Цель: расширить знания учащихся об опере, на примере творчества В.А.Моцарта
Задачи:
- Обучение – формирование музыкальной культуры, овладение практическими умениями и навыками учебно-творческой деятельности: пение, слушание музыки, анализ музыкального произведения; освоение знаний о музыке – жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, связь музыки с другими видами искусства;
- Развитие – музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения;
- Воспитание – музыкального вкуса, интереса к музыкальной культуры разных стран мира, потребности в музыкальном самообразовании.
Средства обучения:
- Учебные: учебник зарубежной музыкальной литературы для школ искусств и ДШИ, энциклопедия;
- Наглядные: портрет В.А. Моцарта;
- ТСО: аудио, CD магнитофон, мультимедиа проектор, компьютер.
Литература к уроку:
- Б.В. Левик, Музыкальная литература зарубежных стран, т.3 – М., 1987.
- Детская энциклопедия т.12 Искусство – М., 1961.
- А. Сергеев, Моцарт – М., 2003.
- Л. Тарасова. Музыка в семье муз – Л., 1985.
- Энциклопедия для детей т. 7 ч. 3 – М: Аванта+, 2001.
- «100 оперных либретто» – Л., 1960.
Ход урока
Звучит I часть симфонии соль-минор
Но уж темнеет
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.
А.С. Пушкин
У: Среди многообразия музыкальных жанров, выделяется один, в котором музыка существует в дружеском союзе с театральным действием. Вы догадались, о каком жанре идет речь?
Д: Об опере!
У: Правильно! А чем отличается опера от других музыкальных произведений?
Д: Опера – сценическое музыкальное произведение, которое объединяет музыку и драму и даже включает другие виды искусства: балет, живопись и т.д.
У: Верно. «Опера – это удивительное искусство, в котором объединяются и музыка, и литература, и живопись, и хореография, и театральное актёрское мастерство. Разве это не чудо – прекрасное и удивительное!» – говорил Дмитрий Кабалевский.
Какие оперные театры вы знаете?
Д: Театр «Ла Скала» в Милане, Большой театр в Москве, Мариинский театр в Петербурге.
На экране представлены выдающиеся оперные театры мира
У: Откуда пришла к нам опера, как она появилась?
Д: Опера зародилась в Италии в конце XVI начале XVII веков. Первые оперы были поставлены на античные сюжеты. Оперы на мифологические и исторические сюжеты назывались seria – «серьёзные», а на бытовой сюжет buffa – «комические».
Мы обратимся к творчеству Вольфгана Амадея Моцарта – выдающегося австрийского композитора, сумевшего выразить в музыке бесконечное многообразие возможностей оперного искусства.
На экране портрет В.А. Моцарта
Давайте послушаем музыку.
Звучит фрагмент из увертюры к опере «Свадьбы Фигаро»
У: Каков характер прозвучавшей музыки, как она развивалась?
Д: Жизнерадостная, стремительная, светлая.
У: Правильно. Композитору удалось создать именно такое настроение. Такое музыкальное вступление к опере называется увертюра. В переводе с французского увертюра значит «открывать».
Ещё увертюра может открывать драматический спектакль, а может быть даже самостоятельным произведением. Обычно увертюра связана по смыслу со всем произведением, в ней звучат темы, которые получают в опере дальнейшее развитие. Но иногда музыка увертюры может не встречаться в самой опере. Увертюра к «Свадьбе Фигаро» одна из таких.
Давайте послушаем музыку и увидим, как представлен главный герой – Фигаро.
Звучит каватина Фигаро из I действия
Д: Музыка танцевального характера, галантная. А в средней части смелая, напористая, энергичная.
У: Действительно. Каватина – так называют небольшую оперную арию – написана в жанре галантного менуэта, и создаёт образ учтивого отношения Фигаро к барину. А вот в средней части каватины раскрывается истинный Фигаро – смелый, решительный. Образ Фигаро дополнен Моцартом в арии из первого действия.
Звучит ария Фигаро из I действия
Д: Музыка маршевого характера. Основная тема повторяется несколько раз, а в промежутках звучит лёгкая, изящная музыка, или фанфарная.
У: Правильно.Чеканная маршевая музыка с призывными трубными возгласами передаёт картину походной солдатской жизни. Ария написана в форме рондо. Рондо – форма музыкального произведения, построенного на постоянном повторении одной и той же темы.А к кому обращается Фигаро в своей арии?
Д: ?
У: Он обращается к пажу – мальчику слуге, который по приказу графа должен отправиться в полк. Добродушно и остроумно Фигаро рисует юному Керубино его будущее. Как вы думаете, какой голос мог бы исполнить партию Керубино.
Д: Ребёнок. Или женщина с низким голосом.
У: Давайте проверим наше предположение и послушаем арию Керубино из I действия.
Звучит ария Керубино из I действия
Д: Звучит женский голос.
У: Верно. Партию юноши исполняет низкий женский голос – меццо-сопрано. А какой характер мелодии?
Д: Взволновано, беспокойно, и в то же время мягко и изящно. Напоминает мелодию из симфонии Моцарта.
У: Правильно. У Моцарта можно отметить песенное происхождение мелодий в инструментальных сочинениях. А Керубино представлен как пылкий юноша, избыток чувств делает его речь прерывистой и возбуждённой.
У: Из чего же состоит опера?
Д: Опера открывается увертюрой, герои представлены в ариях, каватинах.
У: А чего не хватает?
Д: Когда герои поют вместе.
У: Действительно. Основу оперного спектакля составляют не только сольные, но и ансамблевые вокальные номера. В зависимости от числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами, трио, квартетами и т.д.
Оперный спектакль состоит обычно из трёх – четырёх актов или действий. Перерывы между действиями называются антрактами.
В поисках сюжетов композиторы обращаются к литературным источником (мифам, сказкам, романам, пьесам и т.д.). На основе этих литературных произведений создаётся текст оперы – либретто. Нередко в оперу вводятся балетные номера.
На экране представлены названия номеров оперы
В творчестве Моцарта опера один из самых значительных жанров. Им написано 19 опер. Одна из последних опер – «Волшебная флейта». Давайте разучим хор из этой оперы – «Откуда приятный и нежный тот звон».
У: Из чего же состоит опера?
Д: Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера.
У: Что в опере главное музыка, литературный текст, балет, декорации?
Д: Главное в опере пение.
У: Действительно, музыка в опере главное действующее лицо, а другие виды искусства украшают и дополняют её.