Урок-игра "Хочу все знать!" (раздел Материаловедение )

Разделы: Технология


Цели:

  • в процессе игры систематизировать знания по материаловедению;
  • обобщить знания о происхождении волокон растительного и животного происхождения;
  • научиться выслушивать мнение и доверять своим одноклассникам в выборе ответа.

Оборудование: на доске расположить в хаотичном порядке вопросы- задания  с закрытыми ответами, таблички по видам волокон приготовить для команд на столы, жребий для участников игры, жетоны за правильные ответы.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент – готовность, посещаемость, приветствие, название темы урока. Раздать жребий, учащиеся распределяются по группам. Выставить таблички на стол команд. 

2. Вводный инструктаж – пояснение процесса работы на уроке. Каждая команда в момент своей очереди дает ответ, если ответ неверный или не полный появляется возможность ответить у другой команды и получить заветный жетон.

3. Текущий инструктаж – учитель зачитывает те карточки которые выбрала данная команда: (можно использовать не все предложенные вопросы)

  1. Волокна растительного происхождения получают из …
  2. Ткань, окрашенная в один цвет, называется …
  3. Перечислите гигиенические свойства тканей.
  4. Какая из нитей в ткани растягивается?
  5. Как называется процесс получения ткани из ниток путем переплетения?
  6. Какие вы знаете волокна растительного происхождения?
  7. Какое значение имеет фреза «ЗОЛОТОЕ РУНО»?
  8. Какие стадии в процессе своего развития проходит тутовый шелкопряд?
  9. Текстильные волокна делятся на натуральные  и …
  10.  Какой цвет может иметь натуральная шерсть?
  11.  Кто мог позволить себе ходить в шелковых одеждах?
  12.  Тепловая обработка шерсти.
  13.  Этапы получения ткани из шелка – сырца
  14.  Где прячется волокно льна?
  15.  Какие условия нужны для роста хлопка?
  16.  Почему для льна нужна вода? 
  17.  Какие растения из известных нам, могут быть использованы в медицинских целях?
  18.  Где прячется волокно хлопка?
  19.  Какие бывают виды льна?
  20.  Для кого предназначалась одежда из льна?
  21.  Какое из волокон самое длинное?
  22.  Какое волокно самое короткое?
  23.  Какие признаки характеризуют шелк?
  24.  Какое переплетение используется в х\б, льняных, шерстяных и шелковых тканях?
  25.  Признаки определения лицевой и изнаночной сторон у тканей.
  26.  Назовите нити, из которых состоит ткань?
  27.  Что находится по краям ткани, для чего она служит?
  28.  Из волокон какого происхождения получают шерсть и шелк?
  29.  Вид женской поясной одежды.
  30.  Какое волокно можно считать самым теплым?

4. Физминутка

5. Заключительный инструктаж – подведение итогов работы: подсчет   набранных жетонов, определение победителя, поздравление, выставление оценок.

Ответы на вопросы игры

  1. Хлопок, лен , крапива, конопля
  2. Однотонная
  3. Намокаемость, воздухопроницаемость, пылеёмкость
  4. Уточная
  5. Ткачество
  6. Хлопок, лен,
  7. Шерсть ценится на вес золота, проверяют качество состриженной шерсти
  8. Яйцо, гусеница, куколка, бабочка
  9. Химические
  10. Белый, коричневый, рыжий (верблюжья), серый
  11. Короли, цари,
  12. Мытье с мылом (от грязи) и содой (от жира)
  13. Сбор коконов, умершвление куколок, сушка, поиск начала кокона, размотка коконов в бобины, ровница, пряжа, нить
  14. В стволике
  15. Высокая температура, могут быть редкие дожди, низкая утренняя влажность
  16. Волокно льна содержится в стволике, чтобы волокно достать из стволика треста долго вымачивают для размягчения верхнего слоя
  17. Льняное семя, вырабатывают льняное масло - для поддержки работы сердца, смягчает кожу рук хлопок для ваты
  18. Когда созревает коробочка она сама открывается, а хлопок находится в открывшейся коробочке
  19. Кудряш, долгунец,
  20. Крестьяне
  21. Шелк
  22. Хлопок
  23. Принимает тепло человека в течении 1-2 секунд
  24. Полотняное
  25. На изнаночной стороне - цвет окраски бледный, размытый, узелки, ниточки,
  26. Основа, уток
  27. Кромка
  28. Животного происхождения
  29. Фартук
  30. Шерть

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5