Цель мероприятия: выяснить и пополнить знания учащихся по изученным правилам, активизировать познавательную деятельность, воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: плакат “Веселая лужайка”, карточки с заданиями, ребусы, жетоны, рисунки.
Ход занятия
Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в замечательную страну “ Чудесные превращения слов ”.
1. Игра “да” или “нет”.
(Учащиеся отвечают на вопросы “да” или “нет”.)
- Я считаю, что предложение состоит из слов.
- Мне кажется, что имена людей, клички животных пишутся с маленькой буквы.
- Я считаю, что в конце предложения ставятся .!?
- Я считаю, что первое слово в предложении пишется с маленькой буквы.
- Мне кажется, что в слове столько слогов, сколько гласных.
- Я считаю, что слово переносится по слогам.
- Я считаю, что в русском алфавите 40 букв.
- Мне кажется, что сочетания жи, ши пишутся с буквой и.
- Я думаю, что предлоги со словами пишутся вместе.
- Я считаю, что одну букву можно переносить.
Ведущий. Ребята, русский язык – прекрасный язык. Освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вам понравится наше путешествие. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня снова убедимся. Одна буква может творить чудеса, превращать одно слово в другое.
2. Работа с текстом “Вот что с буквами случилось” С. Погореловского.
“Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину "Победа". Написал под картинкой печатными буквами слово ПОБЕДА. Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась Ежику буква П.
– Поставлю ее, – думает, – перед своим домом. Хорошие ворота будут.
Взял букву и унес.
Пришел Медведь хмурый и жаловаться стал: – Нет у меня сегодня...
– ОБЕДА, – подсказали буквы.
– Верно! – рявкнул Медведь. – Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки. Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку.
А на лужайку выпрыгнул Зайчик. Дрожит, озирается. Он увидел страшное слово БЕДА.
– Ой, где беда? – заметался Зайчик. Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, за рябину упала. А Зайчик умчался в лес.
Прилетел Аист. Вкусное слово увидел – ЕДА. А в траве и верно еда: лягушек – сколько хочешь.
Работа с бумагой. Самоделки из бумаги. Лягушка.
Под руководством учителя учащиеся делают из зеленой бумаги лягушку – еду для аиста.
Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист и унес вилку с собой.
Тут пришел Баран. Заблеял обиженно:
– Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?
И видит слово – ДА. Разозлился Баран. Разбежался, ударил букву Д рогами. Она и рассыпалась на кусочки.
Осталась последняя буква А. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей сказать может? Только горько плакать: а-а-а...”
“Давайте утешим букву А – придумаем интересную работу.”
Игра “Добавь букву”.
Добавим к словам жар, пар, рот, сам, лес букву А. Теперь скажите, какие получились слова. Объясните их значение. Запишите их”.
Жар-жара , пар-пара, рот-рота, сам– сама, лес-леса.
Игра “Найди спрятавшееся слово”.
На доске написаны слова: хлев, столб, щель, укол, зубр, коса, полк, волк.
“В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Найдите эти слова и запишите их”,
хлев, столб, щель, укол, зубр, коса, полк, волк.
Игра “Флот помог”.
На доске слева написаны слова: пена, шар, бор, метр, – справа слово флот.
“Выберите из слова флот по одной букве, подходящей по смыслу к данным словам, и напишите ее в конце слова. Прочитайте получившиеся слова”.
Слова для справок: пенал, шарф, борт, метро.
Конкурс “Подставь словечко”.
Каждая команда получает карточку со словами, к которым необходимо подобрать антонимы.
высоко начало ночь правда добро |
далеко черный жара зима друг |
Конкурс "Превращение слов".
Заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово,
пара – фара свет – цвет игла – игра белка – булка |
роща – роза река – рука уха – ухо бинт – бант |
Конкурс "Анаграммы".
Каждая команда получает карточку с буквами, из которых необходимо составить слова.
ИРТГ – ТИГР ОЛКВ – ВОЛК ВАОС – СОВА |
АЦЗЯ – ЗАЯЦ ЛБКАЕ– БЕЛКА ЕДВЕЬДМ – МЕДВЕДЬ |
Подведение итогов. Награждение победителей.
У меня в руках воздушные шары. Кому было интересно на уроке, тот выбирает любой шар. Если вы узнали что – то новое на уроке, вы надуваете их.