Цель урока: повторить и систематизировать знания, полученные в разделе «Морфология».
Подготовка к уроку: класс разделён а три команды, выбраны два помощника-судьи из хороших учеников, проверяющие задания и подсчитывающие баллы. Работа групповая и индивидуальная.
ХОД УРОКА
– Сегодня у нас урок-путешествие. И не просто путешествие, а парусная регата, в которой будут участвовать три парусника. Сначала мы обратимся к помощникам, которые помогут выяснить, что такое регата. (Толковый словарь).
Регата — традиционно проводимые большие гонки спортивных судов (слайд 2).
– Чтобы отплыть, нам надо отгадать загадки.
Всему названье даст,
Что окружает нас,
Легко расскажет о предметах
И не запутает в ответах,
Задай вопрос лишь кто? и что?(Имя существительное) (Приложение 1, слайд 3)
В предметах признаки укажет,
Всё ярко, образно расскажет,
Ответит на любой вопрос:
Какой? Какая? Чей? Каков?(Имя прилагательное) (слайд 4)
Что без меня предметы?
Лишь названья!
А я приду, все в действие придет!
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет. (Глагол) (слайд 5)
– Вы сами выбрали название команды, отгадывая
загадки. Команды готовы. Капитаны на мостике. Мы
отплываем.
– Чтобы выйти в море, нужно пройти пролив
существительных.
- Выпишите все существительные женского рода. (1 команда)
- Выпишите все существительные мужского рода. (2 команда)
- Выпишите все существительные среднего рода. (3 команда)
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в небе над нами шевелились и дрожали низкие звёзды. Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. (слайд 6, 7)
– Пока команда работает, представитель от каждой команды получает индивидуальное задание.
1 и. Выписать существительные, имеющие форму
только единственного числа. (1 команда)
2 и. Выписать существительные, имеющие форму
только множественного числа. (2 команда)
3 и. Выписать существительные, имеющие форму и
единственного, и множественного числа. (3 команда)
Год, глупости, ложь, каникулы, масло, вечность, качели, малина, грабли, злость, шорох, вечер, север, жмурки, юг, морозы, снег, зеркало, опилки, молоко, горы, сумерки, выборы, бронза, сахар, библиотека, щипцы.
(Слайды 8, 9)
2. Составьте со словами словосочетания
существительное + прилагательное
Тюль, шампунь, кофе, прорубь. (1, 2, 3 команда)
(слайд 10)
2 и. Выпишите имена существительные собственные. (1 команда)
Солнце уже село в далекий лес, когда Егорка прибежал на конюшню в Киселёво. Дед Савелий положил полушубок на спину невысокой лошаденки, по кличке Мышка, и посадил на него Егорку. Выпущенные из конюшни кони, хорошо зная дорогу, сами побежали на берег озера Стеклянное, где для них был огорожен большой выпас. (слайд 11)
2 и. Выпишите имена существительные собственные. (12 команда)
Летом Лида отдыхала у бабушки Полины в Симферополе. Бабушка живет на улице Павленко, в центре города. Недалеко от этой улицы огромный парк Морской. Он доходит до площади Восстания. В этом парке Лида с бабушкой часто гуляла. (слайд 2)
2 и. Выпишите имена существительные собственные. (3 команда)
Россия очень большая, и весна в разные её концы приходит не в одно время. На Дону начинается сев, а у берегов Ледовитого океана гудит злая пурга. Пока в тундре весеннее солнце растопит снег, поля в низовьях Волги станут золотыми от созревающего хлеба. (слайд 13)
II этап
– Мы успешно прошли пролив существительных и вышли к острову прилагательных. Здесь у нас небольшой привал, так как задание требует остановки и неторопливых рассуждений.
Задание творческое. Автор написал сказку, но упустил прилагательные и текст получился серым и невыразительным. Помогите автору, добавьте в текст прилагательные, сделайте его красивым. (слайд 14)
Долго плутали мы в __________ лесу. Наконец набрели на _________ избушку. Отворилась _______ дверь, и на пороге появилась _______ Баба-Яга. У её ног вертелся ______ кот. Он мурлыкал ____ песенку и смотрел на нас ______ глазами. Сначала мы испугались, но Баба-Яга смотрела на нас ___ глазами. Мы попросили её помочь нам найти дорогу домой. Свистнула яга _____ посвистом. Закачались ______ деревья, потемнело ________ небо. Летит ____ змей. Посадил он нас к себе на спину и помчал домой. Это было _______ приключение.
4. Найдите в предложении ошибку в употреблении прилагательных и исправьте её. (1 команда)
Новый школьный стадион просторный и удобен.
3. Найдите в предложении ошибку в употреблении прилагательных и исправьте её. (2 команда)
Тренер строг, но справедливый.
3. Найдите в предложении ошибку в употреблении прилагательных и исправьте её. (3 команда)
Я с его замечаниями согласный. (слайд 15)
4 и. Выпишите из отрывка все прилагательные. (1 команда)
Под голубыми небесами
великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (слайд 16)
4 и. Выпишите из отрывка все прилагательные. (2 команда)
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье. (слайд 17)
4 и. Выпишите из отрывка все прилагательные. (3 команда)
Как весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы. (Слайд 18)
III. этап
– И вот, покинув остров прилагательных, мы вышли в залив глаголов.
5. Четвёртое лишнее. Подумайте и объясните, почему одно из слов является лишним в этом ряду. (1 команда)
Сидели, играли, повстречались, чувствуют.
5. Четвёртое лишнее. Подумайте и объясните, почему одно из слов является лишним в этом ряду. (2 команда)
Посетить, взять, верить, закричать.
5. Четвёртое лишнее. Подумайте и объясните, почему одно из слов является лишним в этом ряду. (3 команда)
Блеснуть, выбирать, дарить, держать. (слайд 19)
5 и. Выписать из текста глаголы совершенного вида. (1 команда)
5 и. Выписать из текста глаголы несовершенного вида. (2 команда)
5 и. Выписать из текста глаголы будущего времени. (3 команда)
Над полями и лесом всё ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые гнёзда. Радостно звенит весна. Звонко поют птицы, журчат под деревьями ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Скоро оденется лес листвою, зацветёт на опушках черёмуха, защёлкают над ручьями голосистые соловьи. (Слайды 20, 21)
– Мы заканчиваем регату. Море морфологии волнительно и опасно. Мы только начали свое путешествие. Ждёт нас ещё много неизведанного. Чтобы успешно финишировать, ответьте на вопросы (слайд 22):
- Раздел лингвистики, который изучает слово как часть речи?
- Часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?
- Часть речи, которая обозначает действие предмета?
- Часть речи, которая изменяется по родам, числам и падежам?
- Часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы где, как, куда, откуда, когда?
- Термин для названия неопределённой формы глагола?
- Морфологический признак, который можно определить и у существительных, и у прилагательных, и у глаголов?
– А теперь посмотрите на заполненную сетку кроссворда и получите оценку за урок. (Слайд 23)