Презентация "Классификация органических соединений" - продукт, который применяется как на уроках химии в 9 и 10 классах, так и для индивидуальных занятий учащихся дома. Используется для самостоятельной творческой работы учащихся .
На уроках химии используется в специальной, оснащенной проектором или интерактивной доской аудитории, в качестве дополнительного иллюстративного материала. При этом используются не только графические изображения, анимации, видео и звуковые фрагменты , но и задания для самостоятельной работы, как по изучаемой теме, так и по ранее изученным темам.
С помощью проектора или интерактивной доки на занятиях проводятся различные формы тестирования, например фронтальный опрос учащихся. В компьютерном классе учащиеся в группах выполняют тесты с выставлением оценок, как по органической, так и по неорганической химии на отдельных машинах, объединенных локальной сетью. Эти тесты очень нравятся учащимся и позволяют устранять пробелы в знаниях.
Презентация так же используется на практических занятиях. Изучая видеоматериалы, учащиеся осваивают технику химического эксперимента, культуру проведения опыта и смогут подготовиться к проведению реального химического эксперимента по алгоритму: задача - действие-наблюдение - вывод.
Содержание презентации охватывает различные разделы органической химии. Содержит много видеофрагментов лабораторных опытов, позволяющих провести подготовку учащихся к реальному химическому эксперименту. Все это позволяет прогнозировать свойства веществ и реализует основную методологическую составляющую современной химии - от строения к свойствам.
Данная презентация изготовлена мною в начале 2007 года. Каждый год я стараюсь пополнять его интересной и полезной для учащихся информацией. В этом году я пополнила его детскими презентациями, которые изготовили учащиеся 10 класса, получив творческое домашнее на уроке.
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
I. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Фронтальная работа с классом. (Учитель объясняет материал, используя мультимедиа проектор или мониторы ПК в реальном времени для демонстрации учебных материалов по теме: картинок, таблиц, алгоритмов, анимаций, видеофрагментов и.т.п.)
2.Самостоятельная работа учащихся с комплексом. Ученик получат от учителя:
а) план изучения нового материала;
б) промежуточные контрольные вопросы;
в) "шаблон изучения темы для заполнения";
г) самостоятельно работает с презентацией и заполняет "шаблон изучения темы" (конспект темы и ответы на контрольные вопросы.
II. ОТРАБОТКА УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ.
1. Фронтальный опрос. Учитель проводит опрос. Используя мультимедиа проектор, интерактивную доску или мониторы ПК в реальном времени для демонстрации учебных материалов. Ученик комментирует увиденное, соотносит информацию с имеющимся у него жизненным опытом.
2. Самостоятельная работа учащихся с компьютерными заданиями.
Ученик
1) самостоятельно или в паре повторяет материал на ПК;
2) затем повторяет;
3) составляет формулы веществ;
4) используя видеофрагменты, ищет соответствие увиденному уравнение реакции;
5) изучая видеофрагменты, делает вывод о возможных качественных реакциях, с помощью которых можно определять качественный состав органических соединений.
3.Семинарские занятия. При возможности проводить спаренные уроки. Например:
а) ученики получают вопросы по теме, сформулированные в виде 3-х блоков (по 4-5 вопросов) с разным уровнем сложности (на оценку "3", "4", "5".)
б) ученики 30 минут готовятся по вопросам, пользуясь учебником и презентацией , как справочником. На этом этапе возможно объединение учащихся по парам или по группам для совместного поиска ответов на вопросы;
в) в оставшееся время учитель выборочно дает каждому ученику 1-2 вопроса для ответа на выбранную оценку;
г) ученик отвечает на вопросы уже без использования учебников.
4. Самостоятельная работа учащихся с презентацией для удаления пробелов в знаниях (например после пропуска уроков по болезни). В данном случае от учителя требуется составление плана работы ученика с презентацией и обычным учебником (так называемой учебной траектории).
5. Самостоятельная домашняя работа учащихся с презентацией по подготовке к предстоящей контрольной работе.
6. Работа в парах сменного состава. Особый вид деятельности, позволяющий устранить негативные последствия (слишком большая индивидуализация процесса обучения, невозможность обсудить полученную информацию, найти совместное решение проблемы и.т.д) использования ПК в учебном процессе . Методика:
1. Фронтальное объяснение темы 1-й темы 1-й группе учащихся с использованием ПК (ученики получают информацию о том, что они изучают тему и в дальнейшем должны выступить в роли "учителя своей темы"): учитель-ученик 1.
Аналогичное объяснение 2-й темы 2-й группе учащихся : учитель-ученик 2.
2. Отработка учебных навыков по "своей теме" и изучение новой темы. Встреча двух групп в парах за 1 ПК (Один ученик объясняет другому свою тему, используя презентацию, затем наоборот) ученик 1- ученик 2; ученик 2- ученик 1.
В это время учитель осуществляет корректировку и помощь учащихся в их совместной работе.
3. Контроль знаний.
Обычный контроль знаний у учащихся обеих групп.
III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
- Фронтальный опрос с использованием мониторов ПК, интерактивной доски или мультимедиа проектора (презентация используется как демонстратор таблиц, алгоритмов, видеофрагментов для ответа учащихся).
- Обычный контроль знаний (самостоятельные и контрольные работы, диктанты, тесты)
- Проверка выполнения заданий в рабочей тетради.
Реально существующих методик применения презентации можно разработать значительно больше, и все ограничивается только творческой фантазией учителя.