Уровень речевого развития воспитанников определяет возможность получения ими образования, помогает актуализировать имеющийся потенциал, сформировать у детей систему ценностей и потребностей. Сформированность навыков и средств общения определяет дальнейшую коммуникативную деятельность человека.
На современном этапе укрепления позиций гуманистического образования одной из важных задач в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста является создание образовательно-развивающей речевой среды в ДОУ. Известно, что образовательно-развивающая речевая среда создает возможности для расширения взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, позволяет ребенку реализовать свои способности в комфортных для него условиях, что способствует социализации ребенка в обществе.
Образовательно-развивающая речевая среда, непосредственно влияющая на развитие ребенка, должна способствовать укреплению его здоровья, быть безопасной, способствовать созданию комфортных условий для образования на основе личностно-ориентированной модели воспитания. Задачи создания речевой среды – обеспечить психологическую защищенность ребенка, развитие у него индивидуальности, формирование знаний, умений, коммуникативных навыков и социализации, как средства полноценного личностного развития [2].
Создание образовательно-развивающей среды предполагает сбор средовых ресурсов и их последующее объединение в один комплекс с учетом требований, предъявляемых современной педагогикой.
Речевая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой хорошо оборудованные микропространства для игр [1]. Для этого следует соблюдать следующие условия:
- Разнообразие и сменяемость дидактического материала.
- Предоставление возможности выбрать любые игры по собственному усмотрению.
- Определение уровня и места размещения игрового, дидактического материала с учетом возрастных особенностей детей.
В пространстве логопедического пункта нашего детского сада создана образовательно-развивающая речевая среда, имеющая следующие зоны:
- зона для проведения подгрупповых занятий – она включает рабочие места детей, индивидуальные зеркала (на каждого ребенка), демонстрационную доску, мольберт, настенное логопедическое панно;
- зона для проведения индивидуальных занятий – настенное зеркало, прибор дополнительного освещения, профили – артикуляционного уклада на каждый отрабатываемый звук, картинки – образцы артикуляционной гимнастики;
- рабочая зона – рабочий стол, компьютер и МФУ устройство, магнитофон, шкафы для наглядных пособий и методической литературы;
- двигательно-релаксационная зона – свободное пространство на ковре: для психогимнастики и логоритмики;
- массажная зона – кушетка для массажа, стул, столик, настенное панно по технике массажа.
Зоны индивидуальных и подгрупповых занятий оснащены по следующим разделам:
- Артикуляционная гимнастика. Она является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы. Используем в работе карточки – символы, что помогает выработать правильные движения органов артикуляционного аппарата.
- Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, в этом разделе подобраны следующие пособия: «Подуй на пыльцу цветка», «Погаси свечу», «Посади бабочку на цветок», «Помоги жуку подняться с листика», «Подуй на снежинку».
- Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия осуществляется в игровых упражнениях: «Кто, как голос подает?», «Звуковые дорожки», «Звуковая птичка», «Угадай, где стоит звук?», «Измени звук в слове».
- В коррекции нарушений звукопроизношения используем такие игры как: «Логопедическое лото», «Волшебный сундучок», «Подарки», «Веселые облака».
- Формирование слоговой структуры слова. Развитие ритмико-мелодической стороны слова и постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова, осуществляется в играх: «Картинки на звукоподражание», «Слоговые домики», «Паровозик» «Цветочная полянка», «Необыкновенные облака».
- Лексико-грамматические категории. Целью игровых пособий в этом разделе является совершенствование и обогащение словаря по лексическим темам, закрепление навыков словообразования: «Елочка чудесница», «Логопедическое панно», «Сосчитай».
- Развитие связной речи. Составление рассказов предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности отображающей ход событий. В этом разделе используем следующие пособия: «Сюжетные серии с подсказками», «Чудо дерево».
- Компьютерные игры: «Игры для Тигры», «Гарфилд для дошкольников», «Веселые игры для слуха и речи», «Логопедические упражнения» и многие другие компьютерные программы по развитию речевых навыков у детей.
- Развитие мелкой моторики рук. Совершенствование речевых реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев. Здесь мы используем разнообразные «Шнуровки», «Штриховки», «Обводки».
- Взаимосвязь с педагогами и родителями. В разделе разработаны: консультации по речевым нарушениям, оформлены папки-передвижки, рабочие тетради.
Создавая в логопедическом кабинете условия для речевого и интеллектуального развития ребенка, следует помнить об эстетической составляющей образовательно-развивающей среды.
Важнейшей предпосылкой для решения коррекционных задач по социализации детей с речевыми нарушениями можно считать создание специальных условий обстановки, стимулирующей речевое и интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и наличие разнообразных качественных учебно-методических и учебно-дидактических пособий.
Кроме материальных компонентов в создании речевой среды большое значение имеет психологическая составляющая, которая обеспечивает контакт учителя-логопеда с воспитанником и создает эмоциональный настрой на положительный результат коррекционно-логопедической работы.
К психологической составляющей образовательно-развивающей среды относятся:
- внимательность, доброжелательность, улыбчивость и отзывчивость педагога;
- умение строить работу в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Оптимальная организация и эффективное использование образовательно-развивающей речевой среды в логопедическом кабинете способствуют повышению уровня результативности в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Литература:
- Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы рекомендации. -СПб.: Детство-пресс, 2006.
- Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.