Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
В связной речи отражается логика мышления ребенка его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие.
Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему. При пересказе точно передают сюжет, используют разнообразные языковые средства.
При проведении логопедического обследования нами было выявлено, что при составлении описательного рассказа дети с ОНР испытывают затруднения:
- в выделении главных признаков и свойств предмета;
- в установлении последовательности в изложении выявленных признаков;
- с удержанием в памяти этих признаков.
При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, “теряют” действующих лиц. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, недостаточно общаются с сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые действия. Это обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи.
Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
При проведении занятий по развитию связной речи мы используем вспомогательные средства. При подборе этих средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.
Одним из таких факторов, является использование мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
На значимость моделирования плана высказывания, указывал известный психолог Л.С.Выгодский, а также педагоги В.К.Воробьева и В.П.Глухов.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения составлению рассказа и пересказу. Используем мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи при:
- воспроизведении рассказа составленного по демонстрируемым действиям;
- составление описательного рассказа;
- составление рассказа по сюжетной картинке.
В таблице используется символы – рисунки, обозначающие различные признаки предмета явления или процесса.
Например:
- знак вопроса. Дети называют предмет или объект.
- цвет. Дети рассказывают о цвете предмета по нарисованным цветовым пятнам.
- человек. Дошкольник объясняет, для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нем заботиться или как человек его использует.
- контур деталей предмета. Обозначаются детали предмета, и ребенок перечисляет из каких частей состоит предмет.
- силуэт предмета со знаком вопроса внутри. Дети называют материал, из которого предмет сделан, и его составные части.
- рука. Ребенок рассказывает, какие действия совершают с этим предметом.
Детям с моторной алалией на занятиях по связной речи, предлагаем мнемодорожки, в которых окошки открываются постепенно, чтобы не отвлекать внимание.
Для достижения большего обучающего эффекта отработанный и дополнительный материал закрепляется на индивидуальных занятиях.
Литература:
- Войкова С.В. “Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников”.
- Болынева Т.В. “Учимся по сказке”.
- Ткаченко Т.А. “Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников”.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста”.
- Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.