Цель: вызвать эмоциональный отклик у детей и желание участвовать в драматизации сказки «Рукавичка», создать благоприятную атмосферу для раскрытия индивидуальных творческих способностей детей.
Деятельность проведена в соответствии с комплексно-тематическим планированием, которое определяет содержание «Образовательной программы ДОУ», разработанной и ориентированной на государственные стандарты и базисную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Гербовой, Васильевой, Комаровой, где в разделе «Ручной труд» стоит задача обучения детей различным приемам работы с бумагой.
Музыкальный материал сказки был адаптирован для детей логопедической группы и подбирался в рамках изучаемой темы, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Весь речевой материал подобран в рамках системы занятий, которые направлены на коррекцию речевых и неречевых психических процессов, согласован с учителем – логопедом данной группы.
Нами была выбрана одна из форм интегрированного подхода – интегрированное занятие, которое объединило продуктивную и театрализованную деятельность.
В результате сложилась художественно-эстетическая интеграция, механизмом которой явился образ, созданный детьми в разных видах деятельности: в театрализованной деятельности, продуктивной деятельности;
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
- продолжать учить детей складывать игрушки в технике оригами, используя пооперационную карту;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- развивать у детей умение драматизировать сказки с использованием доступных средств выразительности (мимика, жесты, движения);
- формировать у детей певческие умения и навыки;
- продолжать учить детей согласовывать движения с характером музыкального произведения, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности;
- расширять активный словарь детей, совершенствовать умение подбирать однокоренные слова к слову «зима».
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- развивать эмоциональное воображение, произвольность и регуляцию поведения;
- развивать зрительно-моторные координации;
- речь и речевую выразительность;
- развивать у детей диалогическую речь в различных ситуациях общения;
- мелкую моторику пальцев рук, точные движения пальцев, глазомер;
- самостоятельность и художественно-творческие способности в продуктивной деятельности;
- совершенствовать трудовые навыки работы с бумагой, ножницами, клеем.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, желание выступать, согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);
- совершенствовать коммуникативные навыки, установление межличностного доверия, развитие эмпатии и интереса к партнерам по общению;
- создать благоприятную атмосферу для раскрытия индивидуальных творческих способностей детей;
- воспитывать интерес к искусству оригами;
- воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца;
- создать для детей атмосферу дружбы и добра в ходе театрализовано-игровой деятельности, эмоционально-позитивное настроение;
- воспитывать чувство коллективизма в работе над рукописной книгой «Рукавичка».
Предварительная работа:
- чтение сказки «Рукавичка», беседа по содержанию, пересказ по ролям, заучивание художественного текста для постановки украинской народной сказки, сценарий Олеси Емельяновой;
- рассматривание иллюстраций к сказке, характеристика персонажей – героев сказки;
- просмотр мульфильма «Рукавичка», Презентации PowerPoint к сказке;
- рисование зимнего пейзажа, персонажей сказки, используя разные изобразительные техники;
- иллюстрирование рукописной книги «Рукавичка»;
- изготовление фигурок диких животных в технике оригами, используя пооперационные карты;
- отгадывание загадок с использованием поделок к сказкам, заучивание стихов о животных;
- рассказ воспитателя о жизни диких животных в зимнее время;
- рассказы о животных, используя свою поделку;
- пальчиковые игры: «Собачка», «Кошечка», «Лисичка-сестричка», используя поделки оригами;
- упражнение на согласование речи с движением «Строим дом»;
- комплексы артикуляционных упражнений, дыхательной гимнастики;
- психогимнастические упражнения и этюды для развития мимической культуры, для отражения детьми эмоционального состояния героев сказки;
- упражнения на формирование у детей певческих умений и навыков.
Материал и оборудование: материал для изготовления поделок - бумага, ножницы, клей, фломастеры, по-зимнему украшенный зал, макет рукавички, шапочки мышки, зайца, лисы, волка, кабана, медведя, собачки, диск со звуками природы.
Ход занятия
Воспитатель: У нас сегодня с вами удивительное занятие, на него пришли посмотреть и наши гости, давайте с ними поздороваемся. (Здороваются).
Воспитатель:
Вот уж месяц снег идёт,
Скоро встретим Новый год,
В снежной спячке вся природа.
Подскажите время года?
Зима
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Семейка слов», даю вам слово «зима».
Дети: Зимушка, зимовать, зимовье, зимний и т.д.
Воспитатель: Вспомните русские народные сказки, где героями были: Медведь, лиса, волк, заяц, мышь, лягушка?
Дети: «Теремок»
Воспитатель: Заяц, волк, медведь, лиса?
Дети: «Колобок»
Воспитатель:
Случаются в лесах
Занятные чудеса!
Эта сказка-невеличка
Про зверей и рукавичку.
Воспитатель: Скажите, мне о какой сказке идет речь? Правильно, о сказке «Рукавичка», перечислите героев этой сказки (Мышка, Зайчик, Лисичка, Волк, Кабан, Медведь, Собака).
По лесу старик гулял,
Рукавичку потерял –
Рукавичку новую,
Теплую, пуховую.
Воспитатель: А сегодня предлагаю вам закончить рукописную книгу и заселить ее страницы героями, которые мы сейчас сделаем своими руками, используя знакомую вам технику – оригами.
В работе вы можете пользоваться пооперационной картой и не забывать о правилах оригамистов.
Дети конструируют фигурки главных героев сказки «Рукавичка» и оформляют рукописную книгу.
