Культура, являясь многомерным понятием, может рассматриваться в широком и узком смысле. “В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов” [5]. Это определенная, исторически обусловленная форма общественного бытия. Культура выступает как “неотъемлемый атрибут, свойство человеческого существования”. Когда мы говорим о ком-то, что он культурный человек, то, как само собой разумеющееся, имеем в виду и его психологическую культуру. Она, как и правовая, политическая, экономическая культура человека, является одним из важнейших и необходимых элементов общей культуры.
Как отмечает И.А. Зимняя [1], общая культура определяется сформированностью, устойчивостью основных планов отношения к миру, к себе и характером их выраженности в поведении. Она предполагает внутреннюю культуру (такт, достоинство, уважение другого, ответственность, саморегулируемость). Мы полагаем, что эта “внутренняя культура” есть не что иное, как “психологическая культура”, т.е. определенное качество внутренней психической жизни человека как субъекта, личности и индивидуальности. Таким образом, психологическая культура является ядром общей культуры человека. Психологическая культура – это культура поведения и культура общения, культура отношения, культура предметной и интеллектуальной деятельности, культура саморегуляции.
Психологическую культуру мы рассматриваем как интегральную характеристику образовательной среды, наряду с психологической безопасностью, обеспечивающую психическое здоровье школьников и учителей. Психологическая культура выступает важнейшим фактором и условием создания и поддержания безопасной образовательной среды, которая раскрывается в культуре педагогической деятельности и культуре педагогического взаимодействия. Нарушение взаимодействия между участниками педагогического процесса является одной из существенных причин, препятствующих позитивному развитию современного образования. Гуманизация педагогического взаимодействия в сегодняшней школе основана на перестройке личностных установок и “философии” учителя, отказе от столь распространенной учебно-дисциплинарной модели педагогического общения.
Психологическая культура классного руководителя предполагает один важный компонент – культуру педагогического влияния [4]. Культура педагогического влияния означает отказ учителя от использования формирующих воздействий на личность учащихся и их замену на развивающие влияния. При этом главной и основной заботой классного руководителя становится создание максимально благоприятных, стимулирующих условий для самостоятельного интеллектуального, нравственного, эстетического и любого другого развития учащихся, т. е. развития, осуществляемого в соответствии с их собственными целями, намерениями и стремлениями. Это и есть специфика гуманизации как процесса развития. Этот процесс, образно говоря, направлен из человека вовне. Используя специальный научный термин, можно сформулировать эту мысль так: он совершается в логике экстериоризации. Например, чтобы оказать влияние на другого человека, необходимо первоначально повлиять на себя, чтобы принять другого, нужно сначала принять самого себя и т. п.
Актуальность рассматриваемой проблемы педагогического влияния классного руководителя косвенно определяется, во-первых, самим предметом психологии воспитания – формирование личности на различных возрастных этапах в процессе обучения и воспитания, взаимодействия и взаимоотношения воспитателя и ребенка; во-вторых, одним из критериев результативности деятельности классного руководителя, отражающим тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости) [3]. Успешное выполнение классным руководителем своих функций – необходимое условие формирования ученического коллектива, становления личности школьников, подготовке их к последующей самостоятельной взрослой жизни. При этом педагог должен постоянно совершенствовать применяемые методы воздействия, развития и стимулирования саморазвития учащихся. Влияние, оказываемое учителем на учащихся, может быть различным как по своему характеру, так и по направленности. В связи с этим можно выделить целенаправленное и нецеленаправленное влияние педагога.
Целенаправленное влияние – результат специально организованного педагогом воздействия. Такое влияние носит осознанный, преднамеренный, запланированный характер. Нецеленаправленное влияние – это неосознанное, незапланированное учителем влияние на учащихся, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Целенаправленное и нецеленаправленное влияние классного руководителя имеет индивидуально-специфический характер. Педагог в процессе своего взаимодействия и общения с учащимися ненамеренно и преднамеренно продолжает себя в них, осуществляя значимые для школьников преобразования их личностных смыслов и мотивов поведения. Классный руководитель воздействует на сознание и самосознание учащегося, его эмоциональную сферу, т.е. на то, что скрыто от непосредственного наблюдения. Безусловно, воспитание – это двусторонний процесс. Формирование личности детерминируется как внешними, так и внутренними условиями. Формирование и развитие личности происходит в процессе собственной деятельности ребенка, когда он под руководством педагога выступает как субъект воспитания. Говоря словами Ж.Ж. Руссо: “Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях”.
