Заинтересовать учащихся, вызвать отклик, направить внимание, способствовать стойкому интересу, повышению познавательной активности – вот к чему стремится каждый учитель. Какие же формы и приёмы работы с обучающимися помогут достигнуть желаемого результата?
В моей педагогической «копилке» это разнообразные по форме организации уроки и внеклассные мероприятия, а также современные педагогические технологии с применением активных форм и методов обучения, формирующие познавательную активность учащихся, их интерес к обучению, а именно:
- Проектная деятельность и Мини-проекты
- Создание с учениками «Банка Презентаций»
- Творческие работы: создание Поэтических листов, стихотворных попурри, синквейнов
- Коллективное творчество («мозговой штурм»)
- Исследовательская работа
- Разнообразие жанров урока (урок-новелла, урок-концерт, урок-путешествие, урок-игра) (Приложение 1, слайд 1)
У Бернарда Шоу есть хороший афоризм: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Он как нельзя лучше соответствует принципам, заложенным в такой педагогической технологии как метод проекта. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Данная образовательная технология вводится мною в учебный процесс, начиная с 5-го класса. Для пятиклассников проектным видом работы можно считать, я думаю, работу над иллюстрациями к художественному произведению и последующее составление из них тематических буклетов и альманахов, так как и в этом виде деятельности уже выделяются основные этапы работы над проектом, а именно: выбор эпизода для иллюстрирования, обдумывание сюжета, композиции, выбор лучших работ, которые войдут в сборник-альманах, подготовка вступительной статьи о произведении и рисунках одноклассников. Кроме того, творческая группа должна представить, защитить свой проект. Следовательно, выполнение задания требует от учащихся не только знания содержания произведения, но и творческого подхода к работе. Для учащихся выбираются мини-проекты, посильные для этого возраста.
Например, после урока в 5-м классе по народной драме «Озорник Петрушка» было предложено нарисовать афишу к этой пьесе. Творческая группа, отобрав лучшие работы, объединила их в один сборник, подготовила небольшую вступительную статью о произведении, особенностях драмы как жанра литературы, дала оценку рисункам одноклассников, выступив со своей работой на уроке.
В последующих классах (6–8-х) работа усложняется: вводятся проблемные вопросы, на которые нужно найти решение, распределяются задания в группе, каждый ищет ответ на свой вопрос. Проектной работой становится составление тематических буклетов, литературных альманахов, книжек-угадаек.
Вызвало большой интерес у шестиклассников создание книжки-угадайки по произведению Пришвина «Кладовая солнца». Творческая группа составляла вопросы к главам произведения, иллюстрировала эпизоды, а затем провела опрос в классе на знание текста, побывав в роли учителя.
Подобные задания вызывают большой интерес у учащихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с ними. А учитель получает возможность изучить индивидуальные способности учащихся, выявить интеллектуальных лидеров и учащихся, нуждающихся в поддержке. (слайд 2)
Кроме того, в ходе подготовки таких мини-проектов закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций. Важен также и познавательный аспект. Такие творческие задания вызывают живой интерес учащихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.
Старшеклассникам ближе творческие работы, связанные с использованием компьютера. Результатом проектной деятельности учащихся на уроках становятся презентации о жизни и творчестве поэтов и писателей, презентации–исследования обобщающего характера, например «Образ осени в поэзии» или «Образ России в творчестве Н.Рубцова». Работая несколько лет над своим проектом «Банк Презентаций», на данный момент имею в своей «копилке» презентации практически по всем темам русской литературы XIX–XX вв, идет работа по накоплению презентаций по русскому языку. Организовать работу с учащимися по созданию презентаций помогает мне группа-мастерская, созданная в рамках школьной программы «Работа с одаренными детьми». (слайд 3)
Электронное изложение учебного материала позволяет учитывать индивидуально-психологические характеристики личности, в основе которых лежит уровень развития таких познавательных процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание, речь. Также немаловажно и то, что сведения, полученные с использованием ИКТ, воспринимаются учащимися лучше, с большим интересом, а значит, повышается и уровень их мотивации к обучению.
