Цели и задачи:
1. Продолжить формирование географических знаний:
- Создание общего представления о расовом делении человечества
- Формирование знаний о родине человека и его расселении.
2. Закрепление и развитие общих понятий в процессе их применения:
- Совершенствование умений применять теоретические знания для приобретения новых знаний
- Продолжить формирование умений работать с картой
- Развитие монологической речи
3. Воспитание
- патриотического чувства
- толерантности к другим народам.
Оборудование:
- Компьютер,
- презентация (приложение 1)
- фломастер на водной основе,
- доска = экран,
- проектор
- физическая карта мира,
- учебники,
- атласы.
Тип урока: урок приобретения новых знаний
Методы: частично-поисковый.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
ХОД УРОКА1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Слайд 1 Сообщение темы и целей урока Планирование учебной деятельности |
Мы живем на замечательной
планете – планете Земля. Это самая уникальная из
всех планет солнечной системы. Чем же она
уникальна? (на ней есть жизнь) Какие живые организмы мы уже рассматривали на уроках? (растительный и животный мир) Но кроме растений и животных на земле живем мы – люди. Люди освоили все материки, живут в самых разных уголках планеты. Я не случайно заговорила об этом. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока (версии учащихся сводятся к объявлению темы) Тема нашего урока “Население Земли” Мы поговорим о разнообразии народов нашей планеты: их внешнего вида, культуры, религии; выясним причины этого разнообразия. Но сначала давайте вспомним из курса истории и географии как на земле появился человек, где появились первые люди? (заслушиваются ответы учащихся) |
Слайд 2 Беседа |
Версий появления человека много,
но большинство ученых думают, что древняя родина
человека – Южная и Восточная Африка. Именно
отсюда наши далекие предки расселились
практически по всем материкам Земли. Как вы думаете: Почему первые люди могли появиться только в Африке? (позволяли благоприятные климатические условия) Какой материк не был заселен нашими предками? Почему? (Антарктида, т.к. самый холодный материк) Каким образом древние люди смогли переправиться на другие материки? (в тот период суша была там, где сейчас вода) Как ученые смогли определить пути перемещения древних людей? (им помогли археологические находки) |
Слайд 3 Слова учителя Составление схемы в тетради и на доске |
Сейчас на Земле проживает чуть более 6 млрд. человек. После открытия европейцами новых земель стало очевидным, что люди неодинаковы по внешним признакам. У них разный цвет кожи и волос, форма черепа, глаза. Но у некоторых есть похожие внешние признаки. Поэтому, образовались большие группы людей со сходными внешними признаками – расы. Выделяют три большие человеческие расы – европеоидная, экваториальная и монголоидная. |
Слайд 4. Практическая работа |
Давайте по рисункам составим характеристику основных рас и занесем эти сведения в таблицу. |
Слайд 5 Слайд 6. Слайд 7. |
Но почему люди разные, если у них
общие предки? (разные черты образовались в
результате приспособления человека к местным
природным условиям) Давайте еще раз повторим признаки каждой расы и попытаемся объяснить причины их возникновения сопоставив карты на экране с физической картой. Европеоидная
раса |
Слайд 8 Слайд 9 |
В современном мире деление на расы, в какой то мере условно, так как около 30% населения относятся к смешанным расам. Например, большая часть населения Америки произошла в результате смешения рас: коренного населения, европейцев, открывших и освоивших материк и негров, завезенных сюда в качестве рабов. |
Слайд 10 | Многие люди, поселившиеся на
одной территории, образовали устойчивую группу,
называемую этнос (народ) В настоящее время на Земле насчитывается более 2000 этносов |
Слайд 11. (Каждый признак работает как управляющая кнопка) Признаки записываются в тетрадь по мере объяснения. |
Каждый этнос имеет определенные
общие признаки. Представители одного этноса Во-первых проживают на одной территории (переход к слайду 12). Какое государство мы видим на рисунке? (Россия) (возврат к сл.11) Во-вторых, имеют одинаковые внешние признаки (переход к сл.13) Какой народ мы видим на фотографии? (русские) К какой расе относится этот народ? (европеоидной) Как вы это определили? (светлая кожа, светлые волосы, большие светлые глаза) (возврат к сл.11) В-третьих, имеют общую культуру. (переход к слайду 14). Культура это сочетание материальных и духовных элементов, накопленных народами за всю историю своего существования. Культура может быть материальной и духовной. К материальной культуре относятся орудия труда, одежда, жилища. К духовной – искусство, наука, религия (возврат к сл.11) В-четвертых, имеют общую религию. (переход к слайду 15). Религия является частью духовной культуры. Это вера в реальное существование сверхъестественного. |
Работа по группам | Какую религию исповедует русский
народ? (православие) Записать определение
религии в тетрадь. На протяжении истории сложилось множество религий. Но постепенно сложились религии, ставшие мировыми. Их – 3. Каждая группа, найдет в тексте учебника краткое описание одной из религий 1 – христианство (возврат к сл.11) В-пятых, говорят на одном языке. |
Слайд 17 (По мере объяснения, я обвожу контуры стран водным фломастером на доске) |
В результате исторического
развития народы создавали государства. Вспомните, какие государства существовали ранее других? (Египет, Месопотамия, Китай) В настоящее время существует около 210 государств. Они различны по размерам территории. Есть страны занимающие целый материк (Австралия) или его половину (Канада), есть очень маленькие (Ватикан – 1км2) Наше государство – Россия – по размерам превышает некоторые материки. Страны мира различаются и по численности населения. Число некоторых достигло 1 млрд.человек (Китай), а в некоторых не превышает несколько тысяч (Лихтенштейн) Различают страны мира и по уровню развития хозяйства. От уровня развития хозяйства, численности населения во многом зависит состояние природы. Однако не все этносы образовали свои государства. Некоторые из них проживают на территории России. Эти народы имеют настолько маленькое число представителей что называются “малыми народами”. |
3. Рефлексия |
МОЛОДЦЫ. А теперь давайте вспомним, что мы изучали сегодня на уроке. И посмотрим, как вы усвоили материал. Для этого мы выполним несколько заданий |
Слайд 19 | Задание 1. Вставьте
пропущенные слова. 1. Ученые считают что родиной человека стала______. О путях расселения человека помогли узнать____________ _____. Со временем образовались большие группы людей – ______, отличающиеся друг от друга ________ ___________. К ним относятся: цвет волос,_____, глаз, форма черепа. |
Слайд 20 | Задание 2. Установите
соответствие |
Слайд 21 | Дополните приведенную схему |
Слайд 22 | Подведение итогов Домашнее
задание: |
В презентации использовались фотографии сети Internet. Большое спасибо авторам снимков.