Цели урока:
- Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учить употреблять слова-синонимы в речи.
- Продолжить воспитание орфографической зоркости и развитие умения оценивать свою грамотность, давать самооценку результатам деятельности.
- Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
- Способствовать развитию творчества у учащихся.
- Формировать информационно-коммуникативную компетентность младших школьников.
Оборудование: С. И. Ожогов, Н. Ю. Шведова. “Толковый словарь”; З. Е. Александрова. “Словарь синонимов русского языка”; карточки с заданиями, чайнворд.
Ход урока
1.Организация класса
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
2. Разгадывание видеокроссворда “Слово спряталось”
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||
5 |
||||||
6 |
||||||
7 |
Учащиеся отгадывают за компьютером, заполняя квадраты, предназначенные для букв, если услышат глагол в неопределённой форме.
Ответы: спешить, изучать, нагнать, одолеть, накрыть, изучить, мыслить.
Ключевое слово: синоним.
3. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажите сами.
4.Видеозадача
а) Запись под диктовку.
Девушка смотрела на воду канала, а прохожая с любопытством взирала на неё.
б) Синтаксический разбор предложения.
в) Выпишите сказуемое из предложения.
Смотрела, взирала.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Что они обозначают?
- Чем отличаются друг от друга?
- Сделайте вывод.
(Это слова одной и той же части речи, которые различные по звучанию, но близкие по смыслу.)
Эти слова называются синонимами.
5. Закрепление изученного материала.
а) Упражнение 109
- Читает ли кто-нибудь из вас словари?
- Полезное ли это дело? Давайте узнаем мнение одного французского поэта.
Ученики находят главную мысль.
(“Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю”)
б) Игра “Узнай словарь”. Видеовыдержки из словаря.
- Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нём.
1) Моё назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нём толкуются значения 120 тысяч слов. (Толковый)
2) Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами. (Словарь синонимов)
6.Физкультминутка
в) Игра “Разведчики”
В стихотворении Валентина Берестова спрятались синонимы. Запишите их.
“Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!”-
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
(Бураны, вьюги, метели; шум, толкотня)
- Какую роль играют синонимы в речи? (Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной)
г) Видеоигры Подбор синонимов к глаголу жить.
1) Человек не может жить без пищи. (Существовать, обходиться)
2) Так и остался он бобылём жить. (Вековать)
3) Старик и доныне живёт. (Здравствует)
4) Лесник жил только тем, что добывал охотой. (Кормился)
5) Лоси живут в лесах Европы, Азии и Северной Америки. (Обитают)
д) Расположить синонимы в порядке усиления степени выражения основного смысла.
Хотеть, жаждать, желать.
Нестись, бежать, мчаться.
Плестись, идти, тащиться.
ж) Выбрать наиболее подходящий по смыслу синоним и вписать в данный текст.
Утром к дому прилетела … (стая, стайка, стадо) воробьёв. Они уселись на крыше и весело … (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина … (вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек.
з) Отгадай чайнворд
Замени слова синонимами и отгадай чайнворд.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||||
6 |
7 |
8 |
9 |
|||||||||||||
10 |
11 |
Задания и ответы:
- Шифр (код)
- Неблизко (далеко)
- Папа (отец)
- Краска (цвет)
- Буря (тайфун)
- Люди (народ)
- Потасовка (драка)
- Херувим (ангел)
- Месяц (луна)
- Зодчий (архитектор)
- Ликование (радость)
7. Домашнее задание
Составить чайнворд. Замени слова синонимами. Обращайтесь к словарю синонимов.
8. Итог урока
- Чему научились на сегодняшнем уроке?
- Что было самым интересным?
- Почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи?