Цель урока: отработка алгоритма работы над сочинением-рассуждением в формате ЕГЭ.
Задачи урока.
Учебные задачи:
- продолжить работу над композицией сочинения;
- учить различным формам формулирования проблематики текста;
- отрабатывать различные виды комментирования проблемы (текстуальный, концепционный);
- учить подбирать примеры для аргументации собственного мнения.
Развивающие задачи:
- развивать эмоциональную сферу учащихся;
- учить видеть прекрасное вокруг себя.
Воспитательные задачи:
- учить толерантности, умению работать в группе.
Предварительная работа: деление класса на 2 группы по 8 человек (всего в классе 16 человек).
На доске:
Прежде чем начать писать,
я задаю себе ТРИ вопроса:
что хочу написать, как написать
и для чего написать.
Ход урока
1. Оргмомент. Организация работы в группах.
2. Постановка цели и задач урока: Сегодня мы продолжим работу по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ. Работаем в группах. У каждой группы будет своё задание. В конце урока мы должны получить с вами 2 возможных варианта сочинения-рассуждения. Работаем над аспектами, которые пока ещё не очень хорошо получаются. А именно: комментирование проблемы текста и аргументация собственного мнения.
3. Знакомство с текстом В. Солоухина (один учащийся читает вслух, все следят).
(1)Анекдот про японцев (действительный случай, звучащий анекдотически) стал общеизвестным. (2)Японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (3)Когда же туристы возроптали: “Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте”, — японцы вежливо возразили и показали программу. (4)В программе было написано: с 9 утра до 11.30 — любование.
(5)Так вот — любование. (6)В этом весь секрет постижения красоты. (7)Согласитесь, если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше — это одно. (8)Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это, согласитесь, совсем другое. (9)Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, равно как на огонь или на водопад. (10)Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, игрой красок, шуршанием гальки, с его необъятным простором — всё это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть из окна поезда.
(11)Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, россыпь брусники вокруг старого пня, каждый раз, когда я видел что-нибудь красивое в природе, у меня появлялось чувство, похожее на досаду. (12)“Господи, — говорил я, — такое мне дано, но ведь с этим же что-то делать надо!” (13)А в это время идёшь куда-нибудь по делу и проходишь мимо красоты с чувством неудовлетворенности и досады.
(14)Потом я понял, что нужно: остановиться и смотреть. (15)Любоваться. (16)Созерцать. (17)Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что, если остановишься на двадцать минут, не избавишься от зуда движения, так тебя и будет подмывать двинуться дальше. (18) Остановиться перед красотой надо, не думая о времени, остановиться не меньше, чем на два часа. (19)Только тогда красота пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, а значит, и радость её постижения.
(По В. Солоухину)
Краткое сообщение о Владимире Алексеевиче Солоухине 1 учащегося.
4. Работа по тексту
А. Выделение наиболее значимой информации. Подчёркивание ключевых слов, словосочетаний, основных мыслей каждого абзаца.
Б. Определение темы данного текста.
- Любование природой;
- Созерцание природы;
- Постижение красоты природы.
В. Определение проблемы текста. Задания для групп:
1 группа – сформулировать проблему в виде утверждения.
2 группа – сформулировать проблему в виде вопроса.
При затруднении можно задать вопрос:
- Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? Философский, нравственный, социальный … Почему?
(Проблема относится к философскому, нравственному и социальному аспектам жизни человека.)
Проблемы текста, сформулированные учащимися:
1 группа в виде утверждения: Влияние красоты природы на душу человека.
2 группа в виде вопросов: Как красота природы влияет на душу человека?
Г. Включение проблемы в ученическую работу.
Как грамотно включить формулировку в текст сочинения?
Ответы учащихся:
- Автор поднимает проблему…
- Автор затрагивает важную проблему…
- Автора текста волнует проблема…
- Проблема, которую затрагивает автор, такова:
- Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
- Текст В. Солоухина заставил меня задуматься над проблемой…
- Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель В. Солоухин.
- Проблема, поднимаемая В. Солоухиным, - это…
- Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это…
- Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Солоухин.
- Что такое..? В чём заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?
Эту важную проблему поднимает автор.
Задание для обеих групп.
Запишите свои рассуждения в тетрадь, соблюдая все требования к письменному оформлению работы.
Д. Работа над комментарием к данным проблемам:
- Какие виды комментариев вы знаете? Текстуальный и концепционный.
- Что может включать в себя текстуальный комментарий?
Текстуальный комментарий - это объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
- Что может включать в себя концепционный комментарий?
Концепционный комментарий – интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу.
Работа по группам:
1 этап – обсуждение в группе алгоритма работы;
2 этап – запись своего варианта в тетради.
Задание:
1 группа – составление текстуального комментария;
2 группа – составление концепционного комментария.
Текстуальный комментарий
Алгоритм для учащегося (можно раздать для обсуждения в группе).
Задайте себе следующие вопросы и попробуйте ответить на них:
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
- На чём заостряет внимание? Почему?
- Какие имена, факты, события упоминает автор? Для чего?
- Какие эмоции автора выражены в тексте?
