Цели:
- повторить орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе “Причастие”;
- отработать пунктуацию в предложениях с причастными оборотами;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- воспитание любви к родному краю.
Оборудование урока:
- стихи и очерки об Урале;
- сигнальные карточки;
- презентация к уроку.
Методическое обоснование урока:
Материал урока дает возможность повторить правописание причастий и постановку знаков препинания при них, морфологический разбор причастий, а также выявить роль в текстах определений, выраженных причастиями и причастными оборотами; урок способствует развитию речи учащихся.
Ход урока
Этапы урока. Действия учителя и учащихся | Слайды |
1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего урока – 2. Мотивация урока. Урок несколько необычный: урок – практикум. Мы с вами начнем повторять большую тему “Причастие”. Итак, начинаем:
Ребята! Может быть кто-то из вас объяснит, почему мы будем путешествовать по Челябинской области? (Ответы детей) (Обобщение учителя: область – наша малая Родина, ей исполнится 75 лет). Эпиграфом-девизом урока я взяла строки из стихотворения Людмилы Татьяничевой, уральской поэтессы. В ее стихах Урал и Россия – одно целое. Большое внимание поэтесса уделяла теме труда, а нам сегодня придется потрудиться, поэтому – я желаю всем успешной работы! |
Слайд №1–4
|
3. Проверка домашнего задания – работа с сигнальными карточками: определить, в каких словах пишется -н-, а в каких -нн-, и объяснить правило написания. | |
4. Для того, чтобы успешно продвигаться, нам необходимо повторить теорию по изученной теме. Проведем блиц-опрос “Что мы знаем о причастии?” (Ответы учащихся) | |
5. Практическая часть урока. Повторив теорию, мы можем приступить и к практике. Ребята! Вспомните из курса географии, с какими горами тесно связана Челябинская область? (Ответ детей) Верно, с Уральскими. Перед вами – хребет Уреньга и гора Нургуш. Именно с ними мы встречаемся, если зайдем в область с запада. Необходимо выполнить задание: выписать из предложенного текста причастия, распределив их в две колонки - действительные и страдательные. (Проверка коллективная) Перебираемся дальше по Уральским горам. На нашем пути – Таганай, но поднимемся только после выполнения задания: от глаголов, выделенных в тексте, образовать причастия настоящего и прошедшего времени. Мы поднялись на одну из вершин Таганая. Температура воздуха довольна низкая, выносливость и терпение нам очень необходимы. Задание: - из предложенного текста выписать все причастия - расставить и объяснить знаки препинания - выполнить морфологический разбор причастий: возникающее, образован. Двигаемся дальше: спуск с горы еще труднее. Выполним синтаксический разбор предложения: Трезубец Таганная, синеющий в изумрудной зелени лесов, сверкает снежной белизной. (У доски – ученик) Наше путешествие продолжается. Природу Южного Урала описывают поэты и прозаики, изображают художники, а фотокорреспондентам удается запечатлеть самые красивые моменты. Задание: составить предложения или словосочетания с причастиями и причастными оборотами к этим фотографиям. (Записываем в тетради, выделяя ПО и подчеркивая одиночные причастия)
Не только у Челябинской области юбилей, но и для нашей школы этот учебный год юбилейный, сороковой. Выполним последнее задание: составить предложения о школе с причастиями. |
Слайд №5–17 |
6. Итог урока. Рефлексия. Ребята! Понравился вам урок? В чем его польза? Большое спасибо за урок! Домашнее задание: сочинить сказку о причастии. |
|
7. В заключение я хотела бы
прочитать вам слова Михаила Фонотова: “Нельзя
жить на земле, не зная ее истории и не любя ее,
свою землю”. Так давайте же будем любить родную
школу, Андреевку, Урал, Россию и русский язык! Всего всем доброго! |