Воспитатель:
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок….
По лесу старик гулял,
Рукавичку потерял –
Рукавичку новую,
Теплую, пуховую.
Из-за деревьев появляется Мышка.
Мышка:
Я под кустиком сижу
И от холода дрожу.
Рукавичка – это норка!
Побегу я к ней с пригорка –
Это норка новая,
Теплая, пуховая!
Мышка бежит к рукавичке и прячется в ней. На полянке из-за деревьев появляется Зайчик.
Воспитатель-рассказчик:
Прыгал зайчик вдоль опушки,
У него замерзли ушки.
Зайчик:
И куда теперь мне деться,
Где несчастному согреться?
Зайчик подбегает к рукавичке.
Зайчик:
Кто внутри – зверек иль птичка?
Есть кто в этой рукавичке?
Мышка выглядывает из рукавички.
Мышка: Это Мышка-поскребушка!
Зайчик: Ты пусти меня, норушка!
Очень мерзнет Зайчик,
Зайчик-побегайчик!
Все вместе: (мышка и зайчик)
Нам обоим места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
Мышка и Зайчик прячутся в рукавичку. На полянке появляется Лисичка.
Лисичка:
Ой, спасите, дед Мороз
Укусил меня за нос,
По пятам за мной бежит –
Хвост от холода дрожит!
Отвечайте вы лисичке,
Кто ютится в рукавичке?
Из рукавички выглядывает Мышка.
Мышка:
Я вот Мышка-поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.
Зайчик:
Я вот Зайчик-побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
Лисичка:
Пожалейте вы лисичку
И пустите в рукавичку!
Все вместе: (мышка, зайчик, лиса)
Нам троим здесь места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
Зайчик и Лисичка прячутся в рукавичку. На полянке из-за деревьев появляется Волк.
Волк:
На луну я ночью выл
И от холода простыл.
Громко серый волк чихает –
Зуб на зуб не попадает.
Эй, честной лесной народ,
Кто, скажите, здесь живет?
Из рукавички выглядывает Мышка.
Мышка:
Я вот Мышка-поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.
Зайчик:
Я вот Зайчик-побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
Зайчик прячется, из рукавички выглядывает Лисичка.
Лисичка:
Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!
Волк:
Вы меня пустите жить,
Вас я буду сторожить!
Все вместе:
Четверым здесь места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
Волк и Лисичка прячутся в рукавичку. На полянке появляется Кабан.
Кабан:
Хрю! Совсем замерз бочок,
Мерзнут хвост и пятачок!
Рукавичка эта кстати!
Из рукавички выглядывает Мышка.
Мышка: Места здесь тебе не хватит!
Кабан: Влезу я уж как-нибудь!
Мышка и Кабан прячутся в рукавичку. Из рукавички выглядывает Лисичка.
Лисичка: Тесно здесь! Ну, просто жуть!
Лисичка снова прячется в рукавичку. Выходит Медведь.
Медведь:
Мерзнет Мишка косолапый
Мерзнет нос и мерзнут лапы.
Нету у меня берлоги!
Что тут, посреди дороги?
Рукавичка подойдет!
Кто, скажите, в ней живет?
Из рукавички выглядывает Мышка, Зайчик, Лисичка, Волк, Кабан.
Мышка:
Я вот Мышка-поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
Зайчик:
Я вот Зайчик-побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
Лисичка:
Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!
Волк:
Здесь еще живет волчок,
Теплый серенький бочок!
Кабан:
Ну а я кабан-клыкан,
Рукавичку залезан!
Медведь:
Что-то вас тут многовато,
Я залезу к вам, ребята?
Все звери: Нет!
Медведь: Да я уж как-нибудь!
Медведь прячутся в рукавичку. Из нее выглядывает Лисичка.
Все звери: Негде здесь уже чихнуть!
Лисичка снова прячется в рукавичку. Из нее выглядывает Мышка.
Мышка: Такой большой, а невоспитанный такой! Мышка прячется в рукавичку
Воспитатель – рассказчик:
Тут хватился дед пропажи –
Псу велел назад бежать,
Рукавичку отыскать!
Из-за деревьев справа появляется Собака и бежит к рукавичке.
Собака:
Гав-гав-гав! Так вот она!
За версту она видна!
Эй вы, звери там иль птицы,
Быстро брысь из рукавицы!
Если в ней кого застану,
Очень громко лаять стану.
Тут же дед с ружьем придет,
Рукавичку отберет!
Из рукавички по очереди выскакивают звери и скрываются в лесу.
Воспитатель-рассказчик:
Звери очень испугались,
В рассыпную разбежались,
Схоронились кто куда,
И лишились навсегда
Рукавички новой
Теплой и пуховой!
Воспитатель: Ребята, на дворе зима, а наши звери остались без жилища, давайте мы для них построим дом.
Проводится логоритмическое упражнение: Картушиной:
Тук-ток, тук-ток,
Застучал молоток
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом!
С окнами большими,
Ставнями резными.
Тук-ток, тук-ток,
Замолчал молоток.
Вот готов новый дом,
Будут жить зверята в нем!
Воспитатель:
Пришло время расставаться
И с героями прощаться,
Но не будем унывать,
Сказку будем в гости ждать.
Все артистами сегодня побывали,
Сказку «Рукавичку» показали,
Все старались, были молодцы,
Похлопаем друг другу от души.
Воспитатель: На этом наше удивительное занятие закончилось, спасибо вам, ребята. До свиданья, гости дорогие.