Кто такие насекомые?

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Предмет: Окружающий мир, 1 класс.

Тема урока: Кто такие насекомые?

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Знакомство детей с понятием "насекомые".

Задачи урока:

Предметные:

  • Учить распознавать представителей животного мира; ответить на вопрос "Кто относится к животным?".
  • Сформировать у детей первоначальное понятие о насекомых как о части животного мира.
  • Учить выявлять признаки данного вида животных.

Надпредметные:

  • Учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы).
  • Пользоваться дополнительными источниками информации.
  • Наблюдать, анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Личностные:

  • Растить гражданина своей страны.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим.

Развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).

Продолжительность урока: 35 минут.

Учебник и учебные пособия:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. - М.: ОАО "Московские учебники", 2011. - 95 с.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты 1 класс. / А.А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова.- М.: Просвещение, 2010. - 63с.
  3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. / А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2011. - 222 с.

Необходимое оборудование и материалы:

  • Мультимедийное оборудование,
  • Интерактивная презентация "Кто такие насекомые?",
  • Фотографии насекомых и других животных,
  • Бумажные "лупы" у каждого (заготовлены родителями для уроков),
  • Фишки (на картонках изображения Мудрой Черепахи и Вопросика, заготовлены родителями для уроков),
  • Мяч (использую мяч с пупырышками - кроме развития координации и глазомера, это - точечный массаж, активизация мыслительной деятельности).
  • Листы самооценки.

Конспект урока

I. Организационный этап. Цель - проверка готовности к уроку.

II. Этап повторения изученного. (1-2 мин.) Цель - выявить знания детей по изученной ранее теме "Части растения".

Слайд 2

Для начала, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Блиц-опрос "Закончи предложения":

  • На прошлом уроке мы изучали:(части растений)
  • Я знаю такие части растений:(корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)
  • Корень нужен растениям для:(питания)
  • На месте цветков появляются:(плоды)
  • В плодах созревают:(семена)
  • Из семян вырастут:(новые растения)

Молодцы.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Физминутка. (4-5 мин.) Цель - мобилизация, настрой на работу, выявить знания детей о том, кого они считают животными, постановка учебной задачи на несколько уроков работы по заполнению таблицы, учить считывать информацию из разных источников (таблица, диаграмма), учить выдвигать предположения и проверять их, реализация двигательной активности.

Слайд 3

Несколько уроков мы знакомились с царством растений. Сегодня начинается наше новое увлекательное путешествие.

Встаньте около своих мест. Мы отправляемся в царство животных. Ваша задача разгадать фотографии-загадки: если на фото животное - делаете прыжок, если это не животное - хлопок. Давайте поможем муравью Вопросику разобраться с этой нелёгкой задачей.

(Ребятам демонстрируется слайд-шоу "Животные". При появлении каждого фото, дети делают прыжок. По окончании надо похвалить тех, кто не ошибался. Если были хлопки, учитель сообщает ребятам, что все, кого они видели - животные.)

Слайд 4

Животных на Земле очень много и все они разные. Их можно объединить в группы по общим признакам. Перед вами таблица "Животные", которую мы с вами вместе с Мудрой Черепахой будем заполнять. В 1 классе мы познакомимся только с четырьмя группами животных, но вы должны знать, что их гораздо больше.

Слайд 5

На следующем слайде вы видите эти 4 группы, но записаны они с помощью диаграммы, которая показывает количество видов данной группы на нашей планете.

Как вы думаете, какие группы животных "спрятались" на диаграмме и под каким цветом? (Дети высказывают свои предположения.)

Давайте проверим ваши предположения. (По щелчку появляется часть ответа - рыбы, птицы, звери. Сравнивают свои высказывания с правильным ответом.)

Как вы думаете, какая группа животных самая большая на диаграмме? (Насекомые)

IV. Этап актуализации знаний. (1-2 мин.) Цель - выявить первоначальные знания детей по теме "Насекомые"; подготовить к восприятию новой темы.

Слайд 6

Насекомые. Что вы о них знаете? (Дети называют признаки насекомых. Учитель записывает виртуальным маркером все предложения детей на облаках).

V. Этап изучения новых знаний. (2-3 мин.) Цель - самостоятельно добывать информацию из учебника, выявление особенностей насекомых.

Слайд 7 (Когда дети откроют учебник, экран следует прикрыть.)

Откройте учебник на странице 22. В верхней части листа - животные. Назовите их. Положите фишку на насекомое. Кого выбрали? Почему? (Если дети уверены, то кладут фишку с изображением Мудрой Черепахи, а если сомневаются - с изображением муравья Вопросика.)

Давайте рассмотрим насекомое. Рассмотрите бабочку. Какие части тела вы наблюдаете у насекомого? (С помощью "бумажной лупы" ребята рассматривают части насекомого. Всё, что называет кто-то из ребят, все остальные находят на рисунке с помощью "лупы".)

Что необычное вы заметили? (Много ног.)

Сколько их? (6)

Проверьте, правильно ли вы выбрали насекомое. Есть ли у него главный признак - 6 ног. Кто был уверен в своём ответе сразу? Почему сомневались?

VI. Этап первичной проверки понимания изученного. Физминутка (3-4 мин.) Цель - умение находить насекомых из множества животных и доказать это, умение сгруппироваться и работать в группе, реализация двигательной активности.

