Программа развития школы на период 2007–2011 годов по теме "Личность. Природа. Деятельность"

Разделы: Администрирование школы


Березниковская сельская школа находится на территории, где проживает коренное население татар и башкир с XI века. Национальные традиции и обычаи, моральные устои ислама определяют особенность уклада жизни местного населения: любовь к земле, верность трудовым традициям, преемственность младшего и старшего поколений. Правда, быстро меняющийся мир вносит свои коррективы…

Сориентировать сегодняшнего выпускника на социализацию в местном сообществе очень сложно, потому что в общественном сознании прочно утвердилось мнение – работать на земле не престижно. В школе был проведен опрос выпускников. Результаты таковы: Любите ли вы свой край? (Да – 100 %). Владеете ли вы знаниями и навыками работы на земле? (Да – 11,2 %, средние навыки – 66,4 %, начальные навыки – 22,4 %).

Выберете ли вы свою деревню на жительство?

Только 16,8 % выпускников ответили: “Выбираем деревню на жительство”. 55,2 % выпускников, получившие хорошее образование, видят свое будущее вне своего местного сообщества.

Проблема состоит в следующем. Чем лучше сельская школа подготовит своего выпускника, тем меньше шансов на его возвращение в село. Нет молодежи – нет будущего и у села: численность учащихся продолжает уменьшаться. В начале 80-х годов ХХ века на образовательном пространстве ныне действующей Березниковской средней школы было 2 детских сада, 4 начальные школы, 1 средняя школа с количеством обучающихся и воспитывающихся ~ 680. Сегодня детские сады, начальные школы реорганизованы в одну среднюю школу с количеством дошкольников и учащихся 273.

Отсюда вытекает и другая проблема. Сельская школа оказалась на грани ликвидации. Почему этот процесс происходит? Многие годы выпускник не был ориентирован на труд земледельца. Перед ним не ставилась конкретная цель стать грамотным хозяином земли, поэтому и образовательный процесс не был направлен на обучение учащихся “искусству земледелия, одному из первых искусств в истории человечества” (Альберт Великий – Альберт фон Больнетедт (около 1193-1280 гг.) немецкий философ и теолог, автор трактатов о минералах, растениях, животных).

Третья проблема. Обучающийся сегодня живет в неухоженной окружающей среде. В селах, особенно в деревнях-глубинках, много заброшенных земель, превратившихся в пустыри, заросшие роскошным бурьяном. Веками пахотная земля обязательно обрабатывалась, удобрялась, засаживалась культурными растениями. О пустырях и речи не было!

Неумение хозяйствовать на земле, неумение сельского жителя адаптироваться в новых социально-экономических условиях порождает асоциальные проблемы, которые негативно сказываются на демографическом процессе.

Вот почему перед сельской школой встала принципиально новая задача – воспитание выпускника на основе приобщения к трудовым традициям, образцам современной культуры сельского сообщества. Педагогический и управленческий аспекты решения этой задачи нашли выражение в проектировании программы экспериментальной работы по теме “Личность. Природа. Деятельность”, удовлетворяющей как и социальный заказ села, так и заказ государства.

С 1 января 2007 года МОУ “Березниковская СОШ” начала действовать в режиме муниципальной экспериментальной площадки по трудовому воспитанию и экологическому образованию дошкольников и учащихся, которое является одним из приоритетных направлении деятельности школы, а также будут реализовываться целевые подпрограммы: “Школа – территория здоровья”, “Информатизация”, “Семья”.

Основные положения

Цель программы развития - создание оптимальных психолого-педагогических условий для личностного развития и самореализации индивидуальных способностей обучающихся в современных социальных и экологических условиях.

Основные задачи программы.

  1. Разработать структурную и содержательную модель организации экспериментальной деятельности по теме “Личность. Природа. Деятельность”.
  2. Обеспечить переход к новому качеству общего образования, основанному на компетентностном подходе в условиях предпрофильной подготовки в основной школе и профильного обучения в старшей школе.
  3. Определить механизм возможных взаимодействий различных учреждений и ведомств, принимающих участие в реализации данной программы.
  4. Повысить профессиональную компетентность педагогов в процессе внедрения современных образовательных технологий.
  5. Разработать и внедрить систему мониторинга эффективности реализации программы “Личность. Природа. Деятельность”.
  6. Анализировать и обобщить результаты инновационной (экспериментальной) работы для дальнейшего перевода школы в режим функционирования.

Модель выпускника школы.

Ответ на вопрос, какую личность мы хотим воспитать, каких результатов добиться, дается в модели выпускника школы, которая состоит из качественной характеристики личности:

Ценностные ориентации: активная жизненная позиция; ценностное отношение к Родине, ее национальному, культурно-историческому прошлому; уважение человеческого достоинства; толерантное отношение к окружающим; здоровый образ жизни; нравственные принципы.

