Урок развития речи по теме "Весна". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Формирование умения составлять рассказ по картине.

Задачи:

  • Дидактическая: продолжить работу по формированию умения отвечать на вопросы полным ответом.
  • Коррекционно-развивающая: развивать связную речь учащихся, формировать умение строить логические высказывания, активизировать словарный запас учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать целеустремленность, наблюдательность, потребность в речевом общении, интерес к изучаемому материалу.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: иллюстрации с изображением времен года, таблички.

Ход урока

I. Организационный момент

(готовность детей к уроку, эмоциональный настрой).

1. Фонетическая разминка

Целевая установка: будем хорошо произносить все звуки.

Произнести на одном выдохе: а о у и я

  • са са__ асо
  • со со__ иса
  • си си__ уса

весна, деревья без листьев, небо высокое;

Наступила весна.

2. Речевая разминка:

Целевая установка: будем отвечать на вопросы.

  • Какое время года?
  • Назови весенние месяцы.
  • Какая сегодня погода?

II. Работа по теме урока

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Работа по картинкам.

а) Рассмотри картинки с изображением времён года.


Рисунок 1


Рисунок 2


Рисунок 3

б) Картинки с каким временем года не хватает? (нет картинки зимы).

в) Вводная беседа.

  • Какое время года наступило?
  • Какое небо весной?
  • Что происходит со снегом и льдом весной?
  • О каком времени года мы будем говорить? (о весне)

г) Убери лишние картинки (лето, осень).

3. Составление связного текста.

Целевая установка: будем составлять рассказ.

Что будем делать?

а) Словарная работа (чтение опорных речевых единиц, соотнесение картинки и слова).

На доске: Весна, голубое, высокое, тает снег, бегут ручьи, на реках и озёрах льдины, мутная, тёмная, рыбаки, ловят рыбу, без листьев, перелётные птицы.

б) Беседа по картине «Весна».

Учащиеся строят предложения с помощью вопросов, предложенных опорных речевых единиц, картинки с изображением весны (рис. 1).

  • Какое время года наступило?
  • Какое небо весной?
  • Что делает снег весной?
  • Что делает лёд?
  • Что плывёт по реке?
  • Какая вода в реке?
  • Кто сидит на берегу?
  • Что они делают?
  • Какие деревья?
  • Кто прилетает весной?

в) Дополни предложения (опора на вопросы, картинку, речевой материал).

На доске текст с пропусками:

Пришла…………... .
Небо весной………., …………. .
Снег весной ………., ………... .
Тает лёд ……………. и ………. .
По реке плывут………………. .
На берегу сидят ……………… .
Они ………………….. .
Деревья ……………….. .
Прилетают ……………. .

г) Чтение составленного рассказа.

д) Закрепление в речи опорных слов (показ учениками предметов и явлений природы на картинке, повтор за учителем речевых единиц).

е) Различение речевых единиц на слух за экраном (предъявление некоторых предложений из текста).

ж) Пересказ текста по картине с помощью вопросов и опорных речевых единиц.

4. Письменная работа в тетрадях (запись рассказа с опорой на вопросы).

III. Итог урока

  • Какой урок был?
  • Что делали на уроке?
  • Чему учились?
  • О чем рассказ?
  • Отметки.

IV. Домашнее задание

Выучить рассказ «Весна».