При определении тактики и стратегии влияния на личность или группу классный руководитель может опереться на теорию о трех основных разновидностях стратегий психологических воздействий, представленную Г.А. Ковалевым [2]: императивную (или директивную), манипулятивную и развивающую.
Согласно императивной стратегии, психика и человек рассматриваются в качестве пассивных объектов воздействия внешних условий. На наш взгляд, слабой стороной данной стратегии является то обстоятельство, что она не учитывает психические свойства и состояния. Основными функциями данной стратегии являются контроль за поведением и установками учащихся, а также их подкрепление и направление в “нужное русло”. Порой используется даже функция принуждения. Использование императивных воздействий в педагогической практике приводит чаще всего к обратным психологическим последствиям.
В соответствии с манипулятивной стратегией учитываются психологические особенности испытуемых. Но в результате данной стратегии происходит недооценивание самостоятельности человека, что, по нашему мнению, также является слабой стороной данного подхода. Как правило, используются такие изощренные средства, методы и приемы, влияние которых трудно осознаются учащимся, в результате чего ребенок ведет себя строго по предписаниям.
В основе развивающей стратегии психологического воздействия лежит диалог, понимаемый как своеобразное равенство взаимодействующих лиц, создание атмосферы эмоциональной и личностной открытости, психологический настрой на актуальные состояния друг друга, безоценочное, доверительное и искреннее выражение чувств и состояний. Предпочитаемыми средствами и методами воспитательного воздействия в развивающей стратегии должны быть сотрудничество и доверие.
Реализация возможностей той или иной стратегии воздействия во многом зависит от самого классного руководителя. Эффективность воспитательного воздействия во многом определяется тем, насколько адекватно классный руководитель воспринимает и понимает учащегося. В этой связи уместно вспомнить слова К.Д. Ушинского: “Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить”.
В арсенале классного руководителя должны быть не только стратегии воздействия и различные виды влияния. Ниже (таблица 1) приводятся определения различных видов влияния классного руководителя. При составлении таблиц использованы работы отечественных и зарубежных авторов (Доценко, 1996; Jones, 1964; Steiner, 1974).
Таблица 1.
Виды психологического влияния классного руководителя.
Вид влияния. | Определение. |
Убеждение. | Сознательное аргументированное воздействие на отдельного учащегося или группу, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения. |
Внушение. | Сознательное неаргументированное воздействие на отдельного учащегося или группу, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. |
Заражение. | Передача своего состояния или отношения отдельному учащемуся или группе, которые перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться – также непроизвольно или произвольно. |
Пробуждение импульса к подражанию. | Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание также может быть как произвольным, так и непроизвольным. |
Просьба. | Обращение к отдельному учащемуся или группе с призывом удовлетворить потребности или желания классного руководителя. |
Принуждение. | Угроза применения классным руководителем своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от учащегося или группы требуемого поведения. |
Деструктивная критика. | Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности учащегося или группы или высмеивание их дел и поступков. Разрушительность такой критики – в том, что она не позволяет учащимся справиться с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у них веру в себя. |
Манипуляция. | Скрытое побуждение учащихся к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения классным руководителем своих собственных целей. |
В психологии различают направленное и ненаправленное влияние. Механизмом первого являются убеждение и внушение. В этом случае классный руководитель ставит перед собой задачу добиться определенного результата от учащегося. В отличие от направленного влияния ненаправленное влияние подобной специальной задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает, проявляясь нередко в действии механизмов заражения и подражания. Различают также прямое влияние, когда классный руководитель предъявляет учащимся свои притязания и требования, и косвенное влияние, непосредственно направленное не на учащегося, а на его окружение. Важное значение имеют также и неречевые средства воздействия, поскольку с их помощью легко выразить отношение к учащемуся, ослабить действие механизмов психологической защиты, проникнуть в мир его чувств. К ним относятся мимика, пантомимика, жесты, выразительные средства голоса (тональность, ритм речи, паузы, смех и т.п.), контакт глазами, тактильный контакт.
Безусловно, классный руководитель сам выбирает ту или иную стратегию, тот или иной вид влияния. Необходимо лишь помнить, что “только личность воспитывает личность, только характер формирует характер”. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.
Литература.
- Зимняя И.А. и др. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. – М., 2005.
- Ковалев, Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопр. психол. – 1987. – № 3.
- Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений// Российская газета, 2006, 14 января.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. – М., 2002.
- Философский энциклопедический словарь – М., 1997. – С.229.