приключение по стране Знаний и Буквограда"
План работы по проекту:
Реализация проекта предполагает ряд подготовительных мероприятий.
1-й этап: Провести беседу о стране Знаний. Поговорить для чего нужны знания детям. Убедить ребят, что знания нужны и важны, чтобы стать грамотным, умным человеком.
Создать игровую ситуацию в виде путешествия. Рассказать, что в этой стране есть волшебный город Буквоград, в котором живут Грамотеи, и они открывают дорогу в страну Знаний.
Цели:
- Создать положительную мотивацию к организованной учебной деятельности.
- Предложить детям игровую ситуацию путешествия, предусмотренную проектом.
- Учитель-логопед показывает детям необычное послание, которое пришло в группу. Все вместе рассматриваем послание, узнаём, откуда оно пришло, и кто его написал.
"Здравствуйте, ребята!
Наша страна Знаний очень весёлая и дружелюбная. Но совсем недавно в стране появился злой волшебник Буквоед. Он устроил ужасный беспорядок. Буквы не могут найти свои домики, половинки букв исчезли, все друг с другом перессорились и очень боятся злобного волшебника. Без вашей помощи нам никогда не навести порядок в городе Буквограде. Пожалуйста, помогите нам прогнать злого Буквоеда.
С уважением жители города Грамотеи".
Логопед спрашивает детей, как мы можем помочь жителям Букограда.
Ответы детей:
- Давайте спасём жителей, будем путешествовать и прогоним злодея.
- Поможем буквам найти свои домики, подружим их друг другом.
- Дорисуем буквы, спрячем их, чтобы Буквоед их не узнал, а мы смогли узнать.
- А потом выгоним Буквоеда из волшебного города и страны Знаний.
Логопед хвалит детей за готовность прийти на помощь, предлагает нарисовать карту страны Знаний, с помощью которой будем путешествовать и выполнять задания и помогать всем буквам, звукам и разным словам.
2-й этап: Разработка и создание карты страны Знаний и подготовка дополнительного материала для путешествия (выполнение творческих и учебных заданий).
Логопед подбирает интересные дидактические игры, творческие задания. В процессе путешествия по стране Знаний дети выполняют разные задания. А результаты отмечаются на карте.
Цели:
- Определять на слух заданный звук и соотнести нужный звук с буквой.
- Закреплять понятия "звук" и "буква", закреплять графический образ букв.
- Развивать звуковой анализ и синтез, умение читать простые слова.
Дидактическая игра "Звук и буква"
Детям предлагаются карточки, на которых изображены разные предметы, явления для соотнесения звука и буквы. Дети произносят соответствующие слова и находят нужные буквы. Определяют, что многие буквы похожи на окружающие предметы. Например, буква "Ж" на жука, буква "Ш" на расчёску или забор, буква "О" на кольцо, колесо, обруч и т.д.
Дидактическая игра "Какие здесь спрятаны буквы?"
Детям предлагаются карточки с изображенными буквами способом наложения друг на друга. Ребята внимательно смотрят и вписывают буквы по очереди в пустые клеточки и прочитывают слова.
Дидактическая игра "Прятки слов"
Детям предлагаются задание, на разных шариках изображены слоги.
Ребята должны подобрать соответствующие по форме шарики, соединить стрелочкой и прочитать получившиеся слова.
Дидактическая игра "Узнай, сколько слогов в слове"
Ребятам предлагают проговорить слова и на слух определить количество слогов в данном слове. И затем закрасить необходимое количество кружков.
Физминутка с мячом в виде игры "Подбери слова по рифме"
Логопед называет разные слова и бросает мяч, а дети, подбирая по рифме называют своё слово о бросают мяч обратно. Затем на карте подбирают каждое слово с нужным словом по рифме.
Дидактическая игра " Превращение слогов в слова"
Дети подбирают слоги, друг с другом и прочитывают слова. Затем они с помощью букв из кассы самостоятельно составляют слова.
Пальчиковая игра "Покажи букву"
Детям предлагается поиграть с пальчиками. Например:
Мы ладонь согнём дугой
И прижмём её к другой,
И у нас у всех теперь
Получилась буква "Р".
Дети распрямляют кисть левой руки и ставят её вертикально. Пальцы правой руки сгибают дугой и приставляют к верхней части левой ладони - получается буква "Р" (игры на основе упражнений из книги О.В. Узоровой и Е.А. Нефёдовой "Игры с пальчиками")
Дидактическая игра "Отгадай кроссворд"
Детям предлагают отгадать кроссворды, вписывая по порядку буквы и назвать получившиеся слова.
Дидактическая игра "Отгадай ребусы"
Детям предлагают отгадать разные ребусы.
3-й этап: Предварительная работа с родителями:
Консультация для родителей "Развиваем фонематическое восприятие".
Цели:
- Познакомить родителей воспитанников с понятием "фонематическое восприятие".
- Объяснить важность развития фонематического восприятия для обучения детей грамоте.
- Обучить родителей практическим приёмам развития фонематического восприятия в условиях семейного воспитания.
