Урок русского языка по теме "Синонимы". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  1. Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учить употреблять слова-синонимы в речи.
  2. Продолжить воспитание орфографической зоркости и развитие умения оценивать свою грамотность, давать самооценку результатам деятельности.
  3. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  4. Способствовать развитию творчества у учащихся.
  5. Формировать информационно-коммуникативную компетентность младших школьников.

Оборудование: С. И. Ожогов, Н. Ю. Шведова. “Толковый словарь”; З. Е. Александрова. “Словарь синонимов русского языка”; карточки с заданиями, чайнворд.

Ход урока

1.Организация класса

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

2. Разгадывание видеокроссворда “Слово спряталось”

1

           

2

           

3

           

4

           

5

           

6

           

7

           

Учащиеся отгадывают за компьютером, заполняя квадраты, предназначенные для букв, если услышат глагол в неопределённой форме.

Ответы: спешить, изучать, нагнать, одолеть, накрыть, изучить, мыслить.

Ключевое слово: синоним.

3. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажите сами.

4.Видеозадача

а) Запись под диктовку.

Девушка смотрела на воду канала, а прохожая с любопытством взирала на неё.

б) Синтаксический разбор предложения.

в) Выпишите сказуемое из предложения.

Смотрела, взирала.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что они обозначают?

- Чем отличаются друг от друга?

- Сделайте вывод.

(Это слова одной и той же части речи, которые различные по звучанию, но близкие по смыслу.)

Эти слова называются синонимами.

5. Закрепление изученного материала.

а) Упражнение 109

- Читает ли кто-нибудь из вас словари?

- Полезное ли это дело? Давайте узнаем мнение одного французского поэта.

Ученики находят главную мысль.

(“Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю”)

б) Игра “Узнай словарь”. Видеовыдержки из словаря.

- Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нём.

1) Моё назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нём толкуются значения 120 тысяч слов. (Толковый)

2) Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами. (Словарь синонимов)

6.Физкультминутка

в) Игра “Разведчики”

В стихотворении Валентина Берестова спрятались синонимы. Запишите их.

“Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!”-
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.

(Бураны, вьюги, метели; шум, толкотня)

- Какую роль играют синонимы в речи? (Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной)

г) Видеоигры Подбор синонимов к глаголу жить.

1) Человек не может жить без пищи. (Существовать, обходиться)

2) Так и остался он бобылём жить. (Вековать)

3) Старик и доныне живёт. (Здравствует)

4) Лесник жил только тем, что добывал охотой. (Кормился)

5) Лоси живут в лесах Европы, Азии и Северной Америки. (Обитают)

д) Расположить синонимы в порядке усиления степени выражения основного смысла.

Хотеть, жаждать, желать.

Нестись, бежать, мчаться.

Плестись, идти, тащиться.

ж) Выбрать наиболее подходящий по смыслу синоним и вписать в данный текст.

Утром к дому прилетела … (стая, стайка, стадо) воробьёв. Они уселись на крыше и весело … (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина … (вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек.

з) Отгадай чайнворд

Замени слова синонимами и отгадай чайнворд.

1

 

2

       

3

   

4

   

5

     
 

6

       

7

     

8

     

9

   

10

               

11

             

Задания и ответы:

  1. Шифр (код)
  2. Неблизко (далеко)
  3. Папа (отец)
  4. Краска (цвет)
  5. Буря (тайфун)
  6. Люди (народ)
  7. Потасовка (драка)
  8. Херувим (ангел)
  9. Месяц (луна)
  10. Зодчий (архитектор)
  11. Ликование (радость)

7. Домашнее задание

Составить чайнворд. Замени слова синонимами. Обращайтесь к словарю синонимов.

8. Итог урока

- Чему научились на сегодняшнем уроке?

- Что было самым интересным?

- Почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи?