Урок русского языка по теме "Какое это счастье, что учим мы причастие!" 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

- повторить орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе “Причастие”;

- отработать пунктуацию в предложениях с причастными оборотами;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- воспитание любви к родному краю.

Оборудование урока:

- стихи и очерки об Урале;

- сигнальные карточки;

- презентация к уроку.

Методическое обоснование урока:

Материал урока дает возможность повторить правописание причастий и постановку знаков препинания при них, морфологический разбор причастий, а также выявить роль в текстах определений, выраженных причастиями и причастными оборотами; урок способствует развитию речи учащихся.

Ход урока

Этапы урока. Действия учителя и учащихся Слайды
1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего урока –

2. Мотивация урока.

Урок несколько необычный: урок – практикум. Мы с вами начнем повторять большую тему “Причастие”.

Итак, начинаем:

В некой школе, на Урале
Жил 7 класс – просто класс!
И с учащимися класса
Мы отправимся сейчас
Путешествовать по свету,
А точнее – по совету всех решили,
Что поедем мы ….

Ребята! Может быть кто-то из вас объяснит, почему мы будем путешествовать по Челябинской области?

(Ответы детей)

(Обобщение учителя: область – наша малая Родина, ей исполнится 75 лет).

Эпиграфом-девизом урока я взяла строки из стихотворения Людмилы Татьяничевой, уральской поэтессы.

В ее стихах Урал и Россия – одно целое. Большое внимание поэтесса уделяла теме труда, а нам сегодня придется потрудиться, поэтому – я желаю всем успешной работы!

Слайд №1–4

 

3. Проверка домашнего задания – работа с сигнальными карточками: определить, в каких словах пишется -н-, а в каких -нн-, и объяснить правило написания.  
4. Для того, чтобы успешно продвигаться, нам необходимо повторить теорию по изученной теме. Проведем блиц-опрос “Что мы знаем о причастии?” (Ответы учащихся)  
5. Практическая часть урока.

Повторив теорию, мы можем приступить и к практике.

Ребята! Вспомните из курса географии, с какими горами тесно связана Челябинская область? (Ответ детей)

Верно, с Уральскими.

Перед вами – хребет Уреньга и гора Нургуш. Именно с ними мы встречаемся, если зайдем в область с запада. Необходимо выполнить задание: выписать из предложенного текста причастия, распределив их в две колонки - действительные и страдательные.

(Проверка коллективная)

Перебираемся дальше по Уральским горам. На нашем пути – Таганай, но поднимемся только после выполнения задания: от глаголов, выделенных в тексте, образовать причастия настоящего и прошедшего времени.

Мы поднялись на одну из вершин Таганая. Температура воздуха довольна низкая, выносливость и терпение нам очень необходимы.

Задание:

- из предложенного текста выписать все причастия

- расставить и объяснить знаки препинания

- выполнить морфологический разбор причастий: возникающее, образован.

Двигаемся дальше: спуск с горы еще труднее.

Выполним синтаксический разбор предложения:

Трезубец Таганная, синеющий в изумрудной зелени лесов, сверкает снежной белизной. (У доски – ученик)

Наше путешествие продолжается. Природу Южного Урала описывают поэты и прозаики, изображают художники, а фотокорреспондентам удается запечатлеть самые красивые моменты.

Задание: составить предложения или словосочетания с причастиями и причастными оборотами к этим фотографиям.

(Записываем в тетради, выделяя ПО и подчеркивая одиночные причастия)

Увы! Наше путешествие к концу приближается,
Что-то уже дом родной ощущается,
Да-да, мы вернулись все в Бреды, в район,
В Андреевку, в школу, в родимый наш дом.

Не только у Челябинской области юбилей, но и для нашей школы этот учебный год юбилейный, сороковой. Выполним последнее задание: составить предложения о школе с причастиями.

Слайд №5–17
6. Итог урока. Рефлексия.

Ребята! Понравился вам урок?

В чем его польза?

Большое спасибо за урок!

Домашнее задание: сочинить сказку о причастии.

 
7. В заключение я хотела бы прочитать вам слова Михаила Фонотова: “Нельзя жить на земле, не зная ее истории и не любя ее, свою землю”. Так давайте же будем любить родную школу, Андреевку, Урал, Россию и русский язык!

Всего всем доброго!