Социальные умения: устанавливать конструктивные отношения с другими людьми; быть предприимчивым и инициативным; уметь вносить коррективы в свое собственное поведение; обладать мобильностью и умением адаптироваться; отстаивать свои собственные и интересы близких людей; прилагать усилия к самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Интеллектуальные умения: широкий кругозор; критическое мышление; целостное представление об окружающем мире; разносторонние интересы; ассоциативность мышления; способность к самообразованию; креативность; умение работать с информацией, делать объективные и взвешенные выводы.

Нормативно-правовые документы, на которых базируется Программа развития.

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон РФ “Об образовании”.
  • Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”.
  • Закон Пермской области “Об образовании”.
  • Устав Березниковской средней общеобразовательной школы.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Концепция профильного обучения на старшей ступени обучения.
  • Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательных школах России.;
  • Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006- 2010 годы и др.

Методологической основой программы являются исследования следующих авторов: А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, Л.И.Новиковой, Е.Н.Степанова, Ю.Л. Хотунцева, Г.К.Селевко, А.Е.Глозмана и др.

Участники реализации Программы развития школы.

1 группа – педагогические работники школы (учителя, воспитатели ДОУ, педагоги дополнительного образования, психологи и социальные педагоги, инструкторы, педагоги-организаторы). Они реализуют цели и задачи Программы развития школы.

2 группа – дошкольники и школьники, которые реализуют собственные образовательные интересы и потребности на основе нормативно-правовой документации и в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса.

3 группа – работники других ведомств, занимающихся вопросами воспитания молодежи (Березниковский КДК, Березниковский ФАП, правоохранительные органы, социальные службы предприятий и организаций района, органы социальной защиты населения, СМИ и др.), которые обеспечивают реализацию межведомственных проектов, договоров и планов совместной деятельности.

4 группа - Администрация Бардымского муниципального района, которая обеспечивает бюджетное финансирование программы развития школы и координирует работу всех заинтересованных служб района.

5 группа – родители и попечители школы, которые осуществляют контроль за соблюдением прав участников образовательного процесса и оказывают моральную и материальную помощь в реализации Программы развития школы.

Механизм функционирования программы

Сроки реализации: 2007-2011 гг. (см. Приложение № 1, 2, 3).

Цель: разработка и реализация программы инновационной (экспериментальной) работы по трудовому и экологическому воспитанию школьников.

Этапы реализации программы.

Действующая Программа развития на 2007-2011 гг. предполагает разработку и практическую реализацию модели образовательного процесса в 4 этапа:

1 этап (2007 г.) – разработка нормативно-правовой и методической документации;

2 этап (2007-2008 гг.)- этап проектирования инновационной (экспериментальной) деятельности “Личность. Природа. Деятельность”;

3 этап (2008-2010 гг.) - апробация Программы инновационной деятельности;

4 этап (2010-2011 гг.) – обобщение итогов инновационной деятельности и переход школы в режим функционирования.

Организация учебной деятельности.

Приоритетное направление – трудовое воспитание и экологическое образование находят свое отражение на уроках, факультативных занятиях, в учебной производственной практике, которые остаются главной формой учебно-воспитательного процесса.

Образовательный процесс сельской школы ориентирован на подготовку выпускника, избравшего для своей дальнейшей профессиональной деятельности сельскохозяйственную или технологическую сферу - сферу производства или овладение гуманитарными профессиями для обслуживания производственно-технологической сферы.

Специфика трудовой школы четко реализуется сквозной вертикалью предмета “Технология”. Данный предмет призван формировать основы технологической культуры. Эта специфика поддерживается как вариативными курсами учебного плана, так и дополнительным образованием. Специфика школы будущего также реализуется за счет вертикали предметов естественно-научного цикла (окружающий мир, природоведение, физика, химия, биология, физическая география) и учебных курсов “Культура земледелия”. Культурологическая линия обеспечивается реализацией предметов гуманитарного цикла, с учетом национально-регионального содержания образования (предметы “Татарский язык” и “Татарская литература”). Вертикальная линия здоровьесбережения реализуется за счет уроков физической культуры и ОБЖ, внедрения здоровьесберегающих технологий обучения. Все вышеуказанные вертикали преемственно и содержательно интегрированы с системой дополнительного образования. Образовательный процесс строится на основе использования современных информационных технологий с широким использованием проектных и исследовательских методов в технологической, социальной и природоохранной сферах деятельности.

Целью начальных классов является обеспечение усвоения учащимися прочного фундамента знаний и умений, необходимых для дальнейшего успешного обучения. Основная форма деятельности сельской школы будущего в начальных классах – это уроки “под голубым небом”, направленные на знакомство с окружающей средой, участие в ее преобразовании и благоустройстве.

