Цели и задачи урока:
- познакомить с символикой России;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, к городу, в котором мы живем;
- развивать познавательную активность;
- знакомить с историей своего города;
- способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
- воспитывать доброжелательность;
- способствовать сплочению детского коллектива, формируя нравственные качества учеников: умение дружить, общаться, развивать навыки сотрудничества;
- расширить знания детей о космосе.
Ход урока
I. Приветствие, поздравление учителя.
II. Беседа «Что такое Родина».
Символика России.
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы. Это означает, что Москва — столица могучего Российского государства.
Форма герба напоминает щит. На груди орла тоже изображен щит.
Флаг, как и герб, - отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.
Кремль — место работы Президента Российской Федерации. Когда Президент в Кремле, над зданием поднят государственный флаг России. Флаг России состоит из трех полос одинаковой ширины. Верхняя полоса — белая, средняя — синяя, нижняя — красная. (Белый - благородство, синий — честность, красный — смелость).
Гимн — это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна обычно встают.
Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований.
Что такое Родина?
– Наша малая Родина — родной город, улица, дом.
III. Беседа о родном городе
Стихи о Королеве;
Просмотр фильма «Мой город — Королев».
IV. Школьный дом, который построили мы (игра).
У каждого человека должен быть дом — не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где ему тепло и уютно. Школу часто называют вторым домом, ведь каждый ребенок школьного возраста проводит здесь основную часть своего времени, день за днем проживает свою жизнь.
Создаем Дом Мечты, где все будут жить по-сказочному счастливо, в любви и согласии, только из «строительного материала» с особыми свойствами: доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, такта, юмора и др.
V. Строим дом.
(По мере выполнения заданий дети закрашивают разным цветом кирпичи в своем доме (на листике).
Играть могут несколько команд, но цель у всех одна — построить общий дом. В младшем и среднем школьном возрасте, когда состязательность привносит в досуговые дела особую привлекательность и динамизм, команды могут поочередно «укладывать кирпичи» после выполнения конкурсных заданий. Однако духу главной идеи данного дела, его смысловому назначению больше соответствует вариант единой команды — «всенародной» стройки, при котором участники по желанию выполняют игровые задания. Дом в буквальном смысле растет у всех на глазах по мере того, как кирпич за кирпичом выкладывается его макетная модель.
1. Кирпич Мудрости (викторина).
1. Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету, Кто же это? (Космонавт.) |
2. Искра небо прожигает, А до нас не долетает. (Метеорит.) |
2. Обгоняя ночь и день, Вкруг земли бежит олень, Задевая звезды рогом В небе выбрал он дорогу. Слышен стук его копыт. Он Вселенной следопыт. (Спутник.) |
4. Если ясной ночью выйдешь Над собою ты увидишь Ту дорогу. днем она Не видна. (Млечный путь.) |
Викторина юного космонавта
- Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э. Циолковский.)
- Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик С.П. Королев.)
- Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества. (В этот день в нашей стране был впервые выведен на орбиту искусственный спутник земли.)
- Назовите космонавта, совершившего первый космический полет? (Ю.А. Гагарин.)
- К какому событшо приурочено празднование дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил первый космический полет.)
- Назовите первую женщину-космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова.)
- Из чего состоит наша солнечная система? (Солнечная система состоит из Солнца и всех тел, вращающихся вокруг него под действие сил притяжения.)
- Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющие его.)
- Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по вселенной.)
- В какой галактике мы живем? (В галактике Млечный путь.)
- Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
- Какую планету называют Утренней звездой? (Венера.)
- Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер.)
- Какая самая маленькая планета? (Плутон.)
- Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник.)
- В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой.)
- Какая планета самая яркая из видимых с Земли? (Венера.)
- На какой планете самые высокие горы? (На Марсе.)
- Почему планету Марс называют красной планетой? (Из-за цвета ее пустынь.)
- Можно ли отличить планету от звезды невооруженным глазом. (Звезда мерцает, а планета светит ровным светом.)
- Из чего состоят кольца Сатурна? (Кольца состоят из миллиардов мелких части льда и камней.)
- За счет чего ежесуточно Земля прибавляет в весе 400 тонн? (За счет космической пыли.)
- За сколько дней оборачивается Солнце вокруг своей оси? (За 27 дней.)
- Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека. (Это место — Луна.)
- Что такое астрономия? (Наука о небесных телах.)
- Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю.)
- Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений.)
- Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами.)
- Кто изобрел первый телескоп? (Итальянский ученый Галилео Галилей.)
- Где построен самый крупный телескоп в мире? (Самый большой телескоп-рефлектор (зеркальный) Кекка (Мауна-Кеа, Гавайские острова) -10 м в диаметре.)
- Назовите космонавтов, которые первыми при помощи бортового телескопа исследовали тысячи звезд. (Петр Климчук и Валентин Лебедев.)
- Что такое комета? (Небесное тало, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.)
- Как называется летательный космический аппарат? (Ракета.)
2. Кирпич Находчивости (бортовой журнал)
– Составить как можно больше слов из слова космонавт;
– каждый считает количество слов;
– читает вслух тот, у кого слов больше.
3. Кирпич Взаимопомощи
– Сделать самолетик из бумаги (помогаем друг другу).
4. Кирпич дружбы
У меня в руках цветные карточки, каждый цвет карточки имеет свое значение.
Зеленый цвет — Земля.
Желтый цвет — Луна.
Красный цвет — Марс.
Голубой — Венера. Это название планет.
Я буду называть планеты, а вы должны показать мне карточку соответствующую данной планете.
5. Кирпич Здоровья.
Раз-два-три-четыре!
Три-четыре-раз-два!
Это кто с веселой песней
Здесь шагает дружно в ряд?
Это смена космонавтов —
Наш космический отряд.
Кто взлетает в космос с песней?
Космонавты!
Кто дружнее всех на свете?
Космонавты!
Кто веселый, кто задорный?
Космонавты!
Полетим на Альтаир.
Завоюем звездный мир.
6. Кирпич Понимания.
Ведущий: Я буду называть меркурийские предметы, а вы попробуйте догадаться, какому вашему школьному предмету они соответствуют.
Плюсминусник — математика
Абвгдейка — чтение, русский язык
Каринотворение — изо
Скокпрыг — физкультура
Ля-ля-фа — музыка
Мироучение — природоведение
Ногопляс — ритмика
Собеседник — риторика
Записать в бортовом журнале;
Прочитать.
7. Кирпич Чистоты.
Беседа «Земля — наш дом».
Что должен делать каждый, чтобы в нашем доме было уютно всем: людям, животным, растениям?
8. Кирпич Улыбки.
Ведущая:
Маленькие лунатики
Играли в солдатики,
Но устали воевать,
Им пора ложиться спать.
Поймали звезду,
Полетели на луну.
Всех пересчитали
Одного потеряли.
Нарисовать портрет инопланетянина, дать ему космическое имя (задание в бортовом журнале).
9. Кирпич Любви.
Написать пожелания классу в бортовом журнале.
10. Крыша хорошего настроения.
Прикрепить свое фото к кирпичу (по желанию).
Подарки (закладки)
день рождения 2 «А» класса:
- торт
- пожелания
- чаепитие.