Цели:
- в процессе игры систематизировать знания по материаловедению;
- обобщить знания о происхождении волокон растительного и животного происхождения;
- научиться выслушивать мнение и доверять своим одноклассникам в выборе ответа.
Оборудование: на доске расположить в хаотичном порядке вопросы- задания с закрытыми ответами, таблички по видам волокон приготовить для команд на столы, жребий для участников игры, жетоны за правильные ответы.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент – готовность, посещаемость, приветствие, название темы урока. Раздать жребий, учащиеся распределяются по группам. Выставить таблички на стол команд.
2. Вводный инструктаж – пояснение процесса работы на уроке. Каждая команда в момент своей очереди дает ответ, если ответ неверный или не полный появляется возможность ответить у другой команды и получить заветный жетон.
3. Текущий инструктаж – учитель зачитывает те карточки которые выбрала данная команда: (можно использовать не все предложенные вопросы)
- Волокна растительного происхождения получают из …
- Ткань, окрашенная в один цвет, называется …
- Перечислите гигиенические свойства тканей.
- Какая из нитей в ткани растягивается?
- Как называется процесс получения ткани из ниток путем переплетения?
- Какие вы знаете волокна растительного происхождения?
- Какое значение имеет фреза «ЗОЛОТОЕ РУНО»?
- Какие стадии в процессе своего развития проходит тутовый шелкопряд?
- Текстильные волокна делятся на натуральные и …
- Какой цвет может иметь натуральная шерсть?
- Кто мог позволить себе ходить в шелковых одеждах?
- Тепловая обработка шерсти.
- Этапы получения ткани из шелка – сырца
- Где прячется волокно льна?
- Какие условия нужны для роста хлопка?
- Почему для льна нужна вода?
- Какие растения из известных нам, могут быть использованы в медицинских целях?
- Где прячется волокно хлопка?
- Какие бывают виды льна?
- Для кого предназначалась одежда из льна?
- Какое из волокон самое длинное?
- Какое волокно самое короткое?
- Какие признаки характеризуют шелк?
- Какое переплетение используется в х\б, льняных, шерстяных и шелковых тканях?
- Признаки определения лицевой и изнаночной сторон у тканей.
- Назовите нити, из которых состоит ткань?
- Что находится по краям ткани, для чего она служит?
- Из волокон какого происхождения получают шерсть и шелк?
- Вид женской поясной одежды.
- Какое волокно можно считать самым теплым?
4. Физминутка
5. Заключительный инструктаж – подведение итогов работы: подсчет набранных жетонов, определение победителя, поздравление, выставление оценок.
Ответы на вопросы игры
- Хлопок, лен , крапива, конопля
- Однотонная
- Намокаемость, воздухопроницаемость, пылеёмкость
- Уточная
- Ткачество
- Хлопок, лен,
- Шерсть ценится на вес золота, проверяют качество состриженной шерсти
- Яйцо, гусеница, куколка, бабочка
- Химические
- Белый, коричневый, рыжий (верблюжья), серый
- Короли, цари,
- Мытье с мылом (от грязи) и содой (от жира)
- Сбор коконов, умершвление куколок, сушка, поиск начала кокона, размотка коконов в бобины, ровница, пряжа, нить
- В стволике
- Высокая температура, могут быть редкие дожди, низкая утренняя влажность
- Волокно льна содержится в стволике, чтобы волокно достать из стволика треста долго вымачивают для размягчения верхнего слоя
- Льняное семя, вырабатывают льняное масло - для поддержки работы сердца, смягчает кожу рук хлопок для ваты
- Когда созревает коробочка она сама открывается, а хлопок находится в открывшейся коробочке
- Кудряш, долгунец,
- Крестьяне
- Шелк
- Хлопок
- Принимает тепло человека в течении 1-2 секунд
- Полотняное
- На изнаночной стороне - цвет окраски бледный, размытый, узелки, ниточки,
- Основа, уток
- Кромка
- Животного происхождения
- Фартук
- Шерть