Консультация для родителей: "Развиваем графо-моторные навыки".
Цели:
- Познакомить родителей с понятием "графо-моторные навыки".
- Объяснить важность соблюдения правильной позы при письме, правильного захвата карандаша, ручки.
- Обучить практическим приёмам развития графо-моторных навыков и подготовки руки к письму.
4-й этап: Предполагает совместную работу детей и родителей.
Цели:
- Привлечь родителей воспитанников к участию в образовательном процессе.
- Закреплять графический образ букв, навыки фонематического слуха.
- Творческое самовыражение родителей и детей через создание буквенного цветка.
- Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, доводить начатое дело до конца.
Творческое задание "Создание буквенной клумбы".
Дети вместе с родителями дома рисуют цветок с лепестками. В середину цветка вписывают первую букву имени ребёнка. На каждом лепестке по возможности вместе с родителями написать слова, названия которых начинаются с той же буквы, что и имя ребёнка. В группе дети самостоятельно вырезают свой цветок и приклеивают на карту путешествий. Создают буквенную клумбу.
Создание творческих рассказов.
"Почему мне нравиться детский сад?" и "Что такое дружба?".
Дети самостоятельно рассказывают, за что они любят детский сад, что им больше всего нравится, чем любят заниматься. Родители записывают рассказы своих детей и приносят в детский сад.
Создание буквенного фриза.
Цели:
- Закреплять графический образ букв.
- Соотносить звук и букву.
- Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук.
- Развивать навыки вышивания.
Учитель-логопед с детьми в процессе выполнения дидактической игры "Превращение букв" разрабатывают эскизы букв. По выбранным эскизам под учителя-логопеда дети вышивают буквы. Взрослые с детьми организуют выставку своих работ.
5-й этап: Переходим к заключительному этапу. Подведение итогов.
Музыкальное развлечение "Приключение по стране Знаний и Буквограда".
Цели:
- Закреплять представление о графическом образе букв, их акустическом образе.
- Уметь соотносить звук и букву.
- Закреплять звуковой анализ и синтез, развитие интереса и способностей к чтению.
- Сформировать у детей положительную мотивацию к организованной учебной деятельности.
- Привлечь родителей к активному участию в педагогическом процессе "Создание вазы с цветами и бабочками".
План мероприятия:
1. Артикуляционная гимнастика "Превращения весёлого язычка".
(выполнение разных артикуляционных упражнений, например, "Лошадка", "Часики", "Качели", "Болтушка" и т.д.)
2. Вход в страну Знаний закрыт. Чтобы открыть волшебные ворота, детям нужно рассказать и показать звуки, буквы. Дети читают стихотворение С. Михалкова "Лесная академия". Выставка буквенного фриза, детских работ. И рассказывают, почему дети любят свой детский сад и чему они научились в саду.
3. Дети рассматривают карту страны Знаний и путешествия по стране Знаний. Детей встречает Главный Грамотей. Ребята вспоминают письмо, которое прислали жители Грамотеи, что натворил злой волшебник Буквоед.
Логопед предлагает показать гостям какие знания у детей. Проводится дидактическая игра "Найдите каждой букве свой домик" (Выставляется карточка-образец с гласными буквами в геометрических фигурах, а детям предлагают карточки с разным расположением геометрических фигур, они самостоятельно выкладывают буквы в "домики" и называют цепочку из букв).
4. Проводится дидактическая игра на зрительное восприятие, узнавание, внимание "Прятки" (Детям предлагается сюжетная картинка. Каждый ребёнок должен в изображенных предметах найти буквы, выделить их маркером).
5. Проводится дидактическая игра "Найди Буквоеда".( Детям предлагается буквенные ряды, в которых они выделяют неправильно написанные буквы. Дети находят ошибки - появляется злой волшебник Буквоед).
6. Буквоед предлагает детям дидактические задания: "Дорисуй буквы" (Предлагается карточки с недописанными буквами).
"Какие здесь спрятаны буквы?" (Предлагается карточки с буквами способом наложения друг на друга).
7. Дидактическая игра "Озорные слоги". Буквоед сообщает детям, что у неё тоже есть друзья, которые перепутали слоги в словах. Дети восстанавливают правильную последовательность слогов и читают слова.
8. Буквоед сердится и говорит, что дети не знают, как пишутся их имена. (Проводится выставка детских работ. Каждый ребёнок представляет свой буквенный фриз).
9. Буквоед высказывает предположение, что родители не знают букв, звуков. Родителям предлагается карточки с набором букв или кроссворд. Они составляют из них слова (д-р-у-ж-б-а; ш-к-о-л-а).
10. Буквоед грозит, что ещё вернётся, и убегает. Главный Грамотей благодарит детей за помощь и вручает медали "Почётный грамотей" детям и родителям.
В конце развлечения вместе с родителями создают вазу с цветами и бабочками, дети исполняют песню о дружбе и фотографируются на память. В группе организуется вместе с детьми и родителями чаепитие.