Актуальность учебно-методической разработки – это ее цель: формирование аудитивных навыков, для преодоления трудностей при восприятии иностранной речи на слух. Все упражнения методической разработки направлены на преодоление возникающих трудностей, препятствующих совершенствованию аудирования и формированию необходимых умений и навыков восприятия иностранной речи на слух.
Упражнения, представленные в методической разработке, полностью согласуются с фонетическим и лексико-грамматическим материалом каждого урока учебника немецкого языка для 8 класса“Schritte 4“ авт. И. Бим для общеобразовательных школ. Автор на примере данной разработки показывает методы и пути развития и совершенствования аудитивных навыков у учащихся и показывает методику успешного применения разработки в других возрастных группах и УМК.
Для преодоление трудностей понимания иностранной речи, которые связаны со смысловым содержанием, с языковой формой, с условиями предъявления, с источниками информации разработаны ряд упражнений, которые разделены на подготовительные и речевые.
Подготовительные упражнения – это обучение преодолению фонетических, лексических и грамматических трудностей, что служит подготовкой пониманию речи на слух. В серию подготовительных упражнений включены следующие упражнения:
- Формирование навыков узнавания, осмысления и воспроизведения трудных для восприятия на слух звуков и интонации;
- Преодоление трудностей, связанных с длиной предложения, для увеличения лексической памяти;
- Развитие вероятностного прогнозирования:
- Грамматические упражнения, связанные с контролем понимания, а также грамматическими правилами согласно программе учебника:
Речевые упражнения в методической разработке формируют навыки понимания смысла сообщений и удержание в памяти новой, существенной информации. Данные сообщения озвучиваются как самим преподавателем, так и используется программа «VOKI» – http://www.voki.com/learn.php, где озвучиваются сообщения при помощи созданного АВАТАРА.
Пример:
Упражнение: Прослушать текст «Meine Sommerferien», записать и повторить все существительные с числительными:
Meine Sommerferien habe ich mit meinen Brüder in Deutschland verbracht. Erster Bruder Alex ist 11. Mein zweiter Bruder Stefan ist 21. In Deutschland sind wir 15 Tage gereist. Wir haben 4 deutsche Städte besucht. 7 Sehenswürdigkeiten haben wir besichtigt, 2 in Dresden: Gemäldegalerie und Zwinger. In München haben wir 4 Tage gelebt und 3 Schlösser besucht. In Berlin haben wir 6 Denkmäler und 2 Museen besichtigt. Die Sehenswürdigkeit Nr.1 – Kölner Dom in Köln hat uns sehr gefallen. Stefan hat 8 neue Bücher und eine Karte gekauft. Diese Reise war toll.
Данный текст озвучен при помощи, представленного ниже АВАТАРА и его интернет-адресом: http://www.voki.com/pickup.php?scid=4209869&height=400&width=300
Каждый созданный АВАТАР имеет свой
интернет адрес, которым учитель может всегда
пользоваться на уроке в нужный момент.
Все тексты, озвученные при помощи программы «VOKI»
размещены в интернете и имеют свой адрес.
Проверка понимания данного текста по созданному
упражнению программы «HOTPOTATOES» http://ttrk.tln.edu.ee/pdf/hotpottutorial.pdf
Преподаватель, развивая у учащихся аудитивные навыки, имеет возможность при помощи комьютерной программы «VOKI» изменять тембр голоса, скорость воспроизведения от медленного до быстрого, совмещая со зрительным образом.
Очень большое значение в развитии и совершенствовании аудитивных навыков имеет использование аутентичных аудио- и видеоматериалов. Аутентичные тексты, которые способствуют формированию лингвострановедческой и интеркультурной компетенции учащихся и позволяют включить учащихся в социум и культуру страны изучаемого языка. Неограниченное количество, постоянно обновляющихся, аутентичных аудио и видеоматериалов можно найти на сайте «DeutscheWelle» – «DW-world.de», где можно подобрать, соответственно языковой подготовки учащихся, материал при помощи которого, учащиеся имеют возможность совершенствовать не только с немецкий язык, но знакомиться и с диалектами, с историей, литературой и музыкой страны изучаемого языка. Преподаватель получает возможность не только включать аутентичный материал, но и заранее создавать проверочные упражнения с использованием компьютерной лингводидактики. То есть всесторонне подготовить материал к определенной теме.
Например, как представленный ниже
видео-рассказ « Мой Мюнхен», с заданием:
Прослушать видео-рассказ, озаглавить его и
составить план прогулки по городу:
http://tv-download.dw.de/Events/mp4/hw/hw20110604_meinmuenchen_sd.mp4
Система разработанных упражнений включает в себя, три основных уровня обучения аудированию:
Первый уровень – элементарный, на нем
формируется база аудирования,
второй – продвинутый, он развивает
аудирование, как вид речевой деятельности,
третий – завершающий, где учащийся
овладевает устным общением, в ходе которого
учащийся выступает в роли слушающего.
Практическая направленность данного методического пособия состоит в систематизированных упражнениях, которые согласуются с фонетическим и лексико-грамматическим материалом каждого урока учебника немецкого языка для 8 класса общеобразовательной школы, не только не несет дополнительную нагрузку при обучении немецкому языку, но облегчает и стимулирует процесс обучения.
Приложение 1 –
учебно-методическая разработка;
Приложение 2 –
Интернет-адреса;
Приложение 3 –
презентация