Данный цикл занятий имеет коррекционно-развивающую направленность.
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Анализ консультативной практики свидетельствует, что подобная тревожность – один из предвестников невроза, и что работа по ее преодолению крайне необходима.
Переход из начальной школы в среднее звено считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе – это труднейший период школьного обучения. Для успешного преодоления этой потенциальной проблемной ситуации пятиклассник должен обладать рядом психологических качеств, которые позволят ему легче адаптироваться к новым условиям учебной деятельности. На сегодняшний день исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности. Отмечается увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Проблема школьной тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма актуальной.
Основными структурообразующими факторами, влияющими на развитие тревоги у школьников, по результатам диагностики тревожности учащихся, являются: “страхи и проблемы с учителями”, “страх ситуации проверки знаний”, “страх самовыражения” и “страх не соответствовать ожиданиям окружающих”. Для успешного преодоления этой потенциальной проблемной ситуации пятикласснику необходимо обладать навыками конструктивного взаимодействия с учителями и одноклассниками, а так же рядом психологических качеств, которые позволят ему легче адаптироваться к новым условиям учебной деятельности. С этой целью мы разработали и предлагаем к рассмотрению цикл тренинговых занятий для младших подростков с повышенным уровнем тревожности.
Участники: подростки 9-11 лет.
Цель занятий: снижение уровня школьной тревожности младших подростков при переходе из начальной ступени в среднее звено.
Задачи.
- Снятие психического и эмоционального напряжения.
- Развитие лучшего понимания себя и других.
- Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности.
- Формирование коммуникативных и социальных навыков.
- Создание возможности для самовыражения.
Данный цикл состоит из 10 занятий, по 2 академических часа каждое.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Численность группы -10-12 человек.
Место проведения - класс или группа.
План-сетка занятий
№ п\п | Тема занятия | Количество академических часов |
1. | Вводное | 2 |
2. | Я – путешествие внутрь себя. | 2 |
3. | Скажи мне кто твой друг? | 2 |
4. | Трудный путь к общению. | 2 |
5. | Удивительный мир эмоций. | 2 |
6. | Чувства и ощущения. | 2 |
7. | Столкновение с “огнём”. | 2 |
8. | Освобождение пленника. | 2 |
9. | Сила внутреннего Я. | 2 |
10. | Я в мире людей. | 2 |
Всего | 20 |
Занятие 1. Вводное
Постановка проблемы. Начало работы - очень ответственный этап. Участники в большинстве своем еще не сталкивались с тренинговой формой работы, поэтому им необходимо продемонстрировать, как можно и как не следует вести себя на занятиях. Многие недоумевают: для чего вообще нужны эти занятия, поэтому важно донести для них информацию о том, зачем происходящее нужно именно им. Некоторые подростки отрицательно относятся к любым мероприятиям, проводимым в учебном заведении, и тогда задача психолога показать им, как это интересно.
Занятие посвящено:
- информированию учащихся о целях работы,
- формированию мотивации для работы на протяжении всего цикла занятий,
- знакомству участников между собой и с ведущим,
- совместному определению правил работы в группе.
Цель занятия: знакомство с группой, демонстрация модели поведения на занятиях; информирование группы по основным вопросам, связанным с программой; формирование мотивации к работе по программе.
Начало работы.
Работа начинается с представления ведущего. Ведущий, рассказывает о себе, о своих профессиональных интересах и взглядах, о своем первом впечатлении от группы; в общих чертах говорит о целях и форме организации занятий. Затем следует представление участников группы.
1. Упражнение “Давайте познакомимся”.
Цель: знакомство, погружение в атмосферу тренинга.
Необходимый материал: мяч
Техника проведения: предлагается всем познакомиться. Игрушка (мяч) передается друг другу. Когда мяч оказывается в руках участника нужно называть свое имя и рассказывать о том, что он готов сообщить о себе.
2. Разминка “Менялки”.
Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие внимания.
Необходимый материал: стулья.
Техника проведения: по хлопку ведущего участники меняются местами (те, у кого темные волосы, светлые глаза, брюки, пиджаки и т.д.). Кто не успеет занять место, выбывает из игры.
3. Игра “Передай рисунок”.
Цель: развитие группой сплоченности, слаженности действий, умения поддержать и почувствовать другого, творческой активности, воображения.
Необходимый материал: наборы карандашей и листы бумаги по количеству участников, аудиоаппаратура, аудиозаписи ритмичной, веселой музыки.
Техника проведения: Дети садятся по кругу. Каждый берет карандаш понравившегося цвета и лист бумаги. Как только заиграет музыка, дети начинают рисовать то, что захотят. По хлопку ведущего они передают свой незаконченный рисунок и карандаш соседу слева и т.д. После того как листы обошли круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить получившиеся рисунки. Затем оформляется выставка рисунков. Проводится тайное голосование и выбирается лучшая работа.
4. Упражнение “Выработка правил группы”.
Цель: демонстрация демократичного и безопасного стиля общения, выработка правил групповой работы.
