Интегрированное внеклассное мероприятие (русский язык + технология) "Чудесные превращения слов"

Разделы: Технология, Начальная школа, Внеклассная работа


Цель мероприятия: выяснить и пополнить знания учащихся по изученным правилам, активизировать познавательную деятельность, воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: плакат “Веселая лужайка”, карточки с заданиями, ребусы, жетоны, рисунки.

Ход занятия

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в замечательную страну “ Чудесные превращения слов ”.

1. Игра “да” или “нет”.

(Учащиеся отвечают на вопросы “да” или “нет”.)

  1. Я считаю, что предложение состоит из слов.
  2. Мне кажется, что имена людей, клички животных пишутся с маленькой буквы.
  3. Я считаю, что в конце предложения ставятся .!?
  4. Я считаю, что первое слово в предложении пишется с маленькой буквы.
  5. Мне кажется, что в слове столько слогов, сколько гласных.
  6. Я считаю, что слово переносится по слогам.
  7. Я считаю, что в русском алфавите 40 букв.
  8. Мне кажется, что сочетания жи, ши пишутся с буквой и.
  9. Я думаю, что предлоги со словами пишутся вместе.
  10. Я считаю, что одну букву можно переносить.

Ведущий. Ребята, русский язык – прекрасный язык. Освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вам понравится наше путешествие. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня снова убедимся. Одна буква может творить чудеса, превращать одно слово в другое.

2. Работа с текстом “Вот что с буквами случилось” С. Погореловского.

“Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину "Победа". Написал под картинкой печатными буквами слово ПОБЕДА. Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась Ежику буква П.

– Поставлю ее, – думает, – перед своим домом. Хорошие ворота будут.

Взял букву и унес.

Пришел Медведь хмурый и жаловаться стал: – Нет у меня сегодня...

– ОБЕДА, – подсказали буквы.

– Верно! – рявкнул Медведь. – Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки. Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку.

А на лужайку выпрыгнул Зайчик. Дрожит, озирается. Он увидел страшное слово БЕДА.

– Ой, где беда? – заметался Зайчик. Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, за рябину упала. А Зайчик умчался в лес.

Прилетел Аист. Вкусное слово увидел – ЕДА. А в траве и верно еда: лягушек – сколько хочешь.

Работа с бумагой. Самоделки из бумаги. Лягушка.

Под руководством учителя учащиеся делают из зеленой бумаги лягушку –  еду для аиста.

Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист и унес вилку с собой.

Тут пришел Баран. Заблеял обиженно:

– Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?

И видит слово – ДА. Разозлился Баран. Разбежался, ударил букву Д рогами. Она и рассыпалась на кусочки.

Осталась последняя буква А. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей сказать может? Только горько плакать: а-а-а...”

“Давайте утешим букву А – придумаем интересную работу.”

Игра “Добавь букву”.

Добавим к словам жар, пар, рот, сам, лес букву А. Теперь скажите, какие получились слова. Объясните их значение. Запишите их”.

Жар-жара , пар-пара, рот-рота, сам– сама, лес-леса.

Игра “Найди спрятавшееся слово”.

На доске написаны слова: хлев, столб, щель, укол, зубр, коса, полк, волк.

“В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Найдите эти слова и запишите их”,

хлев, столб, щель, укол, зубр, коса, полк, волк.

Игра “Флот помог”.

На доске слева написаны слова: пена, шар, бор, метр, – справа слово флот.

“Выберите из слова флот по одной букве, подходящей по смыслу к данным словам, и напишите ее в конце слова. Прочитайте получившиеся слова”.

Слова для справок: пенал, шарф, борт, метро.

Конкурс “Подставь словечко”.

Каждая команда получает карточку со словами, к которым необходимо подобрать антонимы.

высоко
начало
ночь
правда
добро
 далеко
 черный
 жара
 зима
 друг

Конкурс "Превращение слов".

Заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово,

пара – фара
свет – цвет
игла – игра
белка – булка
 роща – роза
 река – рука
 уха – ухо
 бинт – бант

Конкурс "Анаграммы".

Каждая команда получает карточку с буквами, из которых необходимо составить слова.

ИРТГ – ТИГР
ОЛКВ – ВОЛК
ВАОС – СОВА
 АЦЗЯ – ЗАЯЦ
 ЛБКАЕ– БЕЛКА
 ЕДВЕЬДМ – МЕДВЕДЬ

Подведение итогов. Награждение победителей.

У меня в руках воздушные шары. Кому было интересно на уроке, тот выбирает любой шар. Если вы узнали что – то новое на уроке, вы надуваете их.