Необычно и интересно проведение уроков коллективного творчества в 10-11-ых классах с помощью приёма «мозговой штурм». Обычно это обучающее сочинение. Класс разбивается на группы. В группе каждый учащийся готовит дома свою часть сочинения (например, вступление или заключение, восприятие, истолкование текста или оценку художественных средств). В классе каждая группа работает со своими домашними заготовками, под руководством учителя дополняет и перерабатывает их, делает стилистическую правку, работает над речевыми и грамматическими ошибками, получает необходимые консультации и создаётся «общее» сочинение, которое затем художественно оформляется. (слайд 4)
Что это даёт? Включение индивидуального результата в коллективную деятельность, далее совместные действия и поиски, и в итоге создание отдельной группой, а затем и целым классом общего значимого результата. Кроме того, это и уроки работы над речью учащихся, работы со словом писателя или поэта – словом, уроки-мастерские, уроки творчества.
Элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной гармонично сочетает в себе такой вид творческой работы как синквейн. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя, произведения. Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Также синквейны – превосходный способ контроля и повторения изученного. Синквейны, написанные в процессе изучения какой-либо темы, затем собираются в единый сборник и оформляются в виде буклета. (слайд 5)
Конечно, оформить такие буклеты можно по-разному, и это прекрасная возможность для детей проявить свои художественные и оформительские таланты.
В «копилке» педагогических технологий есть у меня и исследовательские формы работы. Благодаря данной технологии обучения учащиеся приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развития способностей к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции на основе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика.
Творческая исследовательская работа «Образ женщины в поэзии Н.Некрасова» была представлена на школьной научно-практической конференции. Объектом исследования учащихся стали стихи и поэмы Некрасова, в которых поэт рассказывает о жизни, стремлениях и чаяниях русской женщины XIX века. Читая стихи Некрасова, работая с литературно-критическими статьями на данную тему, учащимися были выявлены основные «составляющие» образа женщины в поэзии Некрасова. Итог исследования был представлен в синквейне и в стихотворном попурри. Работа получились поэтически эмоциональной и в то же время сжато информационной благодаря гармоничному соединению краткого вывода в синквейне и поэтических строк Некрасова из разных стихотворений, которые подобрали учащиеся для обобщения темы исследования. (слайд 6)
Один из эффективных приемов повышения активности учащихся, их познавательного и творческого стимулирования - разнообразие жанров урока. Здесь выбор большой – это может быть урок-путешествие, урок-игра, урок-репортаж и т.д. Главное, следовать тем правилам и принципам, которые предполагает выбранная жанровая форма урока.
Урок-предостережение по рассказу М.Булгакова «Морфий» потребовал таких приемов и форм работы, которые бы с наибольшей силой повлияли на восприятие учащихся и их ответный отклик. Поэтому на уроке использовались следующие приемы: прием эмоционального воздействия: музыкальное вступление и заключение урока; эпиграф к уроку из песни «Один на один»:
И не осталось никого:
И ни друзей, и ни врагов, –
Когда ты смотришь на мир
В объёме суженных зрачков;
Визуальные приемы: Презентация «Внимание! Опасно для жизни! Наркотики»; иллюстрации учащихся к произведению; зажжённая свеча в начале урока и потушенная в конце его как символ жизни и смерти.
Театрализация: учащийся в роли доктора Полякова, сообщения учеников-медиков и социологов.
Рефлексия: закончите фразу: «Наркотики – это…»
Проверка эффективности результата урока среди учащихся показала, что урок достиг своей цели, 15 учащихся из 18 опрошенных поставили ему отличные и хорошие оценки. (слайд 7)
Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрого и творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов. Поэтому свою задачу как педагога я вижу в развитии творческой и познавательной активности учащихся и стараюсь, чтобы моим ученикам на уроках «было радостно, трепетно, победно».