Создание образовательно-развивающей речевой среды для детей с нарушениями речи в условиях логопедического пункта ДОУ

Разделы: Логопедия


Уровень речевого развития воспитанников определяет возможность получения ими образования, помогает актуализировать имеющийся потенциал, сформировать у детей систему ценностей и потребностей. Сформированность навыков и средств общения определяет дальнейшую коммуникативную деятельность человека.

На современном этапе укрепления позиций гуманистического образования одной из важных задач в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста является создание образовательно-развивающей речевой среды в ДОУ. Известно, что образовательно-развивающая речевая среда создает возможности для расширения взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, позволяет ребенку реализовать свои способности в комфортных для него условиях, что способствует социализации ребенка в обществе.

Образовательно-развивающая речевая среда, непосредственно влияющая на развитие ребенка, должна способствовать укреплению его здоровья, быть безопасной, способствовать созданию комфортных условий для образования на основе личностно-ориентированной модели воспитания. Задачи создания речевой среды – обеспечить психологическую защищенность ребенка, развитие у него индивидуальности, формирование знаний, умений, коммуникативных навыков и социализации, как средства полноценного личностного развития [2].

Создание образовательно-развивающей среды предполагает сбор средовых ресурсов и их последующее объединение в один комплекс с учетом требований, предъявляемых современной педагогикой.

Речевая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой хорошо оборудованные микропространства для игр [1]. Для этого следует соблюдать следующие условия:

  1. Разнообразие и сменяемость дидактического материала.
  2. Предоставление возможности выбрать любые игры по собственному усмотрению.
  3. Определение уровня и места размещения игрового, дидактического материала с учетом возрастных особенностей детей.

В пространстве логопедического пункта нашего детского сада создана образовательно-развивающая речевая среда, имеющая следующие зоны:

  • зона для проведения подгрупповых занятий – она включает рабочие места детей, индивидуальные зеркала (на каждого ребенка), демонстрационную доску, мольберт, настенное логопедическое панно;
  • зона для проведения индивидуальных занятий – настенное зеркало, прибор дополнительного освещения, профили – артикуляционного уклада на каждый отрабатываемый звук, картинки – образцы артикуляционной гимнастики;
  • рабочая зона – рабочий стол, компьютер и МФУ устройство, магнитофон, шкафы для наглядных пособий и методической литературы;
  • двигательно-релаксационная зона – свободное пространство на ковре: для психогимнастики и логоритмики;
  • массажная зона – кушетка для массажа, стул, столик, настенное панно по технике массажа.

Зоны индивидуальных и подгрупповых занятий оснащены по следующим разделам:

  1. Артикуляционная гимнастика. Она является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы. Используем в работе карточки – символы, что помогает выработать правильные движения органов артикуляционного аппарата.
  2. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, в этом разделе подобраны следующие пособия: «Подуй на пыльцу цветка», «Погаси свечу», «Посади бабочку на цветок», «Помоги жуку подняться с листика», «Подуй на снежинку».
  3. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия осуществляется в игровых упражнениях: «Кто, как голос подает?», «Звуковые дорожки», «Звуковая птичка», «Угадай, где стоит звук?», «Измени звук в слове».
  4. В коррекции нарушений звукопроизношения используем такие игры как: «Логопедическое лото», «Волшебный сундучок», «Подарки», «Веселые облака».
  5. Формирование слоговой структуры слова. Развитие ритмико-мелодической стороны слова и постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова, осуществляется в играх: «Картинки на звукоподражание», «Слоговые домики», «Паровозик» «Цветочная полянка», «Необыкновенные облака».
  6. Лексико-грамматические категории. Целью игровых пособий в этом разделе является совершенствование и обогащение словаря по лексическим темам, закрепление навыков словообразования: «Елочка чудесница», «Логопедическое панно», «Сосчитай».
  7. Развитие связной речи. Составление рассказов предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности отображающей ход событий. В этом разделе используем следующие пособия: «Сюжетные серии с подсказками», «Чудо дерево».
  8. Компьютерные игры: «Игры для Тигры», «Гарфилд для дошкольников», «Веселые игры для слуха и речи», «Логопедические упражнения» и многие другие компьютерные программы по развитию речевых навыков у детей.
  9. Развитие мелкой моторики рук. Совершенствование речевых реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев. Здесь мы используем разнообразные «Шнуровки», «Штриховки», «Обводки».
  10. Взаимосвязь с педагогами и родителями. В разделе разработаны: консультации по речевым нарушениям, оформлены папки-передвижки, рабочие тетради.

Создавая в логопедическом кабинете условия для речевого и интеллектуального развития ребенка, следует помнить об эстетической составляющей образовательно-развивающей среды.

Важнейшей предпосылкой для решения коррекционных задач по социализации детей с речевыми нарушениями можно считать создание специальных условий обстановки, стимулирующей речевое и интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и наличие разнообразных качественных учебно-методических и учебно-дидактических пособий.

Кроме материальных компонентов в создании речевой среды большое значение имеет психологическая составляющая, которая обеспечивает контакт учителя-логопеда с воспитанником и создает эмоциональный настрой на положительный результат коррекционно-логопедической работы.

К психологической составляющей образовательно-развивающей среды относятся:

  • внимательность, доброжелательность, улыбчивость и отзывчивость педагога;
  • умение строить работу в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Оптимальная организация и эффективное использование образовательно-развивающей речевой среды в логопедическом кабинете способствуют повышению уровня результативности в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Приложение

Литература:

  1. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы рекомендации. -СПб.: Детство-пресс, 2006.
  2. Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.