Пояснительная записка
Современное общество переживает глубокий кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в области нравственности и духовности. Внешкольное образование имеет возможность рассматривать образование в философско-культурологическом ракурсе.
Данная программа дает возможность рассмотреть управление с разных точек зрения:
- как возможность подготовки личностно, профессионально и социально успешных индивидов;
- как процесс инкультуризации и социализации личности, где важнейшую роль играет не столько технологический момент, сколько специфика самого материала, его глубина и духовная универсальность;
- как средство трансляции доминирующего в конкретной культуре метода познания и конструирования мира;
- как деятельность по формированию образа личности, максимально полно выражающей потенциалы человека, актуализирующего сущностные свойства личности.
В условиях информатизации производства и управления формируется новая социальная группа – когнитариат, чья сила в использовании не мускульной мощи, а интеллекта.
В основу модуля положена программа Вересова Н.Н. «Психология управления».
Цель модуля:
Формирование культуры жизнеспособности у молодежи – психологической и нравственной готовности жить и работать в быстро меняющемся мире, как способа воспитания творческой личности, сознательного субъекта социально-культурных преобразований.
Задачи модуля:
- в ходе проведения занятий установление взаимосвязи деятельности человека и его духовного мира, как способа формирования нравственной культуры личности;
- содействие формированию гуманистического мировоззрения, необходимых моральных ориентиров, гражданственности, экономической культуры, социальной культуры;
- формирование профессионального самоопределения личности в ходе специально организованной научно-практической деятельности;
- овладение знаниями организации систем управления и способами их совершенствования.
Особенностью данного курса является его интегративность – включающая в себя как традиционные, так и нетрадиционные курсы в педагогически целесообразной целостной системе.
Возраст учебной группы: 16–17 лет.
Вид учебной группы: постоянный состав.
Занятия: групповые.
Количество учащихся: 12–15 человек в группе.
Форма обучения: программой предусмотрено различное сочетание форм и методов обучения: уроки - деловые игры, практикумы, уроки - защиты, тематические задания, творческие работы.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительностью 1 час.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Основным принципом составления программы является ее практико-ориентированная направленность. Содержание курса определяют не основы общественных наук, а проблемы реальной общественной жизни.
- объяснение изучаемых положений с максимально широким использованием конкретных примеров из отечественной и зарубежной практики;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации;
- применение полученных знаний для определения управленческого рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах
- отделение основной информации от второстепенной,
- критическое оценивание достоверности полученной информации,
- передача содержания информации адекватно поставленной цели;
- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения:
Результаты направлены на реализацию деятельности в аспекте управления, оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической сфере, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Формы контроля за уровнем достижений учащихся:
Для этой цели в программу заложено использование таких форм контроля за уровнем достижений учащихся, как оценка работы в малых группах, участие в мозговых штурмах, деловых играх, тренингах, контроль выполнения проекта и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций. Система оценки предлагается накопительная.
Для итогового контроля за уровнем достижений учащихся используется участие в итоговой конференции.
Учебно-тематический план занятий
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
I. Предмет психологии управления. Личность и профессиональное самопознание менеджера. | 7 | |
1 | 1. Предмет и методы современной психологии. | 1 |
2 | 2. Основные психологические законы управления. | 1 |
3 | 3. Основные психологические законы управления (продолжение). | 1 |
4 | 4. Эффективное управление: психологические критерии. | 1 |
5 | 5. Личность руководителя: психологический портрет. | 1 |
6 | 6. Работа менеджера над собой. | 1 |
7 | 7. Работа менеджера над собой (продолжение). | 1 |
II. Психологический анализ управленческое деятельности. | 6 | |
8 | 1. Управленческая деятельность как предмет психологического анализа. | 1 |
9 | 2. Целеполагание и управленческая деятельность. | 1 |
10 | 3. Планирование и решение управленческих задач: психологические аспекты. | 1 |
11 | 4. Мотивация и стимулирование труда: психологические аспекты. | 1 |
12 | 5. Делегирование в системе управленческих действий. | 1 |
13 | 6. Психологические аспекты контроля как управленческого действия. | 1 |
III. Общение и управление. Психология управленческого общения. | 4 | |
14 | 1. Общение и управленческая деятельность: психологическая характеристика. | 1 |
15 | 2. Коммуникативная культура менеджера. Коммуникативные умения и навыки в управленческой деятельности. | 1 |
16 | 3. Совещание как вид управленческого общения. | 1 |
17 | 4. Организация и проведение переговоров. | 1 |