Разойдетесь по классу и разбейтесь на группы по 6 человек. Встаньте в своих группах парами. Сколько пар у вас получилось? (3. Столько пар ног у насекомых.)

В классе на партах, стенах, подоконниках расположены фотографии животных. Подойдите группой к любому насекомому. (Группы, которые стихийно сформировались в предыдущем задании, продолжают работать вместе. Дети договариваются, совместно решают к какой фотографии направится вся группа. Сложность в том, что среди фото насекомых есть фото паука, рака, многоножек:)

Рассмотрите выбранную фотографию и докажите, что это насекомое. По какому признаку вы определили? (6 ног или 3 пары ног.)

VII. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся. (3-4 мин.) Цель - рассказать о жизни насекомых на примере бабочки по картинкам, учить правильно строить предложения, рассказать о пользе насекомых, умение вести учебный диалог.

Слайд 8

На протяжении своей недолгой жизни насекомым часто приходится менять своё обличие. Они проходят несколько этапов развития. Вы можете наблюдать это на примере бабочки. Расскажите об этом. (С помощью иллюстраций, дети рассказывают о жизни бабочки. Дополняют друг друга. При необходимости учитель дополняет ответы детей.)

Мы видели на диаграмме, что насекомых очень много. А для чего они нужны? Какую пользу приносят? (Для красоты, опыляют растения (обратить внимание на начало урока, когда шло повторение - без опыления насекомых цветок не превратится в плод), санитары, корм для птиц.)

(4-5 мин.) Цель - учить из серии картинок выбирать те, которые относятся к заданию и обосновать свой выбор, коллективное решение проблемных вопросов, воспитывать уважение к миру.

Слайд 9

Ребята, вы знаете о пользе насекомых. А как их можно беречь? Перед вами иллюстрации. Надо выбрать те картинки, где дети неправильно ведут себя в природе. Как исправить поступки ребят? (Дети выбирают нужные картинки и объясняют, как это вредит насекомым, рассказывают о том, что надо исправить.)

Слайд 10

Закончить эту часть урока хочется словами замечательного писателя М. Пришвина "Охранять природу - значит охранять Родину". Как вы понимаете это выражение? (Дети высказывают свои мысли.)

Правильно. Природа - наш дом. В ней всё взаимосвязано. Всё, что есть на планете - нужно, даже, если нам кажется, что это лишнее. Надо бережно относиться к природе, любить и защищать. Как и свою Родину. Прислушайтесь к словам: Родина, род, родня, родители, родной, природа :

Зрительная гимнастика (1 мин.) Цель - снятие мышечного напряжения глаз.

Представьте, что в класс залетел жук. Я буду называть его движение, а вы повторяете его глазками: вверх - вниз, влево - вправо, круговое движение в обе стороны, близко - далеко, закройте глаза ладошками. Жук улетел. Можно продолжать работать.

VIII. Этап контроля и самоконтроля. (6-8 мин.) Цель - контроль знаний по теме, учить пользоваться дополнительной литературой, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Слайд 11

Предлагаю вам отгадать кроссворд, который поможет вспомнить разных насекомых, а, может быть, узнать новых. Отгадывать можно в любом порядке. А вот кому выпадет честь угадать слово решит мяч-жребий. (Ребёнок, который поймает мяч, называет цифру, под которой прячется картинка, отгадывает слово и кидает мяч дальше. При нажатии на любую цифру появляется картинка-загадка. При повторном нажатии картинка исчезает и появляется слово. Если ребёнок не знает слово, ему могут помочь ребята. Если класс не знает ответ, то поможет дать ответ учебник или Атлас-определитель (лежит на каждой парте 1 на двоих; учитель заранее на нужной страничке приклеил стикер).

(Закрыть объектив проектора.)

Давайте проверим как вы усвоили тему урока. Откройте "Тесты" на с. 10. (Учитель читает задание, даёт время на его выполнение.)

Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -).

Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту? (Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать.)

IX. Этап подведения итогов занятия. (3-4 мин.) Цель - подведение итогов, формулирование вывода и проверка по учебнику, заполнение части таблицы.

Слайд 12

Давайте подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие насекомые? (Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки. При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают.)

Проверьте в учебнике на с. 22

Слайд 13

Мы вернулись к нашей таблице. С какой группой животных мы познакомились сегодня? (Насекомые)

Какая отличительная особенность у этих животных? (6 ног)

Помогите Вопросику, назовите насекомых, которых мы сегодня ещё не упоминали. (Дети называют, а учитель записывает виртуальным фломастером названия в таблицу. К следующему уроку эти слова надо напечатать в таблицу.)

После заполнения таблицы, следует перейти по стрелочке (в правом нижнем углу) на слайд с облаками.

X. Этап сопоставления знаний до и после урока. (1-2 мин.) Цель - сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний.

Слайд 6

Давайте посмотрим на облака. Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке? (Анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или - (пальчиками) в знак согласия или несогласия.)

Пройти по ссылке "Окончание урока".

XI. Этап рефлексии. (1 мин.) Цель - вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.

Слайды 14-15

Оцените свою работу на уроке (Р). Отметьте, понравился ли вам урок (П). (Работа детей со шкалами самооценки. Несколько ребят проговаривают для всех.)

Приложение.