Коллективная работа "Времена года" (прорезная графика)

Разделы: МХК и ИЗО


Времена года” – так ученики начальной школы (2–4 классы) назвали коллективную работу, выполненную на уроках и занятиях изобразительного искусства.

При выполнении этой работы ставились не только художественно-творческие и образовательные, но и воспитательные задачи–формирование у обучающихся таких ценностей и личностных качеств как любовь к родной стране, ее природе, эмоциональной отзывчивости, умение работать в коллективе и дружно выполнять поставленные цели.

Последовательность выполнения четырех панно – “Лес точно терем расписной…”, “Зимняя сказка”, “Весна– красавица”, “Лето красное” – соответствовала смене времен года, что поддерживало интерес детей к этой работе.

Осенью, после похода в лес, третьеклассники на уроке изобразительного искусства выполнили коллективную работу “Лес точно терем расписной…” Находясь в лесу дети внимательно рассмотрели форму кроны различных деревьев, цвет осенней листвы. На занятии кружка была выполнена подготовительная работа – под руководством преподавателя на листе ватмана был выполнен подмалевок для осеннего пейзажа. На уроке изобразительного искусства учащиеся из цветной бумаги теплых тонов, сложенной пополам, вырезали ствол и крону осенних деревьев и прорези – веточки (см. рис.1) Затем группа главного художника разместила, вырезанные одноклассниками деревья, на подготовленном листе ватмана и закрепила их с помощью клея.

Бумажные силуэты зимних деревьев, остроконечных елей народного мастера Капитона Воробьева вдохновили четвероклассников на создание композиции в технике прорезной графики “Зимняя сказка”. Кропотливая работа по вырезанию кружевных силуэтов завершилась изготовлением двух панно. Лучшее было затем включено в панорамную выставку коллективных работ “Времена года”. Эти зимние пейзажи также можно использовать для оформления школьного новогоднего праздника.

В конце 3-й четверти учащиеся вторых классов выполнили коллективную работу “Весна красна”. Подмалевок для этой работы также был выполнен на занятиях кружка изобразительного искусства. А на уроке из цветной бумаги нежных пастельных тонов по образцам, предложенным учителем (рис.1), дети вырезали разнообразные силуэты весенних деревьев, проталинки (из бумаги коричневого цвета), весенние цветы, птиц. Затем, после совместного обсуждения ,группа главного художника выполнила панно “Весна-красавица”. В конце четвертой четверти четвероклассники выполнили панно “Лето красное”. Для этой работы дети взяли цветную бумагу разных оттенков зеленого цвета. Подмалевок на листе ватмана группа главного художника сделала на уроке. Все работали с особым старанием – летний пейзаж с изображением озера и радуги в небе напомнил детям о том, что скоро каникулы. Итог творческой деятельности учеников начальной школы – коллективная работа в технике прорезной графики “Времена года”

был представлен на общешкольной выставке в конце учебного года (см.фото в приложении). Всем ученикам начальной школы было предложено выполнить домашнее задание – придумать и написать небольшое стихотворение о любимом времени года. Это задание можно было выполнить вместе с родителями. Лучшие стихи о весне, лете, осени и зиме были размещены около соответствующих панно.

В процессе работы дети учились договариваться друг с другом, оказывали помощь отстающим. Выполняя подмалевок или вырезая деревья учащиеся знали, что чем лучше они выполнят свою часть задания, тем лучше будет коллективный результат.

К выполнению этой работы было привлечено большое количество детей, которые проявили свои способности и успешно справились с поставленными задачами. Учащиеся, объединенные одной целью, были заинтересованы в общем результате, что всегда способствует взаимопониманию, а также формированию классных коллективов.

Воспитательный эффект совместной работы в данном случае усиливался и ее содержанием – четыре панно, собранные в единую композицию позволили детям еще раз увидеть и оценить красоту природы родного края, стать патриотами своего Отечества.