В основной школе (5-7-е классы) происходит первичная рефлексия собственных склонностей и способностей, для чего расширяется зона выбора. Вариативный компонент развивает линию, обозначенную на I ступени обучения. Здесь усиливается и социально-технологическая направленность путем введения в образовательный процесс практико-ориентированных методов обучения, элементов учебно-исследовательской и проектной деятельности. Учебные курсы по “Культуре земледелия” в 5 классе - “Цветоводство”, 6 классе – “Овощеводство по Миттлайдеру”, 7 классе – “Плодово-ягодные культуры”.

В 8-9 классах начинается профессиональная ориентация учащихся относительно выбора траектории получения образования и сферы будущей профессиональной деятельности. Содержание учебных программ 8-9 классов отчетливо акцентирует технологическую и экологическую направленность обучения за счет интеграции урочных и внеурочных форм организации образования. Учащиеся проходят учебные курсы в 8 классе “Тепличное хозяйство”, в 9-ом – “Ландшафтный дизайн”. В 9 классе осуществляется информирование школьников о современном состоянии рынка труда, познание учениками индивидуальных особенностей и интересов, осуществление профессиональных проб, способствующих осознанному выбору профиля обучения в старшей школе (за счет разнообразных по тематике курсов по выбору учащихся). Таким образом, к выпуску из 9-го класса выпускник получает фундаментальную подготовку и укрепляет здоровье, а также способен спроектировать индивидуальную траекторию пути получения профессионального образования.

На старшей ступени предполагается формирование основ технологической и экологической культуры, проводятся учебные курсы по предметам “Трактороведение”, “Экономика”, “Учебно-исследовательские и проектная деятельность”, которые дополняются разнообразными по тематике элективными курсами в соответствии с интересами учащихся.

Курсы по выбору (9 класс) – расширяют информационное поле выпускника по экоагротематике: “Экологическое питание” (биология); “Уроки истории в саду” (история); “Экология быта” (химия); “Сельский уклад жизни татар” (родная литература); “Земельные и водные ресурсы Березниковского поселения” (география); “Родные напевы” (музыка); “Бизнес-планы по огородничеству” (экономика); “Аграрная Россия” (информатика); “Твоя профессиональная карьера” (технология).

Элективные курсы (10-11 класс) направлены на формирование устойчивого интереса к профессии земледельца. Их тематика: “Экология и мы”, “Прикладная химия”, “Мой уютный дом”, “Ландшафтная архитектура”, “Мир и человек”, “Основы исследовательской, творческой и проектной деятельности учащихся”, “Приватизация по российский”, “Коммерческая география”, “Трактороведение” и др.

Новизна предлагаемых видов деятельности в том, что в них заложен механизм развития, и они носят индивидуальный характер. Участник природоохранной и трудовой деятельности сам проектирует свои действия, своей семьи, вступая в сотрудничество с другими, чтобы сделать лучше. Это отработка привычки самообслуживания в природной среде, в самообеспечении человека питанием, заботливого отношения к окружающему миру.

Школьник получит знания по обработке земли на уроках, курсах, кружках, на практике в “Яблоневом саду”, апробирует выбранные технологии в летний период на “бизнес-сотках” в собственном огороде, вырастит первый урожай (а таких урожаев за период обучения будет не менее пяти), выйдет с выращенной продукцией на рынок сбыта. Появятся первые деньги, на собственном столе появится продукция, выращенная собственным трудом: с 5 класса планируется производственная практика на товарных садах-огородах, обучение составлению Бизнес-плана, реализация его как курсовой работы (10-11 классы), создание в личном подворье товарного сада-огорода с выходом на рынок сбыта.

Организация внеучебной деятельности.

Учебные курсы “Культура земледелия” спланированы для детей и их родителей для формирования устойчивого интереса и престижности к профессии земледельца. Тематика родительского лектория такова: “Народные традиции в трудовом воспитании” (1-4 кл.), “Садовый дизайн” (5-7 классы), “Ландшафтный дизайн” (8-9 классы), “Проектная культура” (10-11 классы).

Рамки инновационной деятельности “Личность. Природа. Деятельность” выходят за территорию школы. С 2007 года школа организует семейные конкурсы: “Мини-питомник на подоконнике”, “Лучшая бизнес-сотка”, “Сад-2007”, конкурс фотоэтюдов “Цветочный рай”, “Чистый двор”, поселенческий конкурс “Чистая улица”. Итоги конкурсов подводятся в сентябре на традиционном празднике урожая “К земле с любовью и наукой”, который проводится в Березниковском КДК с участием сельских жителей.