- Как выражено отношение автора к изображаемому? В чём это проявляется?
- Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Концепционный комментарий
Алгоритм для учащегося (можно раздать для обсуждения в группе).
Задайте себе следующие вопросы и попробуйте ответить на них:
- К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
- Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чём её значимость для общества?
- Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определённого склада ума, возраста, рода занятий и т.п.?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
- К каким выводам автор подводит читателя?
Е. Авторская позиция
- Как в данном тексте заявлена авторская позиция? (Заявлена прямо, явно, потому что это текст публицистического стиля.)
- Сформулируйте, пожалуйста, авторскую позицию.
(В мире разлитая красота обогатит нас духовно, если мы научимся созерцать её;
Секрет постижения красоты заключается в том, чтобы учиться созерцать природу, не думая о времени, любоваться ею;
Необходимо останавливаться перед красотой, наблюдая её часами;
Глубокий духовный контакт с природой возможен только при условии её созерцания, любования ею.)
- Для чего это нужно?
- Каждый ли человек (или только творческий) способен созерцать природу?
Авторская позиция – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Авторская позиция может быть явной, когда в тексте даётся прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю (публицистический текст). Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда её выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.
- Подберите фразу, которая поможет ввести позицию автора в контекст сочинения.
Ввести позицию автора в контекст сочинения помогут типовые конструкции:
- Позиции автора такова:
- Автор считает, что…
- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
- Автор убеждает нас в том, что
- В тексте доказывается мысль о том, что…
5. Высказывание собственного мнения, аргументация собственного мнения.
Что такое аргументация?
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседниками. Существуют различные виды аргументов (логические, психологические, иллюстративные).
А. Обмен мнениями:
1. Полностью согласен с позицией автора;
2. Частично согласен с позицией автора. Созерцание, любование природой – это прекрасно, это необходимо, но практически невозможно в городе.
3. Живя в современном мире, в условиях большого города, говорить о созерцательности, любовании, по меньшей мере, странно, по большей – смешно.
Созерцание природы – непозволительная роскошь в 21 веке.
Б. Выполнение заданий: коррекция авторской позиции, обсуждение мыслей учащихся.
- Можно ли найти время, предмет для любования в городе? Что это может быть?
- Какие аргументы здесь можно подобрать? (Яркий пример из жизненных наблюдений, цитирование, афоризмы (“Красота спасёт мир”), примеры из художественной литературы).
Задание для 1 группы: Подберите логические аргументы.
Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:
- Научные аксиомы;
- Положения законов и официальных документов;
- Законы природы, выводы, подтверждённые экспериментально;
- Заключения экспертов;
- Цитаты из авторитетных источников;
- Показания очевидцев;
- Статистические данные;
- Примеры из жизни или художественной литературы.
Задание для 2 группы: Подберите психологические аргументы.
Психологические аргументы - это доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:
- Эмоциональная убеждённость пишущего;
- Ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);
- Примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;
- Указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;
- Апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (красота, природа, духовность и т.д.).
- - Через какие средства можно передать эмоциональную убедительность?
(Художественные тропы, оценочные прилагательные, риторические и восклицательные предложения)
6. Работа над композицией сочинения. Работа над вступлением и заключением сочинения.
Вступление – формулируется проблема текста;
Основная часть – комментарий, авторская позиция, собственная позиция, аргументы;
Заключение – итог, вывод.
Рекомендации для учащихся
А. Вступление
- Проблемный вопрос;
- Общие сведения об обсуждаемой проблеме;
- Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме;
- Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текста;
- Создание определённого эмоционального настроя;
- Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста;
- Цитата из текста или другого источника, связанная с рассматриваемой проблемой;
- О бращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Задание для 1 группы: напишите вступление.
Возможные варианты:
- Проблемный вопрос;
- Общие сведения об обсуждаемой проблеме;
- Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме;
- Цитата из текста или другого источника, связанная с рассматриваемой проблемой.
Задание для 2 группы: напишите вступление.
Возможные варианты:
- Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текста;
- Создание определённого эмоционального настроя;
- Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.
Б. Заключение
Различные способы оформления заключения:
- Обобщение основных мыслей автора;
- Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос;
- Призыв, обращение к читателю;
- Использование цитаты или мысли известного адресата (учёного, писателя, философа…);
Задание для 1 группы: напишите заключение.
Возможные варианты:
- Обобщение основных мыслей автора; вывод;
- Использование цитаты или мысли известного адресата (учёного, писателя, философа…).
- Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос;
- Призыв, обращение к читателю;
- Использование цитаты или мысли известного адресата (учёного, писателя, философа…).
Задание для 2 группы: напишите заключение.
Возможные варианты:
- Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос;
- Призыв, обращение к читателю;
- Использование цитаты или мысли известного адресата (учёного, писателя, философа…).
7. Чтение и обсуждение 1-2 работ.
8. Подведение итогов работы. Объявление оценок.
9. Домашнее задание:
Проверить работу своего товарища. Выставить баллы по экспертной шкале.
Отметить плюсы и минусы работы. Написать краткую рецензию.