Необходимые материалы: листы бумаги, фломастеры, ватман, маркеры.
Техника проведения: каждый из участников вырабатывает свои предложения, затем все участники обсуждают проблему и вносят свои изменения. Группой формируются правила, смысл которых должен отражать следующее:
- уважительное отношение друг к другу,
- активное участие,
- право сказать “стоп” в любой момент занятия,
- соблюдение правила “Я- высказывания”.
Правила группы позволяют каждому участнику чувствовать себя в группе комфортно и безопасно, а группе в целом – активно и эффективно работать на занятиях. Правила вывешиваются на самом видном месте в помещении.
5. Релаксация “Тряпичная кукла”.
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Техника проведения: ребятам предлагается представить себя ватной куклой и повторять за ведущим те движения, которые он будет показывать.
“У куклы мягкая, мягкая шейка. Головка падает (легко и свободно опускаем голову на грудь, подбородок касается груди).
У неё мягкие, мягкие плечики (расслабляем мышцы плеча).
У неё мягкие, мягкие ручки (руки свободно и расслаблено висят вдоль тела).
У неё мягкая спинка (расслабляем мышцы спины).
У неё мягкий животик (расслабляем мышцы живота).
Дышите свободно и легко.
У неё мягкие ножки, которые совсем её не слушаются (расслабляем мышцы ног).
Дышите легко и свободно. Попробуйте так походить.
Замечательная куколка!
Давайте снова станем детьми!
Понравилось вам?”
6. Завершение работы.
Цель: подведение итогов занятия.
Техника проведения: группа высказывается на темы:
- Что нового произошло за время занятия?
- Что удивило, оказалось неожиданным?
Занятие № 2
Тема: Я – путешествие внутрь себя.
Цель занятия: развитие способности к парному взаимодействию, обучение приемам активного слушания, навыкам самопрезентации и обмена информацией.
1. Упражнение “Приветствие”.
Цель: создание благоприятного эмоционального настроя на дальнейшую работу в группе.
Необходимые материалы: мягкая игрушка.
Техника проведения: ребятам предлагается сесть в круг. Участники должны передавать друг другу мягкую игрушку разными способами.
2. Разминка “Юные журналисты”.
Цель: развитие способности к парному взаимодействию, обучение приемам активного слушания.
Необходимые материалы: листы бумаги, ручки.
Техника проведения: детям предлагается разделиться на пары по желанию. В паре распределяются роли. Один участник берет на себя роль журналиста, который будет расспрашивать собеседника о нём самом, другой роль человека у которого берут интервью, и он должен будет рассказать о себе. Затем журналист и рассказчик меняются местами. Вопросы дети придумывают сами. В случае затруднений, ведущий помогает работе детей в парах. На следующем этапе задания журналисты представляют группе итоги своих интервью. Главное, чтобы рассказ о собеседнике был интересным и показывающим его с лучшей стороны.
3. Упражнение “Я такой, каким меня еще никто не знает!”
Цель: обучение приёму самопрезентации.
Необходимые материалы: листы для рисование формата А4, А3, краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, клей, газеты и журналы, цветная бумага, ножницы.
Техника проведения: ребятам предлагается создать свой фантазийный образ, используя желаемые материалы для творчества. Затем оформляется галерея портретов. Каждый из участников рассказывает о своей работе. Организуется обсуждение работы в группе.
4. Релаксация “Шарики”.
Цель: снятие телесных зажимов.
Техника проведения: ребята представляют, что в животе у них воздушный шарик, представляют, какого он цвета. При вдохе медленно надуем наши шарики как можно больше, а затем медленно их сдувают, втягивая животы.
5. Игра “Соедини сердце”.
Цель: развивать умение понимать партнера, слышать и слушать его, работать в паре.
Необходимые материалы: коробка, заготовки половинок сердечек из цветной бумаги или картона.
Техника проведения: группа разбивается на пары следующим образом: каждый достаёт из коробки половинку сердечка, и те, у кого половинки совпадут, образуют пару. На получившихся сердечках написаны слова, которые вам предстоит изобразить при помощи мимики, жестов, поз и др. способами не пользуясь речью. Все пары по очереди показывают свои заготовки группе, затем все вместе обсуждают увиденное.
6. Завершение работы. Упражнение “Солнышко дружбы”.
Цель: создание благоприятного эмоционального настроя в группе, развитие эмпатии.
Техника проведения: Участники встают в круг. Каждый участник протягивает одну руку в середину круга, а другую руку в противоположную сторону. Участники поочереди соединяют руки в середине круга.
Литература
- Лютова Е. К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000. – 190 с.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова; под общей ред. М.Р. Битяновой – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.
- Прихожан А.М. Под гнетом школьных требований / Школьный психолог. – 2001, № 12.
- Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / Психологическая наука и образование. – 1998, № 2.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика / Школьный психолог. – 2002, № 4.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.
- Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. – Вопросы психологии, 2001, № 5.