Пояснительная записка.
Актуальность модуля «Психология выбора профессии» состоит в том, что в процессе перехода экономики нашей страны к рыночной экономике, реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях. Для того чтобы выдержать профессиональную конкурентную борьбу и достичь поставленных целей, российским учащимся необходимо ознакомиться с большим спектром профессий и соотнести свои возможности и способности с необходимыми требованиями профессий.
В связи с необходимостью интеграции молодёжи в современные социально-экономические условия, а так же для реализации государственной программы профильного и предпрофильного образования учащихся, большое значение имеет данный вид дополнительного образования.
Предлагаемая программа представлена как самостоятельный элективный курс дополнительного образования старшеклассников, раскрывающая основы выбора профессии.
Главным в программе является познание собственного «Я», своих способностей, возможностей. Соотнесение мечты и реальности, систематизация ВУЗов соответственно поставленной цели. Формирование внутренней мотивации выбора профессии. Программа рассчитана на 2 года по 17 часов в 8 и 9 классах, что способствует плавной смене ведущего вида деятельности.
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения:
уроки, деловые игры, практикумы, уроки-защиты, тематические задания, творческие работы, экскурсии и самостоятельная работа, а так же решение тестов, проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, которая включает поиск дополнительной литературы, осмысление и анализ фактов.
В основу модуля положена программа Резапкиной Г.В. «Я и моя профессия» Программа профессионального самоопределения для подростков. Использованы «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения» Пряжникова Н.С.
Цели элективного курса:
Изучение психологии выбора профессии направлено на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, понятийного образа мышления; потребности в получении знаний в аспекте выбранной профессии, повышение интереса к изучению других учебных дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за принятые решения; уважение к труду;
- овладение умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения; работать в коллективе; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения профессиональных проблем;
Образовательной целью данной программы является формирование у старшеклассников знаний по психологии выбора профессии и основных понятий связанных с ней, понимание профессиональных перспектив, а так же применение полученных знаний на практике.
Задачи элективного курса:
- Освоение учащимися знаний по теории психологии;
- Овладение умениями разумного выбора различных источников информации, навыкам профессионального поведения;
- Анализ собственных ресурсов (интересы, способности, особенности личности);
- Осознание потенциальных несоответствий личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий;
- Развитие логического и критического мышления, творческих способностей, толерантности, коммуникативных умений;
- Воспитание важнейших качеств личности: творческого подхода к решению проблем, целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности и самостоятельности, а так же организованности и уверенности;
- Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
Возраст учебной группы: 14–16 лет.
Вид учебной группы: постоянный состав.
Занятия: групповые.
Форма обучения: программой предусмотрено различное сочетание форм и методов обучения: уроки – деловые игры, практикумы, уроки-защиты, тематические задания, творческие работы, экскурсии, самостоятельная работа, а также решение тестов, задач, проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач.
Количество учащихся: 10–15 человек в группе.
Срок реализации программы: в 8 кл. -17 часов, в 9 кл. – 17 часов.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительностью 1 час.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает систематизацию у учащихся общеучебных умений и навыков в аспекте профессионального самоопределения, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для этого объединения являются:
- Объяснение изучаемых положений с максимально широким использованием конкретных примеров;
- Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации;
- Умение обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели;
- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;
- Работа с тексами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ;
- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- Владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Программа призвана помочь осуществлению школьниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения:
Результаты изучения курса психологии выбора профессии соответствуют требованиям для реализации государственной программы профильного и предпрофильного образования учащихся.
Развиваются потребности в получении знаний в аспекте выбранной профессии. Повышается интерес к изучению других учебных дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.
Воспитывается ответственность за принятые решения; уважение к труду.
Учащиеся овладевают умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения; работать в коллективе.
Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения профессиональных проблем.
Формы контроля за уровнем достижений учащихся:
Контроль за уровнем достижений учащихся предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученных знаний в виде бесед и тестирования, так и в большей степени проверку освоения умений. Для этой цели в программу заложено использование таких форм контроля за уровнем достижений учащихся, как оценка работы в малых группах, участие в мозговых штурмах, деловых играх, тренингах, контроль выполнения проекта и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций. Система оценки предлагается накопительная.
Учебно-тематический план занятий
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
I. Кем стать после школы 8 класс | 4 | |
1 | 1. Проблемы выбора. Участие в окружных конкурсах. «Социальная реклама», «Если б я был главой управы» | 1 |
2 | 2. Личностные регуляторы выбора профессии | 1 |
3 | 3. Этапы освоения профессией и уровни способностей | 1 |
4 | 4. От самопознания к самореализации | 1 |
II. Выбор профессии | 7 | |
5 | 1. Свойства нервной системы | 1 |
6 | 2. Эмоциональное состояние и проблемы саморегуляции | 1 |
7 | 3. Особенности мышления, памяти и внимания | 1 |
8 | 4. Типы личности в аспекте профессиональной деятельности | 1 |
9 | 5. Способности и профпригодность | 1 |
10 | 6. Юридическую консультацию, тестирование, просмотр вакансий в Центре профессиональной занятости молодежи «Полюс». Организованный выезд. | 1 |
11 | 7. Личный профессиональный план | 1 |
III. Навыки самопрезентации | 7 | |
12 | 1. Уверенное и неуверенное поведение | 1 |
13 | 2. Резюме. Виды и особенности | 1 |
14 | 3. Собеседование. Виды и особенности | 1 |
15 | 4. Проектная работа «Особенности моей профессии» | 1 |
16 | 5. Ролевая игра «Интервью» | 1 |
17 | 6. Портфолио – коллекция достижений, активная позиция школьника | 1 |
18 | 7. Профессиограмма моей профессии. Творческое задание. | 1 |
9 класс | ||
1 | Мир профессий. Анализ и систематизация ВУЗов. Таблица | 1 |
2 | Ценностно-нравственный активизирующий опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)» | 1 |
3 | Ценностно-нравственный активизирующий опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)» (продолжение) | 1 |
4 | Опросник-шутка «Мода-1» | 1 |
5 | Жизненные ценности. Опросник «Как поживаешь?» | 1 |
6 | Игра «Человек – профессия» | 1 |
7 | Соотношение внешней характеристики и образов людей. Игра «Автопортрет» | 1 |
8 | Приоритеты в профессии. Игра «Пять шагов» | 1 |
9 | Осознанное выстраивание жизненных и профессиональных перспектив. Игра «Эпитафия» | 1 |
10 | Основные смыслы трудовой жизни. «Три судьбы» | 1 |
11 | Опросник «Личная профессиональная перспектива» | 1 |
12 | Матрица профессий | 1 |
13 | Диагностика типа темперамента | 1 |
14 | Темперамент в профессиональной деятельности (продолжение) | 1 |
15 | Карточная игра профессионального и личностного самоопределения «Медоворот» | 1 |
16 | Умение соотнести реальность с мечтой | 1 |
17 | Экскурсия. Технопарк в Царицыно. | 1 |
18 | Итоговое занятия. Рефлексия. | 1 |
Литература:
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с. – (Психология для жизни).
- Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие 1.Игровые профориентационныет упражнения. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 56 с.
- Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие 2. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 80 с.
- Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. Ценностно-нравственные активизирующие опросники прфессионального и личностного самоопределения – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 64 с.
- Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 64 с.
- Журнал «Первое сентября» Школьный психолог №15. Автор Елена Карельская «Темперамент в профессиональной деятельности» Методическая разработка занятий для девятиклассника.