Учебно-производственная практика (или профессиональные пробы) предполагает обучение и практическую деятельность юных земледельцев на пришкольном участке, товарных-садах огородах сельских земледельцев, бизнес-сотках учащихся и летнюю производственную практику

Профессиональные пробы – это обучение и воспитание учащихся с 1 по 11 классы согласно циклограмме деятельности экспериментальной площадки. На пришкольном участке и яблоневом саду учащиеся пробуют новые знания и умения, получают навыки по современному ведению земледелия. Сформированы 4 постоянные разновозрастные отряда, за которыми закреплены делянки на яблоневом саду. На собственной делянке школьники с 1-го класса проходят все операции, связанные с посадкой, уходом за плодово-ягодными культурами. На пришкольном участке учащиеся пробуют себя в роли овощевода, цветовода и т.д. Такой подход позволяет соблюдать принцип преемственности между классами. Новые знания, умения и навыки работы на земле транслируются далее на товарные-сады огороды. Школой заключены договора с владельцами пяти товарных садов-огородов, которые занимаются тепличным хозяйством, овощеводством по Миттлайдеру, плодоводством, цветоводством, вермикультивированием. Учащиеся проходят производственную практику на товарных садах-огородах и познают весь процесс прибыльного хозяйствования на земле.

Далее дети используют свои новые знания, умения и навыки по земледелию на своих огородах, которые мы назвали “бизнес-сотками”. Семья выделяет своему ребенку участок земли, вместе с ним составляет бизнес-план развития огорода. Производит посадку, выращивает урожай, реализует его, отчитывается перед классным собранием и получает оценку в “Портфолио ученика”.

Летняя производственная практика предполагает реализацию социально-культурных проектов по разным направлениям, как ученических, так и созданных нашими педагогами в рамках деятельности летнего трудового лагеря труда и отдыха, детских площадок по месту жительства детей, на бизнес-сотках. В 2005-2007 гг. были реализованы проекты: “Яблоневый сад на пустыре”, “Лучше синица в руках”, “С русским языком в будущее”, “Цветочный калейдоскоп” - проект учащихся 5 класса, бизнес-проект учащегося 6 класса по выращиванию моркови и др..

Общее дело, которое объединяет детей, педагогов и родителей привело к организации детско-взрослого сообщества “Друзья земли” (основан в 2006 г.), которое организует и руководит общественной трудовой и природоохранной деятельностью членов сообщества на территории Березниковского поселения.

Участие в конкурсах исследовательских и творческих работ, социально-культурных проектов. Тематика работ учащихся ориентирована на изучение сельского уклада жизни местного населения, на возрождение и сохранение национальных традиций, на охрану и преобразование окружающего мира. Проектная деятельность обучает учащихся вхождению в местное сообщество как самостоятельного труженика, способного обустроить свою жизнь достойно.

Критерии оценки результативности реализации Программы развития школы.

  • реализация целевого проекта в соответствии с целями и задачами, ежегодный анализ выполнения плана работы;
  • благоприятный психологический климат в школе (свобода выбора сочетается с психологической комфортностью, чувством личной защищенности);
  • доброжелательный характер взаимоотношений всех участников образовательного процесса (выражается в возможности самоутверждения, самовыражения, самореализации, в способности понимать и принимать других);
  • успешность в деятельности (определяется высокой степенью активности всех участников образовательного процесса, удовлетворенности результатами своей деятельности);
  • повышение качества образования;
  • сформированность технологической и экологической культур у учащихся в школе;
  • положительная динамика успешности социализации выпускников школы;
  • создание воспитательной системы;
  • системность и наличие школьных традиций;
  • повышение профессиональной квалификации педагогов;
  • наличие системы работы с родителями и в социуме;
  • наличие школьного ученического самоуправления;
  • наличие современной нормативно-правовой базы, контроль за её соблюдением;
  • наличие единого информационно-методического банка данных по вопросам образования, его периодическое обновление;
  • создание единой системы непрерывного образования, включая систему дополнительного образования;
  • успешное участие в российских, региональных и муниципальных конкурсах, научно-практических конференциях;
  • успешное участие в межведомственных проектах социально-культурной тематики, проведение межведомственных районных творческих конкурсов, спортивных соревнований и праздников.

Ожидаемые результаты реализации Программы развития школы.

  1. Повышение качества образования.
  2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров.
  3. Формирование технологической и экологической культуры школьника, успешная социализация выпускников школы в местном сообществе.
  4. Координация процессов воспитания и обучения в рамках единого образовательного пространства, повышение уровня воспитанности учащихся.
  5. Наличие нормативно-правового и методического обеспечения инновационной (экспериментальной) деятельности по трудовому воспитанию и экологическому образованию по теме “Личность. Природа. Деятельность”.
  6. Рост числа родителей, заинтересованных в сотрудничестве семьи и образовательного учреждения по созданию развивающей среды для детей.
  7. Повышение роли органов государственно-общественного управления в соуправлении школой путем активизации деятельности органов ученического и родительского самоуправления.
  8. Укрепление материально-технической базы школы по